ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
МОНАРХИЯ «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ...» СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Царь-Мученик в Минске

 


Минский Свято-Духов Кафедральный собор

 

В № 14 (86), в интервью нашему изданию по случаю дня памяти святых Царственных Мучеников, настоятель Свято-Казанского храма села Симакова Кинешемской епархии Ивановской митрополии протоиерей Петр Влащенко рассказал, что после некоторого перерыва знаменитая мироточивая икона Царя Николая II ныне вновь шествует по Русской земле. В № 15 (87) мы напечатали краткий обзор пути чудотворного образа за последние полгода. А сегодня предлагаем вниманию читателей статью протоиерея Павла Боянкова, клирика храма в честь святого благоверного князя Александра Невского в Минске. В ней батюшка делится своими воспоминаниями о том, как началось и утвердилось почитание Царственных Мучеников в его родном городе и о чудесах от мироточивой иконы, свидетелем которых он был в 2000 году.

 

С личностью Императора Николая II непосредственно связано несколько примечательных событий из истории православного Минска.

2-го февраля (по церковному календарю) 1898 года в Минске проходило освящение нового храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, что на военном кладбище. Он был построен как памятник в честь победы в русско-турецкой войне 1877–1878 годов за освобождение Болгарии. После торжественной церемонии, на которой присутствовали генерал-губернатор и многочисленные высокопоставленные военные, Императору Николаю II была послана соответствующая телеграмма. В ответе сообщалось, что «Его Величество с удовольствием выслушал депешу, сердечно благодарит всех за выраженные чувства». Увы, минуло девятнадцать лет, и 2-го марта 1917 года истинно верноподданных рядом с Царем не оказалось...

В 1914 году, 22-го октября, Государь лично посетил Минск. Об этом свидетельствует историческая хроника: «В соборе (Кафедральном Свято-Петро-Павловском – примеч. прот. П.Б.) Его Величество был встречен Преосвященнейшим Митрофаном, епископом Минским и Туровским, <...> с сонмом духовенства. После краткого молебствия <...> Его Величество поклонился особо чтимой святыне – иконе Минской Божией Матери, копия которой епископом Митрофаном поднесена была Его Величеству при отбытии из храма».

Так было. Затем на долгие годы в жизни нашей возобладал двойной грех: богоотступничества и цареотступничества.

Я – коренной минчанин и думаю, что почти не ошибусь, если отнесу начало мощного возрождения почитания памяти Царственных Мучеников в нашем городе к 1990 году. По крайней мере созданные к тому времени Минское городское культурно-просветительское общество «Русь» и движение «Белая Россия» проявляли в этом деле особую активность. Я хорошо помню, как 19-го мая и 17-го июля 1990 года в храме святого Александра Невского были отслужены панихиды с перечислением имен всех членов Царской Семьи. И если в первый раз все прошло не совсем гладко, то во второй раз служащий священник отец Александр Кищенко (ныне – владыка Артемий, епископ Гродненский и Волковысский) произнес прекрасную проповедь в память Царственных Мучеников.

А еще через год, 17-го июля 1991 года, в Свято-Духовом Кафедральном соборе, в приделе святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, находящемся в крипте, по благословению покойного настоятеля протоиерея Михаила Буглакова была отслужена отдельная панихида по Царской Семье, в которой довелось участвовать мне, уже в сане священника. Это событие нашло отклик в местной печати. Популярный минский еженедельник «7 дней» (тираж 300 тыс. экз.) на первой полосе поместил заметку своего тогдашнего корреспондента Виктора Приходько «Боже, Царя помяни!». Ее текст стоит привести полностью: «Появление в один из июльских дней в Минском Кафедральном соборе портрета последнего Российского самодержца Николая II вовсе не означало, что он канонизирован Православной Церковью. Хотя голоса, призывающие объявить Императора священномучеником (так в тексте – примеч. прот. П.Б.), звучат все настойчивее. На этот раз здесь, клириками храма была отслужена панихида по убиенным членам Царской Семьи. „Проводилась она в семьдесят третью годовщину зловещего преступления, совершенного в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, – сказал корреспонденту “7 дней” священник отец Павел. – На службе было многолюдно; присутствовали прихожане, члены молодежных православных братств, некоторых культурно-просветительных обществ, монархических союзов“».

С того времени ежегодные поминовения Царской Семьи стали в нашем городе традиционными и весьма торжественными. Постепенно в повседневный обиход многих верующих вошло и келейное чтение акафиста Царственным Мученикам.

Через несколько лет, 5–6 июня 1996 года, в Минске состоялась Первая Дворянская конференция, организованная Белорусским Дворянским Собранием, где я прочел доклад «К вопросу о канонизации Царской Семьи» (позже вошедший в опубликованные материалы конференции), выразив надежду на скорое прославление Царственных Мучеников, поскольку, по моему мнению, для этого все было готово еще к концу 1996 – началу 1997 года. Однако пришлось запастись терпением...

По особой милости Божией, 17-го июля 1998 года, когда совершалось уже общецерковное поминовение Царской Семьи, мне посчастливилось служить Божественную литургию в Минском Свято-Духовом Кафедральном соборе. Была и соответствующая дню проповедь, но самое главное – на Великом входе с Чашею в руках я дерзнул возгласить имена всех убиенных Царственных Мучеников, что за истекшие 80 лет было в нашем городе впервые.

Но еще более важное событие для почитателей Царской Семьи произошло в июле 2000 года, когда в Минск впервые прибыла чудотворная икона Государя. Повсеместно, при внесении ее в храмы, начиналось обильное мироточение различных икон (я надеюсь, о пребывании чудотворного образа Николая II в Белоруссии кто-нибудь напишет отдельно и более подробно). Мироточили иконы Спасителя, Матери Божией, Николая Чудотворца...

Как понимать это явное чудо? Господь, Пресвятая Богородица, угодники Божии встречали мироточивую икону Царя Николая II мироточением – так святые встречали святого!

На приход Рождества Крестителя Господня Иоанна, где я тогда был настоятелем, икона прибыла вечером 6-го июля, к Всенощному бдению накануне нашего престольного праздника. Ведь на такие праздники традиционно положено приглашать самых дорогих гостей! Храм не закрывался всю ночь, что у нас обыкновенно бывало только на Пасху; люди все приходили и приезжали. И именно ночью начала мироточить наша храмовая праздничная икона Рождества Иоанна Предтечи, лежавшая с царской на одном аналое. В самый день праздника, после Божественной литургии, по обычаю был совершен Крестный ход; я нес чудотворную икону. Как только я снял ее с аналоя, на меня буквально нахлынула волна ни с чем не сравнимого, мощнейшего благоухания, которое не оставляло образ до конца Крестного хода.

Спустя несколько дней, 11-го июля, мироточивая икона находилась в магазине «Православная книга», где при немалом стечении верующих был отслужен молебен с акафистом Царю-Мученику. И там благоухание от нее периодически, как бы волнами, накатывало на молящихся.

Хочу подчеркнуть, что в этом кратком очерке я написал только о том, чему был свидетелем сам (за исключением, конечно, двух исторических эпизодов).

Многолетнее и повсеместное почитание Царской Семьи церковным народом, молитвенное обращение и благодатная помощь в ответ, явные чудеса от икон – все это завершилось канонизацией Царственных Страстотерпцев на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году. Слава Тебе, Господи!

 

Протоиерей Павел БОЯНКОВ

 

 

Теперь, если мы хотим спасения и возрождения России, то должны всемерно стремиться к тому, чтобы у нас опять был самодержавный Царь, Помазанник Божий, который, как душа русского народа, возродит Россию, и она опять сделается великой и славной на страх всем ее врагам, на счастье своего народа.

Не будем смущаться столь распространенным, к сожалению, среди нас мнением, что самодержавный царский строй в России будто бы уже изжил себя.

Это мнение направлено против Священного Писания с целью уничтожить спасительное его на нас влияние. Ведь царская самодержавная власть в России была основана на словах Священного Писания. А эти слова являются глаголами вечной жизни (см.: Ин. 6, 68). Дух животворит, – сказал Господь, – плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Там же, 63). Ибо слово Божие живо и действенно, – говорит святой апостол Павел, – и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12).

Отсюда будет в высшей степени неразумно с нашей стороны, если мы скажем, что слова Священного Писания изжили себя. Но точно так же неразумно и мнение, что царский самодержавный строй изжил уже себя. Если слово Божие всегда должно быть для нас действенным, всегда жизненным, всегда спасительным, то и царский самодержавный строй России, как основанный на слове Божием, должен быть для нас всегда жизненным и спасительным.

 

Архиепископ Серафим (СОБОЛЕВ). Русская идеология. М., 2002.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник