ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ТВОРЧЕСТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Народная песня – живоносный
родник славянской души

 


Лауреаты младшей возрастной группы

 

В городе Козельске Калужской области 17 мая с. г. состоялась финальная часть уже ставшего доброй традицией международного конкурса-фестиваля славянской народной песни «Оптинская весна». Фестиваль проводился в шестой раз. Его цели – не только поиск молодых талантливых исполнителей и помощь им в дальнейшем профессиональном росте, но и, в первую очередь, – сохранение и возрождение песенных традиций православных славянских народов, поддержка музыкальной православной культуры, возвращение ей былой неразрывной связи с народной жизнью и популярности. Насколько удается воплощать в жизнь эти благие намерения? Как прошел конкурс, и что изменилось по сравнению с прошлыми годами? Наш корреспондент, побывавший на этом празднике славянской песни, делится с читателями своими впечатлениями и размышлениями на некоторые более общие темы, связанные с народным творчеством.

 

Первое, что неизбежно замечает всякий, прибывший на фестиваль, – это удачный выбор места для его проведения. Во-первых, здесь расположен монастырь Оптина Пустынь, жемчужина русского Православия, ставший источником вдохновения и давший имя конкурсу. О значении этой обители и ее влиянии на мировоззрение русского человека распространяться можно горячо и безконечно. Но мы скажем только одно: Оптина весной – это особенное явление, место покоя и умиротворения даже на зрительном уровне, а молитвенный монашеский дух и пробуждение, расцвет природы в это время дают неиссякаемую энергию для духовного оживления человеческих душ. Во-вторых, Козельск – это город воинской славы; и славы не одномоментной, а протяженной в истории – от первых битв, описанных в старинных летописях, до сражений новейших времен. Героическая история города – пример и опора для воспитания молодых и сохранения патриотических традиций в старшем поколении. В-третьих, Козельск, в отличие от мегаполисов, во многом остается классическим старинным русским городом, в некотором смысле образцом традиционного жизненного уклада, не утратившим тепло русского провинциального быта и русской души. И потому все эти качества – чувствуемая сердцем близость святой обители, оплота русского Православия, традиции воинской доблести, патриотический дух и трогательная народная простота – составляют как бы обобщенный символ, слепок русской души, православной славянской души.

Напомним, что условие выступления на международном конкурсе «Оптинская весна» (как на отборочном туре, так и в финале) – исполнение участниками из славянских стран народных и авторских произведений (одно из которых – обязательно духовной тематики); конкурсанты поделены на три возрастные категории, а судьи, т. е. члены жюри – известные музыканты, певцы, композиторы. В этом году на фестиваль приехали исполнители из разных регионов России, Белоруссии, а также Сербии и Боснии и Герцеговины. Финальный концерт вели заслуженная артистка России Екатерина Гусева и актер театра и кино Павел Сборщиков.

Многие, посещавшие «Оптинскую весну» и ранее, отмечают ее особую задушевную атмосферу, побуждающую возвращаться в Козельск ежегодно. Действительно, какая-то необычайно теплая, домашняя и вместе с тем – обстановка всеобщего праздничного единения – ощущается тут очень отчетливо.

Приятным сюрпризом для постоянных зрителей фестиваля стал значительно возросший, по сравнению с прошлыми годами, профессионализм конкурсантов. Выступления удивили своим как бы даже неожиданным, ярким и захватывающим мастерством.

Открыл концерт епископ Козельский и Людиновский Никита, в своем приветствии сказав много доброго в адрес участников конкурса, членов жюри и зрителей. Затем выступил заместитель командира 28-й Козельской гвардейской ракетной дивизии подполковник Алексей Зимин. Этот теплый эмоциональный союз Владыки, военного и застывшего в ожидании зала еще раз подтвердил то наблюдение, что опорой фестиваля с первого дня и поныне остаются Православная Церковь, русская армия с ее патриотическими традициями и простые русские люди, хранящие душу народной песни.

У гениального полководца А.В. Суворова в его знаменитой «Науке побеждать» есть замечательные слова: «Молись Богу, от Него победа». Это духовное правило подтвердила и практика фестиваля. Выступления конкурсантов открывала 14-летняя Полина Бурло из Беларуси, исполнившая известную рождественскую колядку «А в Иерусалиме…» Перед выходом на сцену девушка так волновалась, что успокоить ее, казалось, было невозможно. Тогда Полина подошла к присутствовавшему в зале священнику и попросила благословения. Батюшка с любовью благословил певицу… И она не только взяла себя в руки, но и заняла в своей возрастной категории 1-е место! Пение Полины захватило всех слушателей, проникло в каждое сердце!

Едва только некоторые зрители предположили, что столь яркое дарование может быть исключительным явлением на конкурсе, как вторая участница – Повалюхина Кристина из Воронежской области с песней о старце Николае Гурьянове «Подвижник любви» – показала не менее профессиональный уровень исполнительского мастерства, ни в чем не снизив взятую фестивалем высокую планку. Эта музыкальная композиция, очень трогательная, необычная и красивая, вероятно, полюбится многим – и не только потому, что у старца тысячи и тысячи духовных чад, а еще и благодаря ее смысловой глубине и прекрасному исполнению. И каждое из последующих выступлений было как бы маленькой стихией, эмоциональной волной, которые одна за другой завораживали слушателей. Четыре часа под сводами концертного зала звучали звонкие, заводные народные песни, песни-исповеди, лихие казацкие распевы и пронзительные, щемящие сердце духовные песни-молитвы, песни бойкие и песни задушевные... На сцену поднимались люди из разных славянских стран, исполнявшие произведения на разных языках, но всех их объединяло одно – любовь к своим корням и традициям, к народной песне и к Богу.

 


Ольга СТУРОВА (Россия), лауреат 1-й степени
в возрастной группе от 18 до 22 лет

 

В средней возрастной группе от 18 до 22 лет исполнительский уровень был настолько высок, что жюри оказалось в замешательстве, в итоге присудив целых три первых места. Победителями стали Оксана Козловская из Беларуси, наша соотечественница Ольга Стурова и Неманя Йованович из Боснии и Герцеговины.

В старшей категории от 23 лет победа безоговорочно досталась яркой, талантливой и невероятно артистичной русской девушке – Ольге Масальской, занявшей, по словам жюри и единодушному мнению зала, прямо-таки «золотое» первое место. Ольга приехала в Козельск со своим ансамблем и, выступая последней, наидостойнейшим образом завершила конкурс.

Из факторов, не то чтобы омрачивших событие, но оставивших ощущение некоей досады и легкой грусти, можно отметить два: отсутствие второй год украинских исполнителей и традиционное игнорирование «Оптинской весны» местными властями. И если первое понятно без лишних разъяснений (Украине сейчас не до конкурсов), то второе, как и прежде, продолжает вызывать вопросы. Местные власти «не заметили» событие международного уровня, не почтив фестиваль своим присутствием (никто из приглашенных не явился) и не оказав ни малейшей организационной (не говоря уже о финансовой) поддержки. Кто-то съязвит по этому поводу: «Им команды сверху не было!» Но тут ситуация, к сожалению, достаточно определенная. Те мероприятия, те фестивали и та культура, которые не приносят прибыли, похоже, чиновникам просто неинтересны. А о духовной «прибыли», о благе и духовном здоровье своих земляков они, видимо, даже не задумываются.

Продолжая эти рассуждения, зададимся вопросом: неужели в «мире сем» насколько все плохо? Ведь при адекватной культурной политике государства и воспитании людей в духе Православия фестиваль «Оптинская весна» мог бы стать замечательной альтернативой содомскому «Евровидению». Но, с другой стороны, почему истинная, чистая, народная песня вынуждена быть какой-то альтернативой?

Нет, это не мы, а они, слепые поклонники и проповедники современной моды и псевдоискусства, – альтернатива. Это не мы, хранящие наши культурные и религиозные традиции, а они, «Иваны, не помнящие родства», – меньшинство. Замечательно сформулировал эту мысль писатель и общественный деятель Андрей Кочергин: «Сегодня народная песня для многих СМИ – неформат, но я бы сказал, что те журналисты и те СМИ, которые так считают, сами и есть неформат для России». О том же говорит и знаменитый певец и композитор Алексей Глызин: «Народная музыка – это своего рода фундамент для любого музыкального стиля. И если говорить откровенно, то не народное творчество нуждается в нашем внимании, а скорее, мы нуждаемся в возрождении и сохранении древних народных традиций».

Действительно, что такое народная и духовная музыка? Это источник народной мудрости, народного чувства, незамутненного мироощущения себя в повседневности и в истории. Хорошо известно, что современная музыка родилась из народной. По сути, она в каком-то смысле – «испорченная» народная. Но только наш мир превратил искусство в источник плотского наслаждения и разжигания страстей, способ наживы и эффективное средство промывки мозгов обывателей.

Смогут ли такие немногочисленные явления как фестиваль «Оптинская весна» поспособствовать просвещению людей, сохранению исконных музыкальных традиций, сумеют ли представление жителей России о музыкальной культуре снова «поставить с головы на ноги»? Сегодня это кажется сложнодостижимым, но вера, надежда, труды и помощь Божия творят чудеса!

Например, члены жюри, знаменитые люди, стараются изо всех сил поддерживать и конкурс, и молодых исполнителей. Настоящей народной музыке (а не подделкам «а ля рюс») сейчас очень сложно пробиться на ТВ, но после совместных выступлений юных дарований с той же Ольгой Кормухиной интерес к фестивалю значительно увеличивается; пусть не на телеэкране (хотя в этом году проведение фестиваля осветит телеканал «Союз»), но через интернет эти энтузиасты, исполнители народного творчества получают известность.

Воодушевляет и тот факт, что с каждым годом уровень проведения конкурса возрастает, он привлекает все больше талантов, а это значит, что традиции нашего народного пения понемногу возрождаются и молодежь приобщается к нравственному опыту старших поколений. Подобные фестивали способствуют формированию православного образа жизни и становятся залогом сохранения идентичности России и других славянских стран как православных держав.

В прежние времена вся Православная Русь съезжалась на святую Оптинскую землю. Хочется верить, что «Оптинская весна» в этом богоугодном месте даст начало духовному возрождению России. И если справедливо выражение, что «песня – душа народа», то надежда на пробуждение нашей Родины всегда есть, и она реальна.

 

Алексей ФЕДИН

 

 

Уважаемые читатели! Рады сообщить вам, что вы можете приобрести нашу газету в Москве по следующим адресам:

     1. Черниговский пер., д. 9/13, строение 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. Третьяковская);

     2. Ул. 7-я Текстильщиков, д. 18/15, «Казачья лавка» (м. Волжская).   

     В Санкт-Петербурге по адресу: Каменноостровский просп., д. 10, литера Б, корп. 2, лавка «Слово» (м. «Горьковская»).  

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник