ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Воспитание контртрадиции через СМИ

 

 

 

В двух предыдущих номерах «ПК» печатались фрагменты недавно написанной, но еще не вышедшей в свет книги профессора богословия, кандидата педагогических наук, члена правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, духовника и председателя Собора православной интеллигенции священника Алексия Мороза, исследовавшего проблему влияния СМИ на массовое сознание. В сегодняшней части публикации речь пойдет о так называемой контртрадиции – попытках СМИ разрушить и подменить традиционные человеческие представления и взгляды ложными виртуальными подделками. Автор убедительно показывает, что создателями навязываемой «новой традиции» руководит не столько намерение оглупить общество для более легкого сбыта своего товара, сколько стремление воспитать негативное отношение к нормам и ценностям христианства, злоба и нежелание мириться с тем, что Слово Христово живет в сердцах людей и движет их поступками…

 

Наиболее важная задача современных СМИ – воспитание у людей всего миaра некоей контртрадиции. Т. е. не просто традиции новой, дополняющей или изменяющей прежнюю со знаком плюс, а именно (согласно приставке «контр») – традиции контрпродуктивной, разрушительной, имеющей целью уничтожить что-то ради самого уничтожения. При этом неважно, каким будет новое «наполнение»; задача контртрадиции – перекодировка сознания человека на новый лад.

СМИ нацелены на формирование такого мировосприятия, в котором культурное ядро человеческой личности уничтожается и создается некий суррогат этого ядра, наполненный виртуальными образами ложной реальности. При этом, апеллируя к душам людей, корпорации СМИ пытаются занять место своеобразной антицеркви (греческая приставка «анти» означает не только «против», но и «вместо»), подменяя заповеди Христа чуждыми и прямо противоположными православному вероисповеданию установками. На чувственном уровне осуществляется попытка вызвать у потребителя ощущение обладания некими сверхъестественными реалиями. Авторы рекламы внушают: благодаря выбору «правильного» товара, ты получишь энергию, преобразующую все вокруг; остальной же мир на этом фоне становится иллюзорным.

Порой создается парадоксальная ситуация: когда после подобной «обработки» люди слышат о заповедях Божиих, то воспринимают их через призму чего-то усвоенного ранее. Например, попробуйте прочитать ребенку замечательные слова Евангелия от Иоанна: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). А он на это вполне может сказать, что по соседству есть магазинчик «Свет во тьме», торгующий флуоресцентными китайскими страшилками. Или вспомните «возвышенный» слоган – «Вознесись над суетой», который звучит почти по-«библейски». Но оказывается, что он красуется… на рекламе казино! А в рекламе фирмы по продаже электроники давно используются слова из книги Бытия: «Да будет свет...»

Воздействие информации с телеэкрана направлено преимущественно на мечтательную способность человека, на сферу его воображения, на возможность что-то додумать, перенося предлагаемую ситуацию на себя. Святые Отцы всегда называли воображение и чувства основными каналами доступа падших духов к человеческой душе. Ведь и греховные помыслы и мечтания, приходящие к нам от диавола, это тоже ложная, виртуальная реальность. Православное вероучение предупреждает о связанных с ней опасностях. «Мир человеческой воли и воображения, – сказано в книге „Старец Силуан Афонский“, – это мир призраков истины. Этот мир у человека общий с демонами, и потому воображение – есть проводник демонической энергии. И демонические образы, и образы, творимые самим человеком, могут влиять на людей, видоизменяя или преображая их, но при этом одно неизбежно: всякий образ, созданный самим человеком или внушенный демонами и воспринятый душою, будет извращать духовный образ человека, созданного по образу и по подобию Божию». Если «чувство личного Бога очищает молитву от воображения, переводя все в некий невидимый центр живого внутреннего общения», то погружение в воображаемый мир, напротив, означает уход в безличную стихию, в которой пребывают и духи злобы.

Из опыта православных подвижников мы знаем, что борьба с воображением – одна из главных в духовной брани. «Будучи отцом лжи, он [сатана] посредством ложных действий будет обольщать воображение», – указывает святитель Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», 15). И преподобный Ефрем Сирин в своем «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово» замечает, что «много будет мечтаний, совершаемых зверем», и сами знамения называет «мечтательными». Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо говорит, что ложные знамения и чудеса антихриста будут «действовать наиболее на чувства зрения, очаровывая и обманывая его» («О чудесах и знамениях»). А виртуальная реальность есть прежде всего обман зрительный.

В рамках современной цивилизации люди все больше отстраняются от мира, сотворенного Богом, и живут в мире, созданном человеком, но не укорененном в Божественном бытии. Так, в городе мы окружены творениями рук человеческих, вращаемся в среде виртуальной реальности ТВ и интернета. И вот этот-то нереальный, безблагодатный, придуманный мир – все сильнее поглощает человека, заставляя его жить по своим законам и правилам. При этом искажается духовно-нравственная основа в людях – образ Божий, совестное начало, которое и делает их людьми. И все СМИ-манипуляторы прекрасно знают о нереальности создаваемого ими мира.

Хочется еще раз сделать акцент на антихристианской сущности контртрадиции. Пытаясь казаться чем-то «настоящим», она имитирует атрибуты и элементы того, что старается разрушить, т. е. христианства. В той же современной рекламе, как в зеркале, отображается попытка подмены всех сфер церковной жизни, фактически всей полноты бытия человека. Обычно такие стремления осуществляются в социуме с пошатнувшейся системой ценностей. Поэтому неудивительно, что после десятилетий атеизма многие наши соотечественники с воодушевлением приняли систему ценностей, выраженную в слогане «Бери от жизни все!» В нашем секулярном обществе любое проявление религиозности сознательно выдавливается, изживается, и это происходит постепенно и планомерно. Контртрадиция напоминает спираль, где каждый следующий виток опирается на предыдущий, а «температура» все повышается...

Если человек не живет церковной жизнью, не имеет твердых ориентиров Православной веры, он неизбежно принимает ложные ценности. В их числе и модная ныне толерантность: утверждение, что абсолютной истины не существует, – с одной стороны, а с другой – равнодушие к своему ближнему и терпимость ко злу. Безконечно повторяемые и внушаемые, эти ложные постулаты со временем уже воспринимаются как единственно верные, как норма жизни. На сегодняшний день мы можем наблюдать это (даже в нашем традиционно консервативном обществе) на примере отношения к гомосексуализму и т. н. однополым бракам. Либеральная часть социума серьезно полагает, что гомосексуализм, педофилия и прочие извращения имеют право на свободное существование и даже на пропаганду.

Что же делать? Как противостоять внушаемой нам контртрадиции? Чтобы защититься от манипуляции сознанием, необходимо соблюдать следующие условия:

1) Непоколебимо держаться Православной веры, для чего больше читать Евангелие и аскетическую литературу, дающую возможность правильно воспринимать происходящие процессы.

2) Любую информацию проверять и оценивать через призму заповедей Божиих и Евангельской истины. В качестве основного способа получения информации выбирать чтение. Слушать музыку, имеющую только позитивную духовную основу. От просмотра телевидения, в частности, программ, переформатирующих сознание и воспитывающих гедонизм (культ бездумного наслаждения), отказаться.

3) Стараться быть ближе к природе как созданию Божию, питающему нас Его благодатной силой. Живя в городе, среди «благ» современного мира, стремиться избегать всего этого, как можно меньше иметь дела с виртуальной реальностью, созданной человеком.

Также очень важно, чтобы студенты, изучающие журналистику, рекламу, PR, с первых шагов осознавали антихристианскую сущность контртрадиции.

Этим фрагментом мы завершаем публикацию материалов книги отца Алексия. Доводы, изложенные в ней, безупречно убедительны уже хотя бы потому, что слишком хорошо узнаваемы. Скептически настроенный читатель может сказать, что автор несколько сгущает краски – несомненно, что отдельные дельцы и целые корпорации стремятся к власти и лидерству, и для этого применяют давно известные, «научные» приемы манипуляции, но вот идеи «антицеркви» и перестройки человеческого сознания на антихристианский лад для них излишни...

Да, методы эти старые, даже древние. Ложь, подмена, игра на человеческих слабостях и пороках, восхваление стадности, оправдание и превознесение греха… Кажется, и из самого перечня их уже очевидно, чьи эти «методы», кто их «автор» и против чего и Кого они направлены. Поэтому, наверное, и неоспоримы аргументы священника о том, что СМИ добиваются своих целей, не только возбуждая инстинкты, заложенные в физиологии человека (голод, жажду и пр.), но в огромной мере – через усиление греховных страстей падшей человеческой сущности, когда намеренно активизируются силы, служащие врагу рода человеческого. И подобная «работа» СМИ – это не просто провоцирование у других желания купить, но собственное, личное стремление к созданию антихристианского общества.

 

Подготовил Алексей ФЕДОРОВ

Печатается с сокращениями
и литературной правкой редакции «ПК»

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник