ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ИСКУССТВО ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Божественный призыв
в картинах Павла Рыженко

 


«Победа Пересвета»

 

Накануне дня памяти святых Царственных Мучеников, 16-го июля с. г., от инсульта скоропостижно скончался заслуженный художник России Павел Викторович Рыженко.

Живописец, один из ведущих мастеров Студии военных художников им. Грекова, историк, философ… За свои 44 года он успел сделать многое – его работоспособность вкупе с неравнодушием и активной гражданской позицией поражала окружающих. Павел Викторович создал десятки монументальных произведений, посвященных духовному и нравственному выбору человека в канве драматических событий русской истории. Его работы о Куликовской битве, Первой мировой войне, эпохе Царствования Императора Николая II, русских святых подводили к размышлению, пробуждали совесть. Его возраст – только начало зрелого периода в жизни, и трудно даже представить, сколько еще он мог бы сделать на благо нашего Отечества – Святой Руси, ради возрождения которой неустанно трудился, преумножая свой богоданный талант…

«Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте отразился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не „электорат“, а народ с богатой историей и исключительным самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, „мишурной“ культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия», – так обращался художник к нам, русским православным людям, своим близким, друзьям, родным ему по духу.

23 июня с. г. в выставочном центре «Калуга EXPO Конгресс» (г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 133а) открылась выставка картин Павла Рыженко «Иду на вы». 76 представленных на ней полотен автор собирался передать в дар родному городу, который очень любил. Мы посетили экспозицию в начале июля, и подготовка публикации о выставке совпала с получением скорбного известия о кончине живописца. Редакция «Православного Креста» выражает глубокие соболезнования родным и близким Павла Викторовича, скорбит вместе со всей православной Россией, понесшей невосполнимую утрату, и молится о упокоении души художника.

 

Международный выставочный центр «Калуга EXPO Конгресс» находится на окраине Калуги, в промышленной зоне. Его архитектура выдержана в современном стиле, чем создается дополнительный контраст миру русской православной духовности и истории, в который погружают полотна Павла Рыженко. В качестве названия экспозиции выбраны знаменитые слова великого князя Киевского Святослава «Иду на вы», которыми тот перед бранью оповещал противников Руси о своем намерении сразиться с ними. И хотя сам Святослав Игоревич не запечатлен ни на одном холсте, его изречение вполне отражает духовный настрой всего творчества Павла Рыженко, во многих своих работах воспевавшего доблесть древнерусских витязей и героев.

Открывает выставку картина «После битвы на Калке», написанная художником во время обучения на последнем курсе Российской академии живописи, ваяния и зодчества, где, получив образование, он несколько лет преподавал.

В центре холста верхом на коне изображен татаро-монгольский батыр. Справа от него – гора из белых тел русских воинов, на которой кровавые победители-захватчики правят свой сатанинский пир. Перед батыром и позади него – поле, усеянное павшими в сражении, над которыми кружит воронье. Между всадником и сложенными человеческими телами стоит плененный русский князь Мстислав Удалой – его вяжет крепкими путами другой батыр. Эта картина открывает цикл работ живописца, посвященных русской истории – своеобразную беседу со зрителем при помощи художественных образов о наиболее значимых событиях нашего прошлого, помогающих понять причины современного всеобъемлющего кризиса и пути выхода из него.

«Битвой на Калке» Павел Рыженко хотел донести до нас мысль о пагубности гордыни человеческой, междоусобиц, непослушания и стремления к первенству. В запечатленном историческом моменте Русь представляли три князя Мстислава со своими дружинами, но взаимного согласия и соподчинения достичь они не сумели. Мстислав Удалой добился лидерства, желая стяжать себе лавры победителя, но при этом почти все русское войско полегло, а сам князь был пленен. Художник изобразил его в минуту позднего прозрения и раскаяния в грехах тщеславия и вражды с единоплеменниками. Автор полотна таким образом показывает, что междоусобная вражда русских, деление России на «удельные княжества» или, выражаясь современным языком, на «самостоятельные независимые государства», ее расчленение – неизбежно ведут к великому кровопролитию, утрате независимости и порабощению русского народа его исконными вероисповедными и национальными врагами. Это – вековая мечта всех недругов Православия и Руси, и все, кто поддерживает данную политику, становятся такими же христоненавистниками и богоборцами.

Следующая остановка в путешествии по русской истории – первая половина XIII века. Цикл из трех картин художник посвятил святому благоверному великому князю Александру Невскому.

На первом полотне изображен берег Невы после завершения Невской битвы. Князь Александр, сидя на камне или на пне, стирает со своего острого меча кровь врагов. На переднем плане видны шведские суда с торчащими из них стрелами – следами недавнего сражения. За спиной князя русские ратники собирают тела погибших. Шведы напали на Русь в тяжелейший исторический момент, когда она была опустошена и обезкровлена нашествием татаро-монголов. Но если ордынцы несли порабощение внешнее, территориальное, то шведы с «благословения» папы римского намеревались закабалить нас духовно. И хотя со времен Невской битвы минуло восемь веков, картина Павла Рыженко весьма актуальна: осатаневший антихристианский Запад снова нападает на нашу Родину, ее колыбель – Киевскую Русь, насилием внедряя, распространяя в наших пределах свой хаос, именуемый «новым мировым порядком».

На другом полотне триптиха князь Александр запечатлен в степи со своим побратимом – татарским Царевичем Сартаком, принявшем Крещение.

Центральный холст изображает святого стоящим у могилы одного из своих дружинников на берегу реки. На противоположной стороне пылает посад. Князь погружен в глубокую думу. Он уже приблизился к своей кончине – вскоре в Орде его отравят медленнодействующим ядом. Святой Александр готовится предстать перед вечным и неподкупным Судией. Он – единственный русский князь того времени, не участвовавший в междоусобных столкновениях, но в меру сил радевший об укреплении государственного единства. Преемником его линии объединения русских земель станет святой благоверный великий князь Димитрий Донской, эпоха которого нашла отражение в следующем цикле работ Павла Рыженко.

Открывает эту серию картина «Благословение преподобного Сергия»: святой старец напутствует великого князя Димитрия на битву на Куликовском поле. Еще два полотна посвящены преподобному Александру Пересвету. В миру он был славным витязем и начальствовал над 300 воинами. На первой картине святой изображен с копьем в руке и в великой схиме, в которую преподобный Сергий облек его и преподобного Андрея Ослябю перед Куликовской битвой. Воин-монах Александр погружен в молитву, призывая помощь Божию для предстоящего сражения.

Следующий холст воспевает его подвиг. Глаза схимника выражают полную отрешенность от земной жизни. Он смертельно ранен Челубеем, но еще держится в седле, в то время как его противник уже падает с коня. Великан Челубей был печенегом и исповедовал лжерелигию бон-по, в соответствии с которой веровал в силы космоса. Перед боем он приводил себя в особое экстатическое состояние и гипнотизировал противника, почему на его счету были сотни побед в поединках. Однако он не смог одолеть воина Христова, вооруженного не только копьем, но и щитом великой схимы и мечом молитвы.

Сподвижнику Пересвета, преподобному Андрею Ослябе, посвящена отдельная работа: цветущий сад; облокотившись на согнутую яблоньку, святой задумался об Отчизне, которой угрожает опасность. И хотя он монах, ушедший из мира, однако иноческие обеты не снимают с человека ответственности за судьбы Родины и своего народа.

Центральной работой рассматриваемого цикла является, вероятно, картина «Атака Засадного полка». На Куликовское поле, покрытое телами убитых и раненых воинов, из прилегающей к нему дубравы на полном скаку под стягом с изображением Спаса, практически не встречая никакого сопротивления, врывается Засадный полк во главе с князем Владимиром Серпуховским и воеводой Димитрием Боброком. И зрителю, даже если он не знаком с историей, уже ясно, чьей победой завершится сражение.

Ряд полотен экспозиции отражает период Смутного времени и предворявшую его эпоху правления благоверного Самодержца Иоанна Грозного. Холст «Царево молчание» изображает одиноко сидящего на резной скамье Иоанна Васильевича.

 

Окончание на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник