ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ,
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 

ГЛАВА VI:
О ПРЕДЛОЖЕНИИ И
СОСУДОХРАНИТЕЛЬНИЦЕ ИЛИ ДИАКОННИКЕ

 

 

§1.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
СОСУДОХРАНИТЕЛЬНИЦА
ИЛИ ДИАКОННИК В АЛТАРЕ

 

Алтарь или самое святилище находится под средним полукружием (конхой), где возвышается и святой престол; по сторонам же алтаря под северным полукружием – предложение, или по нынешнему наименованию – жертвенник, а под южным – сосудохранительница или диаконник.

Такое расположение частей алтаря можно видеть из слов святителя Симеона Солунского, который, говоря об устройстве алтаря, пишет: «Когда по воле Божией все устроится внутри и вне храма, тогда святилище, т.е. алтарь ставится на востоке (средине), предложение по правую сторону (смотря от востока к западу), по левую же диаконник; предложение или жертвенник ставится не для священнодействия, но только для предварительного приношения хлеба и вина и приготовления их к священнодействию и Литургии. А так как на жертвеннике бывает только предварительное приношение и приготовление хлеба и вина к священнодействию, то окончательное, торжественное, совершенное приношение Даров и самое освящение оных, эта истинная проскомидия, совершается на истинном жертвеннике, т.е. святом престоле, или на Божественной трапезе» (о сем смотри во 2 ч., гл. 7, § 32).

В южном полукружии отдельное место составляет сосудохранительницу (или диаконник), где по удобности располагаются и хранятся книги, одежды и священные сосуды и откуда по мере надобности они и берутся; здесь же хранятся и хлебы, прежде Литургии приносимые и в свое время (за другими службами) молитвою освященные, и вода в день Богоявления Господня освященная. Эту воду диаконы во всякое время выносят и дают кающимся и от Причастия отлученным (о чем смотри в 4 ч., гл. 9, § 7). Диаконник находится под непосредственным распоряжением диаконов, которые суть и хранители священных вещей, здесь находящихся.

Сосудохранительница называется диаконником, от слова «диакон», или от должности, им свойственной (ибо «диаконник» значит «диаконская (служебная) палата», а слово «диакон» значит «служитель»); сосудохранительницей же это место называется по вещам, в нем хранимым. Из предыдущей главы видно было, что, по Симеону Солунскому, диаконы не могут сидеть на сопрестолии; но немного дальше, в той же главе он местом для сидения диаконам назначает диаконник. «Им (диаконам), – пишет Симеон Солунский (гл. 135), – иное отделено место, которое и называется диаконник, где им и следует сидеть». Однако место, находящееся под южным полукружием, не всегда на самом деле бывает диаконником или сосудохранительницею; так, если в иной церкви в один день нужно бывает служить две Литургии, тогда в диаконнике устрояется другой престол: оба эти престола отделяются друг от друга стеною.

 

ПРИДЕЛ ИЛИ ПАРАЕККЛИСИЯ

 

Первый или средний из этих престолов называется главным, а второй, устроенный в диаконнике, приделом, параекклисией, т.е. прибавленной или приделанной церковью; сосудохранительница же в таком случае из диаконника переносится в северное полукружие, на место предложения; а самое предложение ставится в среднем полукружии у стены, близ главного престола.

 

§2.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИМЕЕТ МНОГИЕ
РАЗЛИЧНЫЕ ЗНАМЕНОВАНИЯ

 

Предложение, находящееся под северным полукружием, имеет знаменование соответственно обстоятельствам Рождества Христова. Все предложение, т.е. стены и своды или все северное полукружие в сем случае означает Вифлеем и бывшую в нем пещеру или вертеп. Святитель Симеон Солунский (в гл. 189) пишет: «Алтарь имеет полукружия, подобно небу, и это делается во всех храмах, дабы изобразить пренебесное; северное же полукружие, под которым устрояется предложение, означает пещеру вифлеемскую»; и (в гл. 137): «Северное полукружие в алтаре, называемое предложением, знаменует Вифлеем и пещеру». Но когда предложение находится не под северным полукружием, а под средним, т.е. у стены близ престола, тогда оно означает не всю пещеру вифлеемскую, а только ясли, бывшие в ней. Симеон Солунский (в гл. 137) продолжает: «Когда предложение бывает в углу (у стены близ престола), тогда оно означает нищету первого пришествия Христова, убожество, скудость страны, в особенности же сокровенную природную пещеру, где были и ясли».

 

УТВАРИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
К РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ
ОТНОСЯТСЯ

 

Утвари, находящиеся на предложении, как то: звезда, покровы, сосуды, фимиам, молитвы, при проскомидии совершаемые, имеют знаменования приспособительно к обстоятельствам Рождества Христова. Симеон Солунский (в гл. 138) говорит: «Звезда, находящаяся на предложении, означает ту звезду, которая руководила и привела волхвов в Вифлеем; покровы образуют пелены, которыми Спаситель был повит; вместо тройственных даров, коими Он почтен был от волхвов, на жертвеннике находится следующее: вместо злата – священные сосуды, вместо ливана – фимиам, вместо смирны – покровцы и так называемый воздух (синдон, плащаница); вместо поклонения и славословия, возданных пастырями и волхвами, – молитвы и славословия, совершаемые иереями и народом».

Как самое предложение, так и вещи, на нем находящиеся, кроме знаменований, относящихся к обстоятельствам Рождества Христова, при других действиях принимают и другие знаменования; например: то же предложение означает Голгофу и Гроб, когда на проскомидии воспоминаются страдание и погребение Христово; знаменует престол благодати и престол суда, и сидение Христово одесную Бога Отца, когда Дары по окончании Литургии обратно переносятся на предложение; равным образом и покровы при воспоминании Рождества Христова означают пелены и смирну, а при воспоминании погребения – плащаницу и сударий; верхний же воздух при сем случае, кроме плащаницы, означает камень, приваленный ко Гробу Спасителя. Обо всем этом сказано будет ниже на своем месте.

 

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.


Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник