ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Данная проблема актуальна не только
для одного отдельно взятого прихода»

 


 

Наши читатели обратились в редакцию с просьбой прокомментировать следующую ситуацию, сложившуюся у них на приходе.

Их храм уже четыре года посещает женщина-армянка. Она ходит почти на все богослужения, усердно молится, участвует в Таинствах – исповедуется, причащается, разговаривает со священником. Никому из верующих не могло прийти в голову, что она – неправославная. И лишь недавно они узнали, что эта прихожанка принадлежит к так называемой «Армянской апостольской церкви».

Оказалось, что, переехав в Россию и придя в храм, она обратилась к батюшке и рассказала все о себе. Священник же сказал ей, что между Православной Церковью и «Армянской апостольской» нет никаких различий в вере, потому она смело может исповедоваться и причащаться в этом храме. Но когда на приход поставили второго пастыря, он выяснил у женщины, в какой «церкви» она была «крещена», и ужаснулся тем фактом, что, будучи неправославной, она приступает к Таинствам. Он запретил ей причащаться и исповедоваться и стал убеждать принять Православное Крещение. В то же время первый священник демонстрировал недовольство и откровенную неприязнь к своему собрату и продолжал отстаивать мнение, что члены «Армянской церкви» веруют так же, как мы.

Между священнослужителями возник конфликт, и эта информация дошла до митрополита, который, слава Богу, поддержал второго, ревностного пастыря. В итоге, после ряда разъяснительных бесед, женщина приняла Святое Крещение и в настоящее время так же усердно посещает храм, молится и участвует в Таинствах. Однако до сих пор многие прихожане смущаются и недоумевают относительно данной ситуации. Поэтому читатели попросили нас помочь им разобраться в случившемся и объяснить, почему члены «Армянской апостольской церкви» не могут участвовать в православных Таинствах. С этим вопросом мы обратились к нашему постоянному автору иеромонаху Петру (Семенову).

 

+ + +

 

Данная проблема актуальна не только для одного отдельно взятого прихода. В настоящее время десятки, а может быть, сотни тысяч армян проживают в России. Поскольку здесь практически нет армянских молелен, они идут в православные храмы, ибо искренне считают себя православными. Но не все те православны, кто сам себя называет таковым, а лишь те, кто содержит православное учение в чистоте. К сожалению, этого нельзя сказать об армянах, принадлежащих к «Армянской апостольской церкви».

Согласно православному учению, еретиком считается человек, погрешающий хотя бы в одном догмате. А армяне-григориане искажают Православие не в одном, а в нескольких пунктах. В частности, они до сих пор придерживаются монофизитской ереси, согласно которой Божество поглотило во Христе человечество, и два Его естества – Божеское и человеческое – превратились в одно. Преподобный Максим Грек, характеризуя заблуждения армян-григориан, пишет: «Армянское зловерие, составившееся из различных ересей, заключает в себе три главнейшие и более других нечестивейшие и мерзкие ереси. Первая из них и злейшая всех заключается в том, что они мудрствуют, что во время спасительных страданий Бога Слова, безстрастное Божество подверглось смерти, как и человечество; вторая, которая утверждает, что вочеловечившееся Слово Божие, после Вознесения на Небо, совлеклось принятой Им от пречистых кровей Пречистой Богоматери Божественной плоти; третья же неправильно смешивает не смесно соединившиеся во Христе два естества – человеческое и Божественное, которые будто стали одним естеством».

Исповедуя это лжеучение, армяне не принимают выработанную Святыми Отцами Четвертого Вселенского Собора православную формулировку о соединении двух естеств во Христе – Божеского и человеческого. Святые Отцы учат, что два естества в нашем Господе соединились неслитно, неизменно. Эти слова опровергают вышеозначенное лжеучение еретиков-монофизитов. Кроме того, по соборному учению, естества во Христе соединились нераздельно и неразлучно. Этими словами опровергается лжеучение еретиков-несториан, которые разделяли во Христе естества, а также лжеучения других еретиков, отрицавших, что два естества во Христе соединены были постоянно и непрерывно.

Таким образом, коснение в монофизитской ереси и упорное нежелание армян принять это и другие постановления Халкидонского и последующих за ним Пятого, Шестого и Седьмого Вселенских Соборов делает их еретиками.

Правда, современные монофизиты преподают свое учение в обновленном виде, доказывая, что их отцов незаконно, не по правилам обвинили в ереси, в то время как они сами предали анафеме монофизитского ересиарха Евтихия. Но если ознакомиться с их богословскими воззрениями, то они не изменились.

Несмотря на это, в 1993 году «православные» экуменисты подписали с монофизитами Шамбезийское соглашение, принимающее их еретические расплывчатые формулировки, предающее нашу святую веру и признающее еретиков «православными». Это соглашение в православном народе получило название «Шамбезийской унии».

Возможно, что первый священник, о котором идет речь в рассматриваемом случае, принял эту унию и стал последователем ее лжеучения. А второй отец оказался ревностным пастырем, знающим Православную веру. Он поступил по святоотеческому учению и по совести. Как сейчас не хватает таких простых, но крепких верой священников!

Что касается прихожан, то им, безусловно, следует быть более внимательными и ревностными к соблюдению канонов Святой Церкви и спасению ближних. Следует знать, что подавляющее большинство армян – еретики-монофизиты и в подобных случаях надо выяснять, православны ли они. Если окажется, что они «крещены» в «Армянской церкви», то их следует призывать к присоединению к Православной Церкви, объясняя, что без этого их участие в жизни Православной Церкви не принесет им душевной пользы и не приведет ко спасению.

 

Иеромонах Петр (СЕМЕНОВ)

 

 

ФАКТЫ ||
Можно ли достичь святости в исламе?

    

    


     Епископ Орский и Гайский (Оренбургская митрополия РПЦ МП) Ириней 2-го июля c.г. на встрече «Международное сотрудничество и его роль в борьбе с терроризмом» прочел доклад «Православие и ислам – возможности диалога»; в заключение он отметил: «И мусульманам, и христианам следует стремиться не к слепому фанатизму, а к более четкому следованию Писаниям и к возвышению религиозного сознания, на вершине которого – святость, где стираются различия между всеми земными традициями и царит лишь одна – Божественная». Исходя из этих слов, получается, что христиане и мусульмане веруют в Одного Бога и в обеих религиях можно достичь святости.
     Но такой взгляд коренным образом противоречит учению Православной Церкви. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Напрасно, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! <...> Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и Ветхозаветной, и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святой, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как Вы хотите, чтоб язычники и магометане за то, что они кажутся Вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю Вам, средством, – верою в Искупителя?»
     Таким образом, магометане не только никогда не достигнут святости, но даже не наследуют спасения. А кандидат богословия епископ Ириней говорит о некой возможной «святости» мусульман через следование Корану, который преподобный Максим Грек называл «бесовдохновенной книгой» (см. Ответы христианам против агарян, хулящих нашу Православную христианскую веру). Какого же богословия он придерживается в данном вопросе? Очевидно, что не православного.
     Святитель Игнатий наставлял: «Христиане! Познайте Христа! Поймите, что Вы Его не знаете, что Вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства». Эти слова богомудрого Святого Отца можно адресовать и Орскому епископу.


Максим БОЙКО

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник