ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ЖЕМЧУЖИНА ЗОДЧЕСТВА
В СЕРДЦЕ ТРЕТЬЕГО РИМА

 

 

Окончание. Начало на стр. 14

 

Подвижник не тяготился каким-либо лицеприятием, высказывая правду как незнатным, так и сильным мира сего. Господь же сподобил его дара чудотворения. Однажды святой Иоанн проходил мимо больного и будто случайно наступил ему на пораженную недугом ногу, которая тут же стала здоровой. Господь открыл юродивому время его кончины, и он испросил у настоятеля Покровского храма место для своего погребения. Блаженный Иоанн почил 3 июля 1589 года, на следующий год после прославления святого Василия, и был погребен недалеко от него. Во время похорон юродивого получил исцеление человек, 20 лет страдавший глазной болезнью. Нетленные мощи святого были обретены в 1672 году. Но, к сожалению, подклеть, в которой они почивают, в настоящее время недоступна для паломников и посетителей собора.

С Покровским собором связано имя и еще одного великого угодника Божия – священномученика протоиерея Иоанна Восторгова, бывшего его последним настоятелем в годы советской власти.

Отец Иоанн родился 20 января 1864 года в станице Новоалександровской Ставропольской губернии, в семье священника. В 1887 году он окончил Ставропольскую духовную семинарию, а в 1889-м был рукоположен в священный сан и начал свое служение в церкви кубанского села Кирпильского, большая часть населения которого пребывала в «старообрядческом» расколе. Пастырь открыл общество трезвости, устроил церковно-приходскую школу и при любой возможности – не только в храме, но и в быту, на улицах – проповедовал Слово Божие. Его труд принес ощутимые плоды – через год около ста раскольников присоединилось к Церкви.

Вскоре отца Иоанна перевели в Грузинский Экзархат на должность епархиального миссионера. Он выучил сиро-халдейский (ассирийский) язык и во время миссионерской поездки в Персию присоединил к Церкви трех несторианских епископов с их паствой – айсорами.

Вернувшись на Родину в 1905 году, в разгар революционных безпорядков, священномученик вступил в активную борьбу против врагов Бога, Царя и Отечества. Вместе с единомышленниками он участвовал в учреждении московского отдела «Союза Русского Народа» и в издании православно-патриотических газет «Церковность», «Русская Земля», журнала «Верность», на страницах которых обличал виновников русской смуты. Можно сказать, что революция 1905 года захлебнулась отчасти и благодаря активной работе таких людей, как отец Иоанн.

В 1910 году святой совершил поездку по Дальнему Востоку, организовав силами Братства во имя Воскресения Христова заботу о могилах русских воинов, павших в русско-японской войне. В следующем году священник приобрел земельный участок в городе Бари – с целью устройства православной церкви и гостиницы для русских паломников, приезжавших к мощам святителя Николая Чудотворца. В 1913 году отца Иоанна назначили синодальным миссионером, и это послушание он исполнял до конца своих дней. В том же году священник участвовал в освидетельствовании мощей святителя Софрония Иркутского.

Во время Первой мировой войны в Москву, в собор Василия Блаженного из Белостока были перенесены мощи убиенного иудеями святого мученика младенца Гавриила. Отец Иоанн ежедневно служил перед ними молебен, прося Господа о спасении охваченной революционными безпорядками Родины.

После убиения в Киеве митрополита Владимира (Богоявленского) священномученик на Поместном соборе в Москве произнес вдохновенную проповедь, за которую удостоился благодарности Святейшего Патриарха Тихона. В частности, он сказал: «Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния, а для искупления прегрешений народа и для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва, а в жертву всегда избираются лучшие, а не худшие. Вот где тайна мученичества старца митрополита! Чистый и честный, церковно настроенный, правдивый, смиренный митрополит Владимир мученическим подвигом сразу вырос в глазах верующих, и смерть его такая, как и вся жизнь, – без позы и фразы, не может пройти безследно. Она будет искупляющим страданием и призывом и возбуждением к покаянию...» В той же речи святой призвал паству объединяться в союзы для защиты Церкви, а пастырей готовиться к исповедничеству и страданиям за Христа.

20 мая / 2 июня 1918 года отец Иоанн был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. В заключении он вместе с прочими узниками копал могилы для жертв красного террора. 23 августа / 5 сентября того же года пастырь в составе группы других заключенных, среди которых находился епископ Селенгинский Ефрем, а также бывшие царские министры Щеголовитов, Маклаков, Хвостов, сенатор Бельский и иные люди, был расстрелян. Перед казнью все помолились и приняли благословение у епископа Ефрема и отца Иоанна. Протоиерей Иоанн первым подошел к исполнителям приговора и сказал: «Я готов». Палач-богоборец заломил ему руку за спину и выстрелил из револьвера в голову, толкнув тело в заранее вырытую самим священником могилу; затем были казнены и остальные. На солдат произвели огромное впечатление проявленные на пороге смерти хладнокровие и мужество отца Иоанна, Н.А. Маклакова и И.Г. Щеголовитова. Место их погребения осталось неизвестным. На юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 году протоиерей Иоанн и епископ Ефрем были причислены к лику святых.

Советская история собора Василия Блаженного полна легенд и противоречий. Известно, что он мешал выходу танковых колонн во время парадов на Красной площади. Необходимость монолитным колоннам распадаться, огибая собор, казалась некоторым вождям даже признаком некоей слабости, унизительной уступкой «старому миру». Но каким-то чудом, возможно, благодаря уникальной архитектуре (или заступничеству свыше?) собор не был разрушен. Так или иначе, советские вожди не решились трогать эту жемчужину зодчества. Замечательно, что в последние годы богослужения в соборе возобновились и верующие вновь обрели возможность возносить молитвы у его святынь.

У каждого из нас своя просьба к блаженному Василию. Изображенный с простертыми руками, обращенными ко Господу, на фоне Московского Кремля, святой словно прислушивается к воззваниям поклоняющихся его образу христиан, испрашивая им милости от неисчерпаемых щедрот Божиих. И хочется обо всем ему рассказать – обо всех своих скорбях и нуждах, принести молитву о своих близких, чтобы ходатайство святого, а также блаженного Иоанна и священномученика Иоанна, как дождь, низвели на всех нас Господню благодать, подавая помощь и исцеление всему народу русскому, всей Святой Руси!

 

Александр МАЛИНИН

 

 

ОПРОС ||
Женщина в Церкви

    


   1. Знаете ли Вы, за что Церковь прославляет святых жен-мироносиц?
    да – 87% нет – 13%

 

    2. Можно ли назвать запрет женщинам в Православии учить и священнодействовать дискриминацией?
    нет – 100%

 

    3. Согласны ли Вы, что в основе т. н. феминистского движения, провозглашающего своей целью борьбу за равноправие полов, лежит сатанинская гордыня?
    да – 98% нет – 2%

 

    4. Согласны ли Вы, что монашество – это не противоестественный, а вышеестественный жизненный путь, освященный примером Пресвятой Богородицы?
    да – 100%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник