ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СВЯТАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Поучения пред Исповедью
и Причащением Святых Христовых Таин

 

 

 

Приспел ныне час для вас, братия христиане, принести плоды говения, плоды поста и многой молитвы, – приспел час Исповеди и покаяния. «Покайтеся, приблизилось Царствие Небесное» (ср.: Мф. 3, 2), – так говорит ныне Святая Церковь, повторяя и слово Иоанна Крестителя, проповедника покаяния, и Слово изначальное из проповеди Самого Сына Божия.

Не раз, конечно, вам приходилось приступать к этому великому и важнейшему Таинству, которое открывает ход к Чаше жизни и соединения со Христом в Пречистом Теле Его и Святейшей Крови. И вы, поэтому, несомненно, хорошо знаете, как должно по-христиански отнестись к Исповеди; знаете, что не священник принимает Исповедь, а Сам Господь; знаете, что потребно кающемуся сердечная и живая вера в Искупителя, Который Един дал и дает нам очищение греха; знаете, что нужно сокрушение осознанное и открытое исповедание своих неправд, без утайки и без лукавого желания извинить себя и смягчить самый грех; знаете, что нужно крайнее желание не возвращаться на прежний путь порока, не брать за порогом храма вновь той тяжкой и гибельной ноши греховной, которую мы сложим в храме на Исповеди и которая до Исповеди бременила дух, тяготила совесть, отравляла жизнь.

Аще сия весте, блажени есте, аще творите я (Ин. 13, 7); если все это знаете, то блаженны будете, если исполните. Так говорит Евангелие. Ежегодное повторение Исповеди дает нам спасительное знание того, что требуется от кающегося. Но здесь же таится и великая нравственная опасность: страшно, если Исповедь при частом, но совершенно необходимом повторении обратится только в обряд; страшно и ужасно, если Таинство обратится в какую-то привычку, которая проделывается безсознательно, ради отбычи какой-то повинности.

Нам, пастырям, к сожалению, весьма часто приходится наблюдать такое именно отношение к Исповеди, подойдет говельщик к аналою: уставные поклоны, затверженные ответы: грешен и грешен; снова поклоны, крестное знамение, безучастное выслушивание великой разрешительной молитвы – и конец! Холодным подошел он к Таинству, холодным оставался в беседе с отцом духовным, и таким же холодным отошел от Евангелия и святого Креста, на котором изображен пред ним распятый Искупитель.

Не апостолы и мироносицы у Креста Господня; не кающийся и спасенный разбойник, распятый с Иисусом; не сотник, стерегущий Распятого и уверовавший в Него, и даже не те зрители на Голгофе, которые, видяще бывающая, биющие перси своя, возвращахуся (Лк. 23, 48), по изображению евангелиста, – не эти примеры применимы к таким исповедникам и говельщикам; к ним подходят воины, стоявшие у Креста, привычные к жестокости, к крови и казням, и потому равнодушные к смерти Сына Божия, Искупителя грешных людей.

Но бывают случаи, когда пастыри являются свидетелями искреннего, глубокого, сокрушенного раскаяния, огненной скорби, горючих слез, пламенной веры, спасающей надежды, огненного молитвенного порыва. Это – случаи Исповеди предсмертной. Когда воочию близок конец, когда пахнет холодом могилы, когда пред очами предстоит вечность, когда неизмеримо грозною стоит мысль о смерти, суде, отчете, тогда вопль покаяния и сокрушения сердечного срывается с уст грешника, тогда раскрывается вся жизнь без утайки, тогда бичуется грех и грешник без пощады, тогда смирение захватывает всю душу, тогда пламенеет молитва о помиловании, тогда с отрадою и благодарностию Богу спасающему выслушивается великое слово из уст священника: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо, вся согрешения твоя; и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих…» Каждое слово этой молитвы падает тогда, как дождь на землю иссохшую и жаждущую, как целебный бальзам на больное сердце.

Хочешь ли ты, брат мой, пережить этот высокий подъем духа и покаянного настроения? В таком случае прими совет мужей духовного опыта: принеси ныне Исповедь так, как бы приносишь ты ее в последний раз в жизни; исповедайся так, как бы ты исповедовался на смертном одре.

Разве не читаем мы в молитве: «Се ми смерть предстоит, се ми гроб предлежит»? Разве, в самом деле, ты уверен в продолжении жизни на многие годы? Разве, в самом деле, так далеко отстоят от нас смерть и могила? Разве не каждый день ты убеждаешься, как непрочна жизнь и как, наоборот, верна и близка и неизбежна для нас смерть?

Посмотри же в очи вечности. Стань, как в предсмертной Исповеди, пред лицом Святого и Всевидящего. Проникнись полным омерзением ко греху. «Не обинуяся, рцы вся, елика содеял еси»; скажи деяния без утайки – все тайны страстей и духовных вожделений. Сознай всю гнилость твоего внутреннего человека, всю пагубу твоего нравственного падения.

Но не отчайся, но помни, что милосерд Спаситель. И разбойника помяни, и блудницу, и Закхея, и мытаря, и сына блудного, и овцу заблудшую, и драхму потерянную, и должника прощенного, и гонителя покаявшегося: то образы истинного покаяния, то предупреждение от отчаяния, то указание веры и надежды, то образы спасения и восстания, то светлые проповедники милосердия Божия.

Кайся, как будто перед смертью. Если же даст тебе Господь еще продление жизни, то не вред, не худое что даст тебе такая Исповедь: она осветит, очистит, осмыслит все дни твои; она будет для тебя источником самых чистых вдохновений, самых глубоких дум, самых возвышенных и радостных чувств.

В этих мыслях и настроениях приступите, братие, к слушанию умилительных молитв пред Исповедью, приступите и к самой Исповеди.

Церковь Божия вам говорит: «Се, чада, Христос невидимо стоит, приемля исповедание ваше!» Аминь.


+ + +

 

Прочитаны трогательные и умилительные молитвы пред Причащением. Приготовились вы в духе и приблизились к Алтарю Господню и возвели очи ваши к Богу. Еще несколько минут, и отнимется завеса, отделяющая нас от Тайны Святого Святых; и отверсты будут врата; и откроется вход к горнему Престолу; и предстанет Господь в Чаше жизни, и предостерегающее слово нам скажет Святая Церковь: «Со страхом Божиим и верою приступите!»

Да, страшно приступить к Чаше Господней, но еще страшнее не приступать, ибо это значить не иметь части со Христом. Страшно сену и тернию коснуться огня Божества, – но пусть заранее в огне покаяния сгорит в нас и испепелится все худое, все греховное, все нечистое, лишь бы нам не удалиться от Господа.

Братия возлюбленная, ученики Христовы! Братия святая, звания Христова причастники! В настоящие минуты наше собрание во всем подобно той горнице, в которой Иисус Христос некогда совершил Тайную Вечерю с учениками Своими. Свершает Он ее ныне и с нами. Желанием возжелал Он сию пасху ясти с нами (ср.: Лк. 22, 15): возлюбив сущия своя в мире, Он до конца возлюбил их (ср.: Ин. 13, 1), даже до Креста и смерти, даже до приобщения нас Телу и Крови Его. На Тайной Вечери были апостолы, был среди них и Иуда… Все говорили: не я ли, Господи? (Мф. 26, 22), все были поражены страхом и ужасом при словах Учителя: сие есть Тело Мое, <…> сия есть Кровь Моя (Там же, 26–28); все прискорбны и трепетны, когда узнали из слов Господа, что кто-то, один из них, предаст Христа, но все приняли Тело и Кровь. И потом все они пошли за Христом даже в Гефсиманию, и только один, сын погибельный, ушел во тьму ночную на темное дело, на гнусное предательство.

На все века Церковь пред каждым Причащением верующих ограждает их этим страшным напоминанием о предателе: «ни лобзания ти дам, яко Иуда». Да будет оно и теперь перед нами! От Тела и Крови Спасителя, по выходе из храма, не пойдем на путь предательства Его греху и миру; это значило бы, что здесь мы лобызали Его притворно и лицемерно. Нет, приступим к Нему, как апостолы; приступим со страхом, но, вместе с тем, приимем Святые Тайны с желанием и верою, и потом – за Христом по пути жизни и не оставим Христа, хотя бы из-за Него, из-за верности Ему, Его учению наша жизнь обратилась в муку Гефсимании или даже Голгофы. Лучше все скорби, но со Христом, чем все радости, но без Христа.

Вот Он исходит сейчас к нам в Чаше Жизни. Вонмем! Станем добре, станем со страхом! Слухом духовным, слухом веры слышим мы шелест риз Христовых и трепетание крыл ангельских. Благоговей, христианин!

Со страхом Божиим и верою приступите! Благословен Грядый во имя Господне! Аминь.

 

Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник