ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ИСКУССТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ДУХОВНЫЙ МИР СВЯТОЙ РУСИ
В КАРТИНАХ М.В. НЕСТЕРОВА

 

 

 

Продолжение. Начало на стр. 6

 

Справа в лесу возвышается над сине-зелеными елями деревянный храм. На переднем плане по берегу озера идут сестры милосердия: одна поддерживает раненого воина, оставшегося без ноги; другая несет на руках девочку-сироту; третья опекает группу детей. Все они идут дорогой любви к ближним ко Господу Иисусу Христу, Который стоит тут же, рядом, среди молодых березок. Уже приблизившиеся к Нему женщины упали на колени, и Господь простер к ним Свои пречистые руки.

Наверное, это вершина композиционного мастерства Михаила Васильевича Нестерова. Есть у него и похожие работы, например, «На Руси» (также представлена в экспозиции), однако по сложности задачи и по мастерству исполнения она, на наш взгляд, уступает «Пути ко Христу».

Кисти Нестерова принадлежит и образ России – картина «Святая Русь». Запечатленный на ней пейзаж очень напоминает тот, на фоне которого разворачивается действие в «Пути ко Христу», только он зимний: леса и озеро занесены снегом. А может быть, между лесными утесами раскинулась заснеженная равнина, уходящая вдаль. Слева – старинный русский монастырь с деревянными храмами и вратами. Из него вышел Христос, за Которым идут святитель Николай и преподобный Сергий. А справа ко Господу подходит старец – собирательный образ русского старчества. Светлой одеждой и головным убором он похож на преподобных Амвросия Оптинского и Серафима Саровского, однако явного портретного сходства с этими святыми нет. Старец ведет ко Христу своих духовных чад: тут есть молодые и старые, мужчины и женщины, юноши и девушки. Таким образом, картина воспевает не только нашу Святую Родину, но и один из удобнейших путей к христианскому совершенству – послушание духовному наставнику.

Продолжение исторической живописи художника – его фрески и иконы. М.В. Нестеров расписал несколько храмов (эскизы и технические копии росписей можно было увидеть на выставке). Созданные им образы святых написаны в академическом стиле, однако с большой любовью. В духовном отношении они весьма убедительны в отличие от западных купидонов и экзальтированных аббатов и аббатис с закатанными глазами, характерных для латинской костельной живописи и российских подражаний ей XVIII–XIX веков.

Работа над росписями храмов сблизила Нестерова со святыми, жившими во второй половине XIX – начале XX веков, например, с преподобномученицей Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. Ее портрет, маленький по размеру, как бы теряется на фоне громадных полотен художника. Но в нем удивительно точно отражены дух и святость натуры. Эта работа фактически продолжила созданную художником галерею святых.

Как мы уже сказали, начав свой творческий путь в среде передвижников, Михаил Васильевич вскоре отдалился от них, поскольку его искусство коренным образом отличалось по содержанию. Передвижники любили изображать различные негативные явления русской жизни, а подчас, как Репин, и вовсе фантастические события, извращая историю Отечества. Они рассматривали русскую жизнь сквозь призму кривых европейских очков, отчего и писали ее в искаженном виде. А Нестеров понимал всю поверхностность и лживость такого взгляда на Родину и ее судьбу. Он был патриотом, верным сыном Русской Православной Церкви. Михаил Васильевич, подобно мудрой пчеле, выбирал наиболее поэтичные моменты патриархального русского быта, наиболее ярких его представителей – преподобных отцов и мучеников, монахов и монахинь, благочестивых мирян и воспевал красоту и духовную высоту Святой Руси.

Кроме музыкальности творчество Нестерова отличает все же и некоторая литературность. Наряду с «житием» преподобного Сергия им написан «роман в красках» о судьбе русских женщин. Это цикл работ, в которых изображена молитвенная и бытовая жизнь русской женщины, семейное счастье и уход во святую обитель. Ключевыми картинами цикла можно назвать полотна «На горах» и «Великий постриг». Последнее изображает древнерусский монастырь. В окнах деревянных церквей видны горящие свечи. Распускающаяся на переднем плане верба наводит на мысль, что время происходящего – Великий Пост, ближе к Пасхе. Монахини ведут послушниц на постриг. В руках они несут зажженные свечи. Картину можно было бы назвать и «Мудрые девы», поскольку она напоминает нам евангельскую притчу о девах, вовремя зажегших свои светильники (см.: Мф. 25, 1–13).

Главная героиня картины «На горах» – русская красавица, одетая в национальный костюм. Она стоит на возвышенности, с которой открывается великолепный вид на речную долину.
Кстати, почти на таком же природном фоне, характерном для Уфимской губернии, родины Михаила Васильевича, написан автопортрет художника. Красоту родной земли Нестеров отразил и во многих своих замечательных пейзажах.

После 1917 года судьба живописца, как и жизнь страны, круто переменилась. Однако он не эмигрировал из России, остался на Родине и пережил все ужасы первых лет правления богоборцев. В это время Нестеровым была создана картина «На Руси», в которой святые и простые верующие люди идут за отроком, во исполнение заповеди Христовой: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). В советское время ему так и не разрешили ее выставить. Под запретом были и другие работы художника на религиозно-филосовскую тематику, поэтому Михаил Васильевич обратился к жанру портрета.

Важно отметить, что М.В. Нестеров, наряду с В.М. Васнецовым, положил начало новому течению в русской живописи. Уже в наше время целая плеяда молодых художников пишет картины на православные и патриотические темы, отдавая свое вдохновение Христу, русским святым, Святой Руси. В этом направлении работают, в частности, Павел Рыженко, Василий Нестеренко, Михаил Ефошкин, Дмитрий Шмарин, Максим Фаюстов, Виктор Моторин и другие современные мастера. Кстати, многие из них – выпускники Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, которая открылась и действует в здании Училища живописи, ваяния и зодчества, где учился М.В. Нестеров.

В 1933 году Михаилом Васильевичем была написана трогательная картина «Страстная Седмица», намеренно датированная им 1912 годом во избежание вопросов со стороны богоборческой цензуры. На холсте изображена весенняя поросшая молодыми деревьями холмистая местность. На большом Кресте – распятый Господь Иисус Христос. У Креста с одной стороны стоят мать с гробиком своего ребенка, глубоко верующие русские писатели Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и некоторые другие православные люди. С другой – священник с кадилом, дым от которого восходит ко Христу. Полотно создавалось в разгар гонений на Церковь, художественным языком мастер сумел передать целую эпоху в ее жизни. Но в работу им вложена и надежда на возрождение нашей Родины. Творческий гений Михаила Нестерова предвозвестил, что как за Великой Пятницей следует Воскресение Христово, так и за временем гонений на Православие наступит долгожданное воскресение Святой Руси.

 

Александр МАЛИНИН

 

 

 

ЦИТАТЫ ||
Искусство должно говорить о вечном

    

    


      Телевизионные шоу, блокбастеры и так далее… Народ болен почти смертельно. Приходят люди и спрашивают: «А Никас Сафронов – хороший художник?» Что я должен отвечать? Я молчу. Правда заключается в том, что, раз Вы задаете такой вопрос, – Вы больны. «А Донцова – настоящий писатель?» Понимаете? Это мы задаем такие вопросы, мы – наследники Достоевского, Сурикова… Да, сейчас время Донцовых, но и в том числе – время настоящего подвижничества. Есть возможность писать, отталкиваясь от классической русской школы живописи, в литературе – от классической русской литературной школы, в музыке – то же самое. Рахманинова и Чайковского никто не отменял, как Пушкина, Сурикова и Репина. <…>
     Искусство должно говорить <…> о вечных ценностях. Причем не начетнически, а как-то тонко, интимно, от сердца к сердцу. Ты на холсте говоришь зрителю: «Я такое же животное, как и ты, но я это честно признаю. Давай посмотрим, как жили не животные. Давай посмотрим, как жил Донской… Причем с трепетом. Давай попробуем себе представить, как он жил: его утро, его день, его битва, что он терял в результате этой битвы. Вот он сидит и думает: у него есть любимый сын, у него супруга, которую он обожает. Он все теряет. И что, скорее всего, так и будет, и что вся надежда – на Сергия Радонежского. А теперь давай попробуем представить, кто такой Сергий…» Вот это и есть работа со своей душой. Не мои картины. Мои картины, хотелось бы надеяться, – всего лишь толчок к тому, чтобы человек сам дальше шел по лабиринту этих мыслей. И чтобы эти лабиринты выводили его на прямую дорогу.


Из интервью православного художника Павла РЫЖЕНКО
(http://павел-рыженко.рф/68-chestnyy-razgovor-s-samim-soboy.html)


 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник