ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Дивен Бог во святых Своих

 


Нетленные мощи преп. Александра Свирского

 

Бог, дивный и неизследимый в делах Своих, дивно прославляет Своих святых, которых предузнал, что они будут соответствовать образу славы Его. Еще в этой жизни Он дает им власть творить преславные знамения и чудеса ради веры и добродетельного жития их; по кончине же хранит нетленными тела их, от которых изливается благовонное миро и изобильно источаются струи исцелений.

Так прославил Он и возлюбленного Своего угодника преподобного Александра, которого, ради сердечной чистоты и добродетельной жизни, еще от чрева матери избрал наставником ко спасению множества душ.

Как в жизни сей Он славным сделал имя его, творя рукою его знамения и чудеса, так и по смерти не дал увидеть ему истления, но благоволил служившее при этой жизни храмом Духу Святому честное и святое его тело, как великое светило, положить в Своей церкви, чтобы оно сияло там своими преславными чудесами. Совершилось же обретение честных и многоцелебных мощей преподобного следующим образом.

Когда этот добрый делатель винограда Христова, насажденного им в пустыне, совершил свое подвижническое шествие и душою взошел к возлюбленному им Господу, ученики его, согласно данному от него завещанию, честно похоронили его святое тело в отходной пустыни, где и до сего времени погребается вся братия, как об этом упомянуто в житии его.

В царствование благочестивого и христолюбивого Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, при сыне его благоверном Царевиче и Великом Князе Алексие Михайловиче, настоятелю Свирской обители игумену Авраамию пришла мысль над телом преподобного Александра построить каменную церковь, так как существовавшая до того времени деревянная была тесна и приходила в ветхость. Согласившись о том с братией, они вместе обратились с просьбой к Самодержцу о разрешении на постройку.

Царь повелел удовлетворить их прошению, щедро пожертвовав на устройство храма деньгами.

В 1641 году от Рождества Христова, согласно повелению благочестивого Царя, разобрали ветхую церковь во имя преподобного Александра, где находилась и гробница, поставленная над его телом. В то время совершилось страшное и достойное удивления чудо, побуждающее к большему познанию угодника Божия. 15 апреля, в четверг Вербной недели, вечером сделался необыкновенный гром и молния, которая падала на землю и не исчезала вдруг, как обычно бывает, а сияла долгое время. То же самое явление повторилось и в пятницу вечером. А 17 апреля, в субботу праведного Лазаря, друга Божия, во время Божественной Литургии paбочие на месте бывшей церкви копали ров для стен новой каменной в честь благолепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа церкви с двумя приделами: по правую сторону во имя святителя Христова Николая Чудотворца и по левую – во имя преподобного Александра, Свирского Чудотворца. Когда начали копать ров для передней стены, на восточной стороне храма, где было престольное место прежней деревянной Церкви расстоянием немного более полуаршина, к востоку от гробницы преподобного, обрели гроб. Земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая.

Рабочие, видя это, ужасались и дивились такому чудесному положению обретенного гроба и недоумевали, что сделать с ним.

В это время случилось мимо них проходить священноиноку того же монастыря Елисею, который, видя их, стоящих долгое время без дела и удивляющихся, сказал им: «Что стоите не делающе?» Они пригласили и его взглянуть на гроб, служивший для них предметом удивления. Елисей, подошел к ним и увидел это преславное чудо, т. е. что земля наподобие пещеры стояла над гробом, ничем не поддерживаемая. Он оградил себя крестным знамением и осторожно открыл верхнюю доску гроба. Внутри гроба Елисей увидел целое, нисколько не поврежденное тело, а также и одежды целы и нетленны. Придя в великий страх и размышляя в себе, он понял, что это мощи преподобного Александра, и, задвинув обратно доску, направился в монастырь известить о случившемся игумена Авраамия и всю братию.

Игумен в то время служил Божественную Литургию, которую совершив и причастив братию Святых Таин, скоро отправился со всеми посмотреть на чудесное явление.

Когда услышали о том монастырские служители, то каждый, оставив свою работу, перегоняя друг друга, торопливо с большим усердием пошли посмотреть на предивное видение то; погода в тот день стояла весьма тихая и приятная. Когда пришли они на основание церкви, игумену сейчас же показали обретенный гроб. Он, сойдя со священноиноками в ров, снял верхнюю доску с гроба, и повсюду разлилось сильное благоухание от мощей преподобного, так что все место то исполнилось благовония, каждения же в то время не было. И увидали все лежащее тело преподобного Александра, цело и ничем невредимо, в мантии и схиме по чину повитое, и аналав на нем весь цел, из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону, по чину обе обуты в сандалии. По телу его, подобно некоторым растущим цветам, разошлось благовонное миpo и излилось, как вода. Видя это, все бывшие там исполнились ужаса и радости и прославили Всемогущего Бога.

И приказал игумен принести новый гроб (т. к. старый весь истлел, уцелела только нижняя доска, на которой лежало многотрудное тело преподобного Александра). Облачившись вместе с иеромонахами в священные одежды, они положили честные мощи преподобного в новый гроб при пении псалмов и других священных песней, и на плечах своих принесли в храм святителя Николая, находящийся там же, в отходной пустыни преподобного. И было много исцелений от многоразличных болезней с верою приходящим ко святым мощам преподобного Александра.

 

Житие и чудеса
преп. Александра
Свирского. СПб., 2003.

 

 

 

 

2 / 15 апреля. Понедельник. Седмица 5-я Великого Поста.

Преп. Тита чудотворца (IX). Мчч. Амфиана и Едесия (306). Мч. Поликарпа (IV).

 

3 / 16 апреля. Вторник.

Преп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (824). Мц. Феодосии девы (307–308). Преп. Иллирика. Мчч. Елпидифора, Дия, Вифония и Галика. Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет».

 

4 / 17 апреля. Среда.

Преп. Иосифа Песнописца (883). Преп. Георгия, иже в Малеи (IX). Прмчч. Вениамина и Никифора (1928). Сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии (1932). Сщмч. Иоанна пресвитера (1933). Мч. Иоанна (1943). Преп. Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Преп. Зосимы Палестинского (ок. 560). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341–343).

 

5 / 18 апреля. Четверг.

Перенесение мощей свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси (1652). Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Сщмч. Алексия пресвитера (1930); сщмч. Николая пресвитера (1931). Преп. Пуплия Египетского (IV). Препп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Преп. Марка Афинского (ок. 400). Преп. Платона, исп. Студийского (814). Преп. Феодоры Солунской (892).

 

6 / 19 апреля. Пятница.

Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Сщмч. Иоанна пресвитера (1934); сщмч. Иакова пресвитера (1943); преп. Севастиана Карагандинского, исп. (1966). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Преп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

 

7 / 20 апреля. Суббота.

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Преп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Сщмч. Аркадия пресвитера (1933); прмц. Евдокии (1939). Преп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Преп. Серапиона монаха.

 

8 / 21 апреля. Неделя 5-я Великого Поста.

Преп. Марии Египетской (празднование в 5-ю Неделю Великого Поста). Aпп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Сщмч. Сергия пресвитера (1933). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Преп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432).

 

9 / 22 апреля. Понедельник. Седмица 6-я Великого Поста. (Седмица ваий)

Мч. Евпсихия (362). Мч. Гавриила (1942). Мчч. Дисана епископа, Мариава пресвитера, Авдиеса и прочих 270-ти (362–364). Прмч. Вадима архим. (376).

 

10 / 23 апреля. Вторник.

Мчч. Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249–251). Сщмч. Флегонта пресвитера (1938); мч. Димитрия (1942). Мчч. Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских (ок. 380). Сщмч. Григория V, Патриарха Константинопольского (1821).

 

11 / 24 апреля. Среда.

Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68). Мчч. Петра и Прохора (1918); сщмч. Николая пресвитера (1938). Препп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова, сподвижника его (XV). Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576). Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67). Преп. Фармуфия (IV). Преп. Иоанна, ученика преп. Григория Декаполита (IX).

 

12 / 25 апреля. Четверг.

Преп. Василия исп., еп. Парийского (после 754). Прмч. Сергия (1938). Сщмч. Зинона, еп. Веронийского (ок. 260). Преп. Исаака Сирина, в Сполете Италийском (550). Прмчч. Мины, Давида и Иоанна (после 636). Преп. Анфусы девы (801). Преп. Афанасии игумении (860). Муромской (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери.

 

13 / 26 апреля. Пятница.

Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303). Прмц. Марфы (1941). Мч. Крискента, из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды Египетской (476).

 

14 / 27 апреля. Лазарева суббота.

Воскрешение прав. Лазаря. Свт. Мартина исп., папы Римского (655). Св. Александра исп., пресвитера (1941). Мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (1347). Мч. Ардалиона (305–311). Мчч. 1000 Персидских и Азата скопца (ок. 341). Виленской иконы Божией Матери.

 

15 / 28 апреля. Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Сщмч. Александра пресвитера (1930). Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Тапале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100–130) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372).

 

16 / 29 апреля. Великий Понедельник.

Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери.

 

17 / 30 апреля. Вторник.

Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344). Преп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Преп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Св. Михаила исп., пресвитера (1935); сщмч. Феодора пресвитера (1942). Обретение мощей преп. Александра Свирского (1641). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник