ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Паломничество в Нижной Ломов

 


Казанский храм Нижнеломовского Богородицкого монастыря

 

Окончание. Начало см. на стр. 9

 

Нередко к батюшке привозили тяжело больных, которые возвращались от него уже самостоятельно, исцеленными. Когда пастырь благословлял какое-либо предприятие, оно удавалось. Если у кого-то из крестьян издыхала кормилица-корова или лошадь, он шел к отцу Николаю и тот помогал ему обзавестись новой, давал деньги на ее приобретение. Он поистине стал Пензенским Николаем Чудотворцем!

При храме батюшка открыл духовную библиотеку и стал инициатором создания в Стяжкине Общества трезвости, состояли в котором более шестисот человек, и монашеского общежития «Стяжкинская Успенская мужская община в память 300-летия царствования Дома Романовых». В год его храм посещало несколько десятков тысяч богомольцев не только из Пензенской, но и из других епархий; Стяжкино возымело славу одного из всероссийски чтимых святых мест.

После революции священнику пришлось пережить гонения от безбожников. Некоторое время он провел в заключении за исповедание имени Христова. Но даже в тюрьме отец Николай продолжал нести свое высокое старческое служение. Охрана и заключенные полюбили его. Когда его срок подошел к концу, они плакали о том, что больше не увидят батюшку и не услышат его богомудрых наставлений.

В последние годы жизни неизлечимо больной подвижник обитал в отдельной келье. Пока позволяло здоровье, он принимал народ, но вскоре слег в постель, так что матушка и врач уже никого к нему не пускали. Отец Николай Болоховский скончался 19 февраля 1926 года на 57-м году жизни, прославившись среди народа как великий молитвенник, прозорливец и чудотворец.

В советское время село Стяжкино обезлюдело, а потом и вовсе исчезло. Храм, в котором служил отец Николай, остался стоять разрушенным посреди поля. В конце 1980-х годов место упокоения праведника было осквернено. Безбожники раскопали могилу, видимо, надеясь найти что-либо ценное. Не обнаружив желаемого, они разбросали останки священника. Позже верующие собрали их и перезахоронили. Как мы уже сказали, в настоящее время его могила находится в Нижнеломовском Успенском женском монастыре.

И по смерти батюшка Николай не перестает творить чудеса. Так, у одной женщины из Заречного, города-спутника Пензы, начали отниматься ноги. Она решила обратиться к врачу. Но ночью во сне ей явилась Пресвятая Богородица и повелела идти за исцелением на могилку отца Николая Болоховского. Женщина приехала в Успенский монастырь и осталась там на некоторое время, усердно молясь праведнику об исцелении и исполняя, насколько позволяло ей здоровье, монастырские послушания. Через неделю она полностью выздоровела.

У одной старушки, проживающей в Вадинске, погибал от пьянства сын. Они обращались за помощью и к врачам, и к ворожеям, но никто не мог им помочь. Верующие люди посоветовали ей съездить с сыном в Успенский монастырь, на могилу отца Николая, помолиться ему. Вскоре после исполнения доброго совета сын этой женщины исцелился от страсти к спиртному.

После Успенского монастыря мы проехали в пригород Нижнего Ломова село Норовку, в Нижнеломовский Казанско-Богородицкий монастырь.

Интересна история основания этой обители, связанная с явлением иконы Божией Матери нижнеломовскому казаку Андрею Михайловичу Набокову. Произошло это, по преданию, в 1643 году, в двух верстах от Нижнего Ломова и в полуверсте от речки Нор-Ломова, на святом источнике, где жители города уже позже, в честь этого чуда, установили деревянную часовню. В 1648 году, по прошению нижнеломовцев, Царь Михаил Феодорович разрешил выстроить вместо часовни церковь, снабдил ее ризами, книгами и другой церковной утварью и повелел учредить здесь монастырь, получивший название Нижнеломовского Казанского Богородицкого.
Икона прославилась неисчислимыми чудесами. В грамоте Императора Петра I она называется «чудотворной» и «многоцелебной». Вот лишь несколько наиболее ярких случаев.

В 1866 году в связи с эпидемией холеры икону принесли в село Поим, в дореволюционное время бывшее одним из очагов «старообрядческого» раскола в Пензенской губернии. Православное духовенство стало служить молебен, а стоявший рядом раскольник Родион Морозов не снял шапки и начал смеяться и хулить чудотворный образ. Внезапно он упал на землю, из его рта, носа и ушей пошла кровь, и богохульник испустил свой дух. Другая раскольница, Губряева, из того же села во время крестного хода с иконой стояла у ворот своего дома, понося святыню. Вечером того же дня она умерла в страшных мучениях.

Православные же христиане, обращавшиеся к заступничеству Пресвятой Богородицы через Ее Нижнеломовскую икону во время засух, эпидемий и других всеобщих бедствий, неизменно получали помощь, а больные – исцеление.

В советское время монастырь подвергся разорению, но чудотворная икона была тайно сохранена верующими. В 1940 году взорвали последний храм обители. Над святым источником построили насосную станцию, качавшую воду для предприятий и населения города и села Норовки. Вечерами рабочие станции нередко слышали женский плач, но никого не видели. Так продолжалось долгое время, и однажды они, собравшись, пришли к начальству и заявили, что более не хотят работать в таком месте. Лишь после этого, в начале 70-х годов, верующим разрешили вновь воздвигнуть над источником часовню.

Многие православные и даже далекие от Церкви люди сподоблялись узретьна источнике Царицу Небесную. Так, в 1960-х годах Ее видел там один офицер. Зачастую Матерь Божия появлялась из горы, у подножия которой был расположен монастырь, а однажды Она предстала людскому взору распростершей свой Покров над всей бывшей монастырской местностью.

В 2008 году Нижнеломовский Казанско-Богородицкий монастырь был восстановлен и тогда же, накануне Пасхи, последний хранитель Нижнеломовской чудотворной иконы Александр Петрович Мамыкин передал обители святыню вместе с другой чудотворной иконой – святого Иоанна Предтечи.

По преданию, икона святого пророка Иоанна была явлена на роднике села Серый Ключ. В то время на этом месте в нескольких избах жили казаки, которые сообщили о чудесном случае в Нижний Ломов. Его жители с честью взяли святыню и перенесли в город, поставив в церкви. Но икона вновь оказалась на месте своего явления, и так повторялось несколько раз. Тогда монахи Казанского монастыря пожелали взять ее в свою обитель, дав обет построить храм в честь святого Иоанна Предтечи. После этого чудотворный образ более не исчезал. С тех пор везде, где шествовала Нижнеломовская икона, ей сопутствовала икона святого пророка.

В настоящее время оба чудотворных образа пребывают в Казанском монастырском храме. Помимо этих великих святынь там находятся частицы мощей многих угодников Божиих. А за алтарем храма погребены дореволюционные насельники обители иеромонахи-исповедники Гедеон и Иннокентий.

После закрытия монастыря отец Гедеон хранил чудотворные иконы Божией Матери и святого Иоанна Предтечи. В 1937 году он был арестован и сослан под Медвежьегорск в Карелию, но прежде успел передать святыни в благочестивое семейство Климовых. Из ссылки подвижник вернулся лишь в 50-е годы. Он тайно жил на квартирах верующих и духовно окормлял свою паству. Почил иеромонах Гедеон 27 ноября 1960 года.

Иеромонах Иннокентий пришел в Казанский монастырь в 1917 году, но успел многому научиться у его благочестивых насельников. В 1932 году он был рукоположен в священный сан, а в 1936-м – арестован, отправлен на Колыму и заключен в один из самых суровых советских концлагерей, где пробыл до 1945 года. После освобождения исповедник поселился в селе Кочетовке Каменского района Пензенской области и также тайно нес старческое служение, скончавшись 6 февраля 1971 года.

Вечером мы покидали маленький русский городок Нижний Ломов с духовной радостью и благодарением Богу за состоявшееся паломничество. Верится, что Господь еще сподобит нас побывать в этом замечательном святом месте.

 

Александр МАЛИНИН

Литература:
1. Дворжанский А. Праведники живут во веки…
// Духовный собеседник. 2004. № 3 (39). С. 4–34.
2. Дворжанский А. Чудо – знамение Божие
// Пензенские Епархиальные Ведомости.

2001. № 1–2. С. 174–183.
3. Могила священника творит чудеса

// Молодой ленинец. 2012. № 34.

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник