ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БЛАГОЧЕСТИЕ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

С православным женским днем!

 

 

 

В нашем секулярном обществе любое упоминание о «женском дне» рождает, как правило, ассоциацию с календарным днем 8 марта. Этот «праздник», имеющий древнеиудейские корни, в новейшей истории создавался известными революционерками как феминистское торжество – повод заявить о «праве женщины» на «свободу» (от мужа, детей и семьи) и «равенство» с мужчинами (вскоре обернувшееся тем, что многие комиссарши, отвергнувшие предназначение женщины давать жизнь, лично расстреливали безусых юнкеров). Основательницы «праздника 8 марта» говорили, что возвращают женщине якобы отнятое у нее Церковью достоинство.

Между тем в третью Неделю по Пасхе прославляется подвиг святых жен-мироносиц, – это настоящий православный женский день, день торжества истинного женского достоинства, о котором святитель Лука (Войно-Ясенецкий) сказал: «Ныне празднуем мы святое право всех женщин на достижение самого высокого человеческого достоинства, неизмеримо более высокого, чем всякое достоинство политическое и гражданское, – право на святость, право на самую близкую дружбу с Господом Иисусом Христом».

Рассказать об этом празднике мы попросили уже знакомого нашим читателям священника отца Александра Парамонова.


– Отец Александр, приближается день памяти святых жен-мироносиц. Расскажите, пожалуйста, что известно о них из Священного Писания и Предания? В чем заключался подвиг этих женщин при жизни Спасителя и после Его Воскресения, почему в их честь установлен особый праздник?

– В числе жен-мироносиц Церковь вспоминает святых Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Марфу, Марию, Сусанну и иных жен, следовавших за Господом Иисусом Христом и служивших Ему от своего имения (см.: Лк. 8, 2).

Святая Мария Магдалина некогда была одержима нечистыми духами, но Господь освободил ее. Стоит отметить, что православная традиция, в отличие от католической, не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей (это две разных женщины), а почитает ее равноапостольной святой. Получив исцеление от беснования, она последовала за Христом и служила ему. Она находилась рядом с Господом на Голгофе при Его распятии и смерти, была свидетельницей Его погребения и стала одной из жен-мироносиц, принявших от ангела весть о Воскресении Спасителя. Святая Мария Магдалина сподобилась первой после Матери Божией узреть явление воскресшего Христа и соделаться благовестницей о Его восстании для апостолов, пребывавших в страхе и унынии. Позже с проповедью о Христе она оказалась в языческом Риме – столице тогдашней вселенной, где преподнесла Императору Тиберию яйцо, которое в удостоверение истинности ее назиданий обрело красный цвет (от этого случая и появился обычай у православных христиан на Пасху красить яйца и дарить их близким).

Благочестивые Марфа и Мария, сестры святого Лазаря Четверодневного, также были верными ученицами Господа, о чем повествуется в Евангелии (см.: Лк. 10 и Ин. 11). Мария более старалась о том, чтобы слагать слова Христовы в сердце своем. А Марфа угождала Богу добрыми делами. Господь одобрил подвиг обеих женщин, но Мариин признал более высоким (см.: Лк. 10, 42).

Святая Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, служила Господу вместе с учениками, как и святая Сусанна, от своего богатого имения (см.: Там же. 8, 3). Когда был казнен святой Иоанн Предтеча, а Иродиада закопала его Честную Главу в нечистом месте, святая Иоанна нашла ее и, вложив в глиняный сосуд, погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.

В чем подвиг этих женщин, за который их прославляет Церковь? Говоря кратко – в безкорыстном, самозабвенном служении Господу во время Его земной жизни и после смерти и Воскресения. Ученики Христа, уверившись в Его Божественной сущности, пришли в ужас и уныние, когда Царя Вселенной на их глазах схватили, бичевали и распяли как разбойника. Не ударили с неба громы и молнии, не сошли несметные Христовы полчища в стальных латах – их Бог, избитый, уничиженный и покрытый ранами, как простой смертный человек, умер на Кресте. Апостолы, за исключением Иоанна, в невероятном смятении рассеялись.

А что же женщины? Несмотря на грозившую им опасность, несмотря на злобу книжников и иудейских старейшин, на жестокость и цинизм римских воинов – они не оставили Христа Одного, не отходили от Его Креста, страдая рядом, вместе с Ним. Им, как и ученикам, тоже грозила опасность, но они, любя Господа чистой святой любовью, смогли преодолеть ужас, заставивший апостолов в страхе разбежаться. Эти слабые женщины не забыли о своем долге, а преподали нам образец мужественного и самоотверженного служения Богу.

После осуждения и смерти Спасителя иудеи искали, преследовали тех, кто принял учение Христово, но святые жены не побоялись пойти помазать тело Учителя – отверженного людьми, преданного учениками, осужденного иудеями как преступника. Самое краткое имя этому женскому подвигу – верность. Поэтому они и стали свидетельницами Воскресения Христа и первыми о нем благовестницами. Прежде всех, первыми в мире, они узнали о восстании Господа из гроба, о попрании Им ада и смерти и стали непоколебимыми проповедницами Слова Божия, служа Спасителю уже в новом, апостольском качестве. Жены-мироносицы возвещали благую весть всем народам вместе со святыми апостолами, до конца своих дней претерпевая гонения и страдания от иудеев и язычников.

И вот что ценно – Христос выбирал Своих учеников и наставлял их, а жены-мироносицы пришли к Нему сами, по зову сердца. Верность, любовь ко Господу и безстрашие – в этом их подвиг.

 

– Существуют ли какие-то отличия в пути ко спасению у мужчин и женщин? Какие христианские добродетели преимущественно должна возделывать в себе православная христианка? В Писании сказано, что «жена спасается через чадородие» (1 Тим. 2, 15). Как это понимать? И как эти слова совмещаются с другим наставлением апостола – о том, что во Христе «нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3, 28)? Что это значит?

– Отличия в пути спасения у мужчин и женщин, безусловно, существуют. Они обусловлены разницей в физическом и душевном устроениях, силах телесных и духовных, а также многими другими причинами.

Во 2-й главе Послания к Тимофею святой апостол Павел дает наставления о спасении для женщин: Итак желаю, чтобы <…> и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя. Не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью. А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии (1 Тим. 2, 8–12).

Поскольку в силу культурных традиций женскому менталитету присуща забота о своей внешности, апостол учит их употреблять эту склонность ко спасению – выделяться не дорогими и изысканными одеждами, не искусственной красотой волос и лица, а добрыми делами и добродетелями, среди которых на первом месте – смирение. В словах же о спасении через чадородие святой Павел, словно в утешение, показывает, кого могут и должны жены учить – своих детей. Потому что спасение через чадородие, по свидетельству блаженного Феофилакта Болгарского, состоит не столько в рождении чада, сколько в его воспитании.

Но в целом заповеди и для мужчин, и для женщин Спасителем даны одни и те же. И ни мужчины, ни женщины без скорбей и болезней не могут наследовать Жизнь Вечную. Во Христе нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28).

 

– По какой причине женщинам в Православной Церкви запрещено учить и священнодействовать? И почему такой запрет нельзя назвать дискриминацией?

– Если брать самые поверхностные причины, то их две. Адам как глава земного мира был создан прежде Евы. Второе – с женщиной в мир пришел грех, она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего к преступлению воли Божией. Однако, как Бог обетовал прародителям при изгнании из рая, через женщину в конце концов было явлено и высшее благо – рожден Спаситель.

Причины же неучастия женщин в священнодействии просты и связаны с особенностями пола – в связи со своей физиологической природой они не всегда могут посещать храм. Священник же в идеале – в любую минуту дня и ночи – должен иметь возможность совершать Богослужение.

Другой момент. Исполнение священнического долга, обязанности в физическом плане настолько тяжело и трудоемко, что Святые Отцы и не каждого мужчину признают к сему способным. Но поскольку мужчины все-таки покрепче женщин, то они, разумеется, и более пригодны к таковому служению.

 

Окончание см. на стр. 4

 

 

Уважаемые читатели! Рады сообщить вам, что вы можете приобрести нашу газету в Москве по следующим адресам:

     1. Черниговский пер., д. 9/13, строение 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. Третьяковская);

     2. Ул. 7-я Текстильщиков, д. 18/15, «Казачья лавка» (м. Волжская).     

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник