ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Чуткая и чистая душа

 


Цесаревич Алексий с любимой
собакой Джоем и котом

 

В разгар войны исполнилось давнишнее желание Царицы иметь Сына. 30 июля / 12 августа в Петергофе родился Наследник. Предсказанное в Дивеевской обители исполнилось. Велико было счастье в Царской Семье, принесшее большое утешение в тяжелые, скорбные дни неудачной войны. Крещение новорожденного совершилось в петергофской церкви 11 августа. Тогда же Государь пожелал, дабы все войска действующей на поле брани армии были в числе восприемников Цесаревича, о чем и дали знать на фронт.

Во время Крещения с младенцем произошел замечательный случай, обративший на себя внимание всех присутствовавших. Когда новорожденного Цесаревича помазывали святым миром, он поднял свою ручку и простер свои пальчики, как бы благословляя народ. В этом многие увидели не простое совпадение, а что-то вещательное, объясняя всякий по-своему. Одни сочли это хорошим предзнаменованием, а другие – наоборот.

Государыня особенно была рада, что наконец-то Бог услышал ее молитву, даровал ей сына, приписывая эту милость Божию молитвам преподобного Серафима Саровского, ибо она еще до поездки в Саров обещала отправиться туда на богомолье.

Теперь еще с большей ревностью Царица отдалась всецело воспитанию детей, особенно – милого сына. Она считала для себя лучшим удовольствием быть в кругу своих чад, хотя с момента рождения Наследника она ему посвящала времени больше всех остальных. Заботливая мамаша всегда была с милым сыночком, не теряя его из вида, боясь за его жизнь, как бы что с ним не случилось, ибо он у нее один.

Цесаревич был общим любимцем в Царской Семье. Когда он стал подрастать, то весьма походил на папу; как говорится, вылитый отец. Царица сама с ним нянчилась, не доверяя никому, и всецело взяла на себя всю заботу о его воспитании. Она зорко охраняла своего горячо любимого сына от всех опасностей, всегда находясь около него. В Царском ли Селе, Петергофе ли, на императорской ли яхте, Царица всегда при сыне, как преданная рядовая няня. Дочери, бывало, играют или гуляют с гувернанткой и камердинером, а когда с ними Алексей Николаевич, то обязательно среди них и Государыня. Даже во время приемов, военных смотров и других отлучек из Дворца Цесаревича Царица всегда находилась первое время при нем непосредственно или вблизи него.

Когда мне впервые пришлось видеть Цесаревича 8 декабря 1910 года шестилетним ребенком в Александровском Царскосельском дворце, то и здесь мамаша находилась в соседней комнате, до которой дошла с ним. Во время этой аудиенции я благословил Цесаревича святым нательным серебряным крестиком, который по воле Государя надел на него. Этот крестик был мною получен 23 апреля в Иерусалиме, и в нем были вложены частицы святых мощей Иоанна Крестителя и великомученика Георгия Победоносца, а также частица от Святого Животворящего Древа Креста Господня. Без благоговейного чувства не могу вспомнить момент, когда пришлось увидеть его детский душевный восторг при получении этого священного подарка, и как он, милый ребенок, сияющим побежал к своей маме поделиться радостью.

Цесаревич этот святой крестик имел всегда при себе до самой своей мученической кончины, в скорби узничества находя в великой святыне утешение. Как мне передавали, Цесаревич попросил маму рассказать ему о жизни святого Иоанна Крестителя и великомученика Георгия, впоследствии особенно почитая их память.

Он спрашивал свою маму: «Почему святой Иоанн Креститель, будучи малым ребенком, должен был бежать в пустыню, зачем посажен в темницу и убит?» Царица сказала своему впечатлительному сыну, что как Сам Христос, будучи Творцом Неба и земли, был оклеветан нехорошими людьми, осужден неправедно и распят на Кресте, так и тем, кого Он очень любит, посылает здесь, на земле, скорби, страдания и смерть, дабы потом они вечно веселились с Ним на Небе в раю, где очень хорошо, несравненно лучше, чем здесь. Эти слова мамы Алексий Николаевич помнил всегда, а особенно – в тяжелые дни своих страданий.

 

Игумен Серафим (КУЗНЕЦОВ)

 

Православный Царь-Мученик.
М., 2000.

 

 


 

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 


Продолжение. Начало см. в № 2 (98)

 

Предлагаемое ниже вниманию читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и у современных авторов.

 

 

9. ВОЗРАЖЕНИЕ ПРОТИВ БОГООТКРОВЕННОЙ ИСТИНЫ О
БОГОУСТАНОВЛЕННОСТИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ И ОСНОВАННОСТИ
ЕЕ НА ПРАВОСЛАВНОМ УЧЕНИИ – ПО ПОВОДУ ПРИВЕДЕННЫХ В
НАШЕЙ КНИГЕ СЛОВ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ

 

Не соответствует истине и вторая половина рассуждения, что данные слова митрополита Филарета являются аргументацией в пользу царской власти по соображениям целесообразности. Митрополит Филарет, весь проникнутый верою в Божественное Писание, доказывает полезность самодержавия или единодержавия царской власти не по человеческим соображениям, а в силу свидетельства самого Священного Писания, или веры в его богооткровенные истины, и в частности – касательно царской самодержавной власти.

Какое значение придает митрополит Филарет отношению к царской власти по человеческим соображениям целесообразности с ее различными интересами и побуждениями, хорошо видно из его проповеди о повиновении или послушании Царю и поставленным от него властям.

В этой проповеди он исходит из слов апостола Петра: Повинитеся убо всякому человечу созданию (т. е. «всякому от Бога устроенному человеками начальству»,митр. Филарет) Господа ради: аще Царю, яко преобладающу: аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем (1 Петр. 2, 13–14). «Заметим, – говорит далее митрополит Филарет, – апостол <...> учит повиноваться с определенным побуждением, именно – Господа ради. Здесь является предположение, что апостол имеет в виду и другие роды повиновения, т. е. по иным побуждениям, как то: повиновение из личных интересов, повиновение ради общества, ради начальства <...>. Но не на человеческих умозрениях основывать должно государственное благоустройство <...>. Вот почему апостол, минуя прочие побуждения к повиновению, утверждает повиновение на единой мысли о Боге: повинитеся, говорит, Господа ради! Т. е. повинуйтесь по вере <...> в слово Божие и веление Божие и из страха оказаться ослушниками воли Его».

«И не трудно понять и уразуметь, каким образом вера <...> и страх Божий составляют важнейшее побуждение к повиновению. Вера освящает власти земные, показывая их небесное происхождение, возвещая нам от лица Божия, что „несть бо власть, аще не от Бога“ (Рим. 13, 1). Вера предписывает служить властям с уважением и в простоте сердца, как Самому Господу, а не человекам (см.: Еф. 6, 5–7), но не из страха только или каких-либо корыстных видов, но и по совести (см.: Рим. 13, 5). Итак, повинитеся всякому начальству человечу, всякой законной и, разумеется, преимущественно верховной власти – Господа ради <...>, Который не может оставить не наказанным противление Своему установлению <...>, Который особенно сердце царево имеет в руце Своей (см.: Притч. 21, 1)» (Филарет, митр. Московский. Слова и речи. М., 1848. Ч. II. С. 1835; Ч. III. С. 255–256).

Таким образом, из всех приведенных слов митрополита Филарета видно, что вопрос о царской самодержавной или единодержавной наследственной власти и ее происхождении от Бога, о ее основанности на Священном Писании, о необходимости веры в богооткровенные истины касательно той же власти, трактуется им буквально в той же плоскости, в какой он трактуется нами.

Именно этого-то и нельзя сказать в отношении автора критического отзыва. Вопрос о царской власти им трактуется в плоскости совершенно иной, ибо он в своем воззрении на царскую власть исходит не из веры в богооткровенные истины Священного Писания о происхождении царской власти от Бога и ее основанности на слове Божием, а из отрицания этой веры. Поэтому его точка зрения, как рационалистическая, не имеет ничего общего с точкою зрения на данный предмет, которая исповедуется митрополитом Филаретом и нами.

 

Архиепископ

Серафим (СОБОЛЕВ)

 

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение см в след. номере.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник