ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА I:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ

 

§ 12

«ПРИИДИТЕ, ПОКЛОНИМСЯ» ТРИЖДЫ

 

По совершении молитв, назначенных исключительно к прославлению Пресвятой Троицы, Церковь обращается с молитвою к Иисусу Христу, второму Лицу Троицы; и мы покланяемся Спасителю, произнося молитву: «Приидите, поклонимся». Эта молитва читается не однажды, но трижды, в честь Пресвятой Троицы, потому что все дела, которые описываются в псалмах, следующих за этой молитвою, Христос совершил для нашего спасения по благоволению Отца, содействием Святаго Духа. Молитва «Приидите, поклонимся» так уважается Церковию, что иногда в праздники поется особливо, и поется не всеми, но одним, трижды и различно, а именно: в первый раз – низким и тихим голосом, во второй – немного повыше, в третий – самым высоким, как повелевается в уставе при предначинательном псалме. Это делается для того, чтобы показать, что начинается первая суточная служба, т. е. вечерня. И после «Приидите, поклонимся» непосредственно следует петь псалом предначинательный, как самый приличный тому времени, потому что в нем изображается первое и начальное дело Божие, для нас содеянное, т. е. сотворение всего мира, о чем смотри ниже (в § 14).

 

 

§ 13

ПО ДЕВЯТОМ ЧАСЕ ОТПУСТА НЕ БЫВАЕТ

 

«По нем же, – т. е. по девятом часе, – отпуста не бывает», когда этот час читается в храме; но когда он читается в притворе, тогда бывает оному и отпуст. То же самое исполняется и при окончании всякой утрени, перед первым часом, как видно из уставов.

 

§ 14

«БЛАГОСЛОВИ, ДУШЕ МОЯ, ГОСПОДА»,
КАЖДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ ОНОГО;
ЗАКРЫТИЕ ЦАРСКИХ ДВЕРЕЙ

 

Псалом «Благослови, душе моя, Господа» надписывается: «предначинательный» – не потому, чтобы он был первым или начальным из числа псалмов Давидовых, но потому, что этим псалмом начинается первая суточная служба, т. е. вечерня. Тем же псалмом начинается и Преждеосвященная Литургия, которая поется вместе с вечернею. Святитель Симеон Солунский (в гл. 331) пишет: «Если день общий, то читается весь псалом, благословляющий Господа, повествующий о Его делах и благодарящий за все, ибо при окончании дня достойно благодарить Бога за все».

Когда поется предначинательный псалом, изображающий все смотрение Господне, т. е. сотворение всего мира, тогда по всему храму бывает каждение, которое продолжается во все время пения псалма. Каждение, означая благодать Всесвятаго Духа, в сем случае знаменует присутствие третьего Лица Святой Троицы при сотворении мира, что видно из слов Книги Бытия: <...> <…> и Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. 1, 2).

По окончании пения псалма и по окаждении всего храма затворяются царские двери и этим означается, что вскоре по сотворении мира райские двери затворились Адамовым преступлением.

 

§ 15

ЧТЕНИЕ СВЕТИЛЬНИЧНЫХ МОЛИТВ ПЕРЕД
ЦАРСКИМИ ДВЕРЯМИ; ВОЗЖЖЕНИЕ СВЕЧЕЙ

 

После падения, но прежде еще изгнания из рая Адаму был обещан Ходатай и Искупитель всего рода человеческого – Христос, Сын Божий, как сказано: Той твою [змия] сотрет главу (Быт. 3, 15). Священник, образуя сего Ходатая и как бы принимая на себя Его звание, выходит перед царские двери и перед ними, как перед затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, тайно читая молитвы светильничные. В этих молитвах служитель Божий молит Господа, дабы Он, щедрый и милостивый, внял молитве нашей, не яростию Своею обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей и проч. Должно отличать молитвы светильничные от вечерних: вечерние молитвы содержат все вечернее пение, а светильничные читаются при захождении солнца и когда настает время на вечерне зажигать светильники; вот почему эти молитвы и называются светильничными. А потому и в Уставе напечатано: «<...> <…> и по первом антифоне кафизмы, в начале „Господи, воззвах…“, вжигати и прочия свещи: угашати же я на конечном трисвятом».

Сверх того светильничными называются они еще и потому, что содержат в себе благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, а притом моление о том, дабы Господь, под образом вещественного света, наставил нас на путь Свой и научил ходить в истине Его и проч. О таковом благодарении и молении упоминает святитель Василий Великий в книге «О Духе Святом» (в гл. 29): «Отцам нашим заблагорассудилось, – пишет он, – не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится». Отцы эти были сами апостолы, которые, как видно из Постановлений святителя Климента Римского (кн. 2, гл. 59 и кн. 8, гл. 35), повелели собираться народу вечером для пения псалмов и принесения молитв и заповедали петь псалом «Господи, воззвах» и другие, следующие за предначинательным.

 

 

§ 16

ЕКТЕНИЯ ВЕЛИКАЯ И МАЛАЯ

 

«Ектения» значит возношение или пространное моление о разных лицах и вещах. Ектения эта называется великою по двум причинам: во-первых, – потому, что содержит в себе многие и подробные прошения о всех лицах и вещах, и, во-вторых, – для различия от другой ектении, называемой малою: «Паки и паки миром Господу помолимся», в которой те же прошения короче. Обе ектении, как великая, так и малая, называются мирными, потому что начинаются прошением о мире, и еще диаконскими, потому что они всегда читаются диаконом, когда он служит. Великая ектения заключает двенадцать разных прошений :

1. «Миром Господу помолимся», – т. е. помолимся в мире с Богом, с правою верою в Него, с чистою совестию и в мире со всеми ближними. Ибо не только без правой веры в Бога и без чистой совести, но и без взаимного согласия с ближними мы не можем приступать к молитве. Апостол Павел учит: Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяцем месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления (1 Тим. 2, 8). И Сам Спаситель повелевает: Егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого (Мк. 11, 25). И потому, т. к. нам должно молиться с таким миром и прежде всего следует иметь мир в себе, то в начале ектении и говорится: «Миром Господу помолимся».

2. «О свышнем мире и спасении душ наших», – потому что ежели Господь Бог благосердно призрит на нас свыше и примирится с нами, то ниспошлется и спасение душам нашим.

3. «О мире всего мира, – как от Бога подаваемом, о мире, для которого Господь снисшел на землю, воплотился и пострадал; – благостоянии святых Божиих церквей, – необходимом для заключающегося в вере мира и жития по требованиям Церкви; – и соединении всех», – в правой вере, любви и богобоязненной жизни.

4. «О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь», – дабы входящие в храм Божий стояли в нем с живою верою, с достодолжным благоговением и со страхом, приличным чадам Божиим.

5. «О Святейшем Правительствующем Синоде, – т. к. архиереи занимают в священстве первое место; – честнем пресвитерстве, – поелику пресвитеры вместе с ними действуют и совершают священные Таинства; – во Христе диаконстве, – т. к. диаконы суть служители при совершении всех Таинств; – о всем причте, – т. к. он заведует церковным пением и прочим благочинием; – и людех», – как верных, которые верою и житием соединяются с лицами освященными и которые ими же и освящаются. (В настоящее время это прошение звучит следующим образом: «О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем притче и людех, Господу помолимся». – Примеч. ред.).

6. «О Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государе нашем…» и проч., – поелику Государь бодрствует об общем благе и во исполнение слов апостола Павла, который учит молиться за царя и за всех, иже во власти суть (1 Тим. 2, 2). (В наши дни это прошение звучит так: «О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся». – Примеч. ред.).

7. «О пособити и покорити под нозе их всякаго врага и супостата», – да и мы поживем тихое и безмолвное житие, свято исполняя закон благочестия. (Данное прошение сегодня не произносится. – Примеч. ред.).

8. «О граде сем, – т. е. в котором мы живем и который доставляет нам безопасность; – всяком граде, – где также живут наши ближние; – стране, – ибо христиане живут не в одних только городах, но и в селах; – и верою живущих в них», – дабы и они имели спокойное пребывание.

9. «О благорастворении воздухов, – что необходимо для нашего телесного здравия; – о изобилии плодов земных, – которые потребны для пищи, пития и одеяния нашего; – и временех мирных», – чтобы мы не погибли от взаимных раздоров.

10. «О плавающих, – находящихся на море; – путешествующих, странствующих по суше; – недугующих, – одержимых болезнями душевными и телесными; – страждущих, – т. е. находящихся под судом, в трудах, в заточении, в тяжких работах, и во всякой скорби и нужде, и обстоянии; – плененных, – взятых врагами и супостатами; – и о спасении их», – дабы Бог, зная прошения и нужды всякого, подал им всем, Ему известными судьбами, избавление и спасение.

11. «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды», – как таких бедствий, которые посещают нас непредвидимо, сверх нашего чаяния и ожидания.

12. Помолившись о ближних, иерей обращается ко Господу и говорит: «Заступи, – т. к. Ты Един Защитник нас, немощных и погибающих; – спаси, – т. к. Един Спаситель бедствующих и безпомощных; – помилуй, – т. к. без помилования Твоего мы ничего не можем принести Тебе, Милостиве; – и сохрани нас, Боже, – потому что многие нападают на нас и стужают нам, и Ты Един, Боже, можешь сохранить нас, – Своею благодатию», – не делами нашими, и не ради нашего моления, ибо мы спасаемся и освящаемся.

Т. к. высочайший дар свыше есть воплощение Единороднаго Сына, которое по преимуществу и называется благодатию, то иерей, сею благодатию преклоняя Бога на милость, прибавляет: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше; – т. е. помянувши или призвавши Началоводительницу святых, Подательницу освящения, общую Ходатаицу и Божественное Орудие нашего спасения, призвав с освященными через Нее всеми святыми, которые суть одного с нами естества и пекутся о нас, как сильные и бодрствующие о славе Божией, призвав их, – сами себе, – как принадлежащие Богу, – друг друга, – по любви к ближним, ибо получили заповедь любить друг друга, – и весь живот наш, – подаваемый нам от Бога, т. е. наши помышления, слова, дела, души и телеса, – Христу Богу предадим», – т. е. жершемуся за нас представим самих себя в жертву живую; давшему нам Себя Самого принесем и мы самих себя; да вверим себя Тому, Кто положил за нас душу, отдал Себя нам в пищу, промышляет о нас, любит, всегда заботится и спасает нас, как Единый истинный Спаситель; т. к. без Него нам нельзя быть, жить, мыслить и что-нибудь делать; тогда как того, кто предал себя Ему, никто не исхитит из рук Отца Его.

При всех прежних прошениях предстоящие, понимая их величайшую важность и необходимость, взывают только: «Господи, помилуй», – и этим призывают на себя милость Божию; а теперь говорят: «Тебе, Господи», т. е. Тебе, Христе Боже, предаем себя самих.

Когда все эти моления кончатся, тогда иерей запечатлевает их произносимым в честь Троицы славословием: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу...», свидетельствуя и уверяя сим богословием и славословием, что все то, о чем мы просили, Бог исполнит.

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник