ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ | РОДНАЯ СТОРОНУШКА | СТРАНИЦА 9 |
Успенский собор Нижнеломовского
Успенского женского монастыря
Нижний Ломов – один из православных религиозных центров не только Пензенской области, но и всего среднего Поволжья. Такое значение ему придает широко почитаемая русским народом Нижнеломовская Казанская чудотворная икона Божией Матери, празднование которой совершается 21 июля, как и торжество в честь обретения ее знаменитого первообраза. Однако это не единственная достопримечательность города; в нем пребывают также чудотворная икона святого Иоанна Предтечи и честные останки «Пензенского Иоанна Кронштадтского» протоиерея Николая Болоховского. И поскольку Свято-Успенский женский монастырь, где за алтарем соборного храма погребен отец Николай, оказался первым у нас на пути, то с него мы и начнем повествование о нашем паломничестве.
Как и многие другие, эта обитель возникла из богадельни. В 1880 году Святейший Синод даровал ей статус монастыря. К началу ХХ века она уже была достаточно многолюдной, но еще не обладала никакими святынями. Лишь в конце ХХ века монастырь обогатился мощами праведного батюшки Николая.
Николай Иванович Болоховский родился 5 декабря 1869 года в городе Инсар Пензенской губернии, в семье мещан. Духовное образование получил в Пензенском духовном училище и семинарии. В 1896 году Николай окончил семинарию по первому разряду, женился, Преосвященным Павлом (Вильчинским) был рукоположен в сан священника и определен к Михайло-Архангельской церкви села Стяжкина Наровчатского уезда (ныне – Нижне-Ломовского района). Там он и прослужил всю жизнь, прославляя Бога подвигами и чудесами.
По примеру и с благословения великого молитвенника и чудотворца протоиерея Иоанна Кронштадтского, к которому он обращался в начале своего пастырского пути, отец Николай принял на себя подвиг ежедневного совершения Литургии и благотворения ближним. Благоговейное священнослужение батюшка сопровождал поучениями и беседами об истинной вере, о праведной благочестивой жизни, долге христианина и верноподданного, важности и значении царской власти и об устроении Земли Русской трудами и заботами Государей. И в себе самом он являл образец твердого стояния в вере, подвижничества и патриотизма.
Супруга отца Николая долгое время не понимала его подвига. Испытывая скудость в самом необходимом, она тяготилась аскетизмом мужа. Желая разрешить свои сомнения, матушка отправилась в Кронштадт к отцу Иоанну. Увидев ее, великий чудотворец поинтересовался, из какой она губернии. Узнав, что из Пензенской, он сказал: «У вас там есть отец Николай Стяжкинский. Зачем же Вы ко мне ехали? К нему поезжайте». После этого матушка начала осознавать высоту батюшкиной духовной жизни, утешилась и успокоилась.
Как и святой праведный Иоанн Кронштадтский, отец Николай стяжал от Бога дары прозорливости и чудотворения. Расскажем лишь о некоторых известных случаях их проявления.
Один состоятельный человек, родные которого часто бывали у батюшки и с восторгом рассказывали о нем, по вражескому наваждению не только не верил их словам, но еще и раздражался, считая, что они впустую тратят время. Он грозился: «Вот сам там побываю, разузнаю все, выведу вашего хваленого попа на чистую воду и пущать к нему не стану!» И однажды он решил исполнить обещанное: надел бедную одежду и пришел к отцу Николаю, солгав ему, будто разорился и просит подать на бедность. Прозорливец понял, что посетитель его искушает, но не стал обличать его и дал ему пять золотых рублей, при этом добавив: «Придешь домой, найдешь две шкуры, продашь их и купишь себе корову». Выйдя от священника, богач было подумал, что обманул его и сразу же начал хвастать перед селянами: «Ваш-то хваленый чудотворец, прозорливец-то ваш маху дал! У меня имение во какое! Все мне кланяются, а он мне на бедность подает!» Однако по возвращении домой ему сообщили, что издохли лучшая его лошадь и корова, осталось с них только шкуры содрать. Тут обманщик вспомнил слова отца Николая и раскаялся в своем неверии и лукавстве.
В окрестностях Стяжкина поселились молодожены, у которых не ладилась семейная жизнь. Они не раз обращались к батюшке, прося вразумления и молитв. Праведник беседовал с ними, молился, и вскоре в их семье воцарились мир и согласие. Есть свидетельства, что по его молитвам восстанавливались семьи даже у супругов, по несколько лет не живших вместе. Отец Николай также помогал страдающим от пристрастия к спиртному. Бывало, придет к нему такой несчастный, скажет: «Батюшка, помоги! Не могу с собой справиться!» Пастырь помолится о нем, и страсть его оставляет.
Людей, потерявших надежду на исправление, священник часто утешал такими словами: «Молись, молись!.. Какие бывали грешники! И все Господь прощал – и становились святыми...» И верующие уходили от него окрыленными упованием на милость и помощь Божию.
Окончание см. на стр. 14
ОПРОС | || | Победа русского православного духа |
1. Есть ли среди Ваших родственников (живых или усопших) участники Великой Отечественной войны?
3. Согласны ли Вы, что победа в Великой Отечественной войне стала торжеством Православия и свидетельством величия русского православного духа?
4. Верите ли Вы в победу русского народа в случае начала новой масштабной войны на территории нашей страны?
|