АНТИЭКУМЕНИЗМ | ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА | СТРАНИЦА 14 |
Продолжение. Начало в № 14(38)
ОСНОВАНИЕ ДЕСЯТОЕ:
ЭКУМЕНИЗМ НЕ ДОПУСКАЕТ ПРАВОСЛАВНОГО
МИССИОНЕРСТВА СРЕДИ ИНОСЛАВНЫХ; ОН УТВЕРЖДАЕТ
ПРОТЕСТАНТСКИЕ ОБЩНОСТИ В КАЧЕСТВЕ «ЦЕРКВЕЙ»;
НАЧИНАЕТ ПРИТЯЗАТЬ И НА ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ И
ЗАРАЖАЕТ ЕЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО ЧУЖДЫМ ДУХОМ ОБМИРЩЕНИЯ
Г) ЖЕНЕВА НАЧИНАЕТ
ДИКТОВАТЬ
УСЛОВИЯ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Введение нового календарного стиля в Церкви подрывает у народа доверие к ней как к оплоту неизменного Православия.
Здесь необходимо добавить, что проведенная у нас (в Болгарской Православной Церкви – примеч. ред.) реформа веками используемого в Церкви Христовой календаря еще не окончательна и является лишь началом новых, еще более серьезных календарных изменений. В качестве второго этапа готовится изменение православной Пасхалии и превращение Пасхи в неподвижный праздник. Об этом уже открыто говорится в наших церковных изданиях (см.: Сабев Т. Церковно-календарный вопрос. София, 1968. С. 58–60; Мефодий, архим. О календарной реформе // Духовная культура. Кн. 9–10. 1969. С. 37–43, 57–59; Чифлянов Б., прот. Дата Пасхи // Церковный вестник. № 11. 1971. С. 3–5; и др.). Для совершения этой новой реформы подготавливается почва, и все чаще звучат слова о необходимости освобождения православной Пасхи от «досадной зависимости от пасхи иудейской» и прикрепления ее к определенному дню – например, второму воскресенью апреля.
Уже откровенно говорится и о необходимости отмены некоторых канонов, поскольку реформа Пасхалии антиканонична и не может совершиться на основании святых канонов. Как известно, она противоречит 7-му Апостольскому правилу, 1-му правилу Антиохийского Собора и решениям Первого Вселенского Собора. Чтобы православные перестали критично воспринимать предлагаемые беззаконные реформы, им постепенно внушают, что каноны «устарели», «уже несовременны», а некоторые и вовсе объявляют фактически недействительными на том основании, что они уже не соблюдаются (см.: Сабев Т. Указ. соч. С. 60–61. Мефодий, архим. Указ. стат. С. 43).
Но если рассуждать таким образом, то мы придем к возможности «узаконивать» в Церкви любые беззакония. Каноны даны православным христианам Святыми Отцами, при благодатном содействии Святаго Духа (см.: Деян. 15, 28), – не для того, чтобы мы судили их и выносили приговоры об их «несовременности», а для того, чтобы они судили нас и научали церковной дисциплине и послушанию. Например, 10-е и 45-е Апостольские правила о недопустимости молитвенного общения с иноверцами и еретиками уже давно многими не соблюдаются. И мы видим, до чего это доводит «православных» экуменистов. Неужели же мы должны зачеркнуть эти священные каноны только потому, что ими пренебрегают «православные» экуменисты, и заменить их новыми, с противоположным смыслом? Но это будет означать фактический переворот в каноническом праве, да и в самом Православии.
Модернистская болезнь реформирования, навязываемая ВСЦ (экуменической организацией «Всемирный совет церквей» – примеч. ред.), поразила, к сожалению, руководство почти всех Поместных Православных Церквей. Межправославная комиссия по подготовке ожидаемого вероотступнического «Великого Собора Восточной Православной Церкви», против проведения которого слышны серьезные и оправданные протесты (см.: Irenikon. № 3. 1972. P. 420–421), на своем заседании в Женеве 16–28 июля 1971 года, рассмотрев вопрос православных постов, внесла множество предложений по их сокращению, отмене и облегчению. А в отношении календаря она рекомендовала (разумеется, под давлением ВСЦ) введение нового стиля и новой «пасхалии» во всех Поместных Православных Церквах. При этом откровенно говорилось, что целью реформы является не единство православного мира, а решение экуменической задачи – праздновать «великие христианские праздники одновременно во всем христианском мире» (см.: Скобей Г. На пути к святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви // ЖМП. № 4. 1972. С. 53). Эта экуменическая задача четко была обозначена еще в 1920 году в изданном тогда злополучном Окружном послании Константинопольской Патриархии, ставшем первым шагом к сближению с инославными исповеданиями (см.: Делибаси А.Д. Ересь экуменизма (на греческом языке). Афины, 1972. С. 231–232).
И у нас экуменисты упорно работают в направлении отступления от Православия. С помощью своих статей профессор Т. Сабев готовит почву для принятия православными верующими намеченной смены вековой православной Пасхалии. Он представляет решение Первого Вселенского Собора по этому вопросу едва ли не идентичным по духу мнениям и тенденциям нынешних экуменических кругов. В разных вариациях профессор пытается навязать своим читателям мысль, что решение 318-ти Святых Отцов, собиравшихся в Никее, было: «Воскресение Христово праздновать одновременно – в один день всем христианам» (Сабев Т. Пасхальный вопрос и Первый Вселенский Собор // Церковный вестник. № 4. 1976. С. 5). Он намеренно умалчивает (что непростительно для него как историка) о том, что это решение не касалось еретиков, а относилось только к православным христианам, среди которых до его принятия существовали некоторые разногласия по вопросу Пасхалии. Это соборное решение не относилось ни к арианам (считавшим себя «христианами»), ни к гностикам-маркионитам (Маркион тоже был убежден, что является истинным христианином), ни к манихеям (Манес был бывшим пресвитером Православной Церкви), ни к антитринитариям-динамистам (чьим главным представителем был Павел Самосатский, антиохийский епископ), ни к антитринитариям-модалистам (с их идеологом пресвитером Савелием). Всех их Церковь отлучила и не желала иметь с ними ничего общего, не то что праздновать вместе свой величайший праздник!
И, если сегодня ВСЦ стремится к объединению всех в ереси, недопустимо представлять Никейский Собор как образец для ВСЦ. Вселенский Собор отверг ереси, а ВСЦ их собирает. Никейский Собор ратовал за всеправославное единство, а ВСЦ – за всееретическое и плюралистическое. Собор был выразителем истины и потому истинным Вселенским Собором, а ВСЦ является ее исказителем и узурпатором названия «экуменический» (= вселенский). При этом Первый Вселенский Собор утвердил и завещал на все времена точно определенные принципы исчисления дня Пасхи, а ВСЦ сегодня стремится их подорвать и уничтожить.
Принимая во внимание все эти факты, можно ли согласиться с мыслью профессора Т. Сабева о том, что «новая (экуменическая – примеч. авт.) инициатива относительно совместного празднования Пасхи <…> черпает энтузиазм и силы от вселенско-экуменического духа Никейского форума и его решения о единообразии в пасхальной традиции»?!
Унификация календаря и Пасхи с намерением добиться полного единства в праздниках с инославными не отвечает интересам Православной Церкви, но ведет к исполнению антиправославной экуменической цели – постепенному стиранию границ между православными и еретиками и приобщению Православия к подрывным началам экуменизма.
Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)
Перевод с болгарского языка
Печатается с сокращениями
Публикуется по изданию:
СПб., 1992. Текст сверен
с изданием: София, 1998;
исправлен и дополнен редакцией
«Православного Креста»
Продолжение следует