ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 15

«ВОНМЕМ»

ПЕРЕД «МИР ВСЕМ»

 

По восхождении архиерея или иерея на горнее место произносятся слова «Мир всем», к выслушанию коих диакон прежде возбуждает народ, говоря: «Вонмем». Святой Герман пишет: «„Вонмем“ – т. е. послушаем, станем внимать все с умиренною душою». Следовательно, и сии слова – «Мир всем» – мы должны слушать с таким же вниманием.

 

§ 16

«МИР ВСЕМ»

 

Святитель Симеон Солунский (в гл. 63, о храме) пишет: «Сидящий на сопрестолии архиерей, образуя Христа, говорит: „Мир всем“, и этим показывает соединение Неба и земли, ибо Христос есть разоривый вражду плотию Своею и сотворивый обоя едино, как говорит Павел (см.: Еф. 2, 14)». И (в гл. 93) он же пишет: «Слово „мир“ свойственно Христу, и есть наследие, которое Он нам оставил». Как Христос даровал мир ученикам и оставил им оный; так архиерей или иерей, подавая тот же мир, выражает особенное к людям Божие благодеяние. Для того они и восходят на горнее место, дабы о имени Христове преподать дар сей людям.

Согласно с сим, святого архиепископа Иоанна, Литургию которого мы объясняем, просили некогда находящиеся под его паствою, или как сказано в житии его, напечатанном при Маргарите: «Моляху на престоле епископства сести и по обычаю мир людем дати». Мир сей не только здесь, но и во многих местах службы преподается не без причины. Тот же Златоуст (в 3-й беседе на Послание к Колоссянам) пишет: «Церковный настоятель дает мир в церквах однажды и дважды, и трижды, и много раз. По какой же причине? – Потому что он есть мать всех благ, он – вина радости».

 

§ 17

«ПРЕМУДРОСТЬ»,
ПРОКИМЕН

 

Диакон для выслушания следующего прокимна и здесь возглашает: «Премудрость», означая Премудрость – Христа, или проповедь о явлении Его в мир, заключающуюся в прокимне. Святой Герман пишет: «Премудрость – Слово Божие, святое и возлюбленное, возвещает тайны Отца». И потому здесь возглашение «Премудрость» означает побуждение к выслушанию прокимна.

Прокимен есть стих, взятый из псалмов Давида, который относится ко Христу, Ходатаю о нашем спасении. Святой Герман поясняет: «Прокимен возвещает озарение пророческое и предсказание о пришествии Царя Христа (это относится к значению слова „прокимен“), изображая как бы впереди бегущих и взывающих воинов: „Седяй на херувимех явися и прииде спасти нас“; также: „Бог сидит на престоле святем Своем“ и проч.». Прокимен так называется потому, что полагается пред другими стихами, следующими за ним. О слове «Премудрость» и о прокимне пространнее смотри в изъяснении вечерни.

 

§ 18

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛЬСКИХ ПОСЛАНИЙ

 

Иисус, желая распространить Свое Евангелие на земле, собрал апостолов и перед Вознесением Своим повелел им проповедать слово Свое всей твари, говоря: Шедше убо научите вся языки, крестяще их (Мф. 28, 19) и проч.

 

«ПРЕМУДРОСТЬ» ПЕРЕД НАДПИСАНИЕМ АПОСТОЛА
И «ВОНМЕМ» ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ АПОСТОЛА

 

Посему диакон опять произносит: «Премудрость» – перед надписанием Апостола (надписание Апостола – указание имеющей быть прочитанной апостольской книги: «Деяний Святых Апостол чтение», «Соборнаго послания Иаковля чтение» и т. д., – примеч. ред.), и потом: «Вонмем» – перед чтением Апостольских посланий, – для выслушания сих проповеданий, которые показывают, что Иисус, по Вознесении Своем, был благовествуем от Своих учеников, и что Он творил чудеса.

Святой Герман пишет: «Через чтение Деяний или посланий Апостольских открывается призвание и назначение апостолов». Святой Симеон Солунский (в гл. 98) говорит: «И тотчас бывает божественное чтение Апостола, и это означает, что Христос, восшед на Небо, послал учеников проповедовать всему миру Господа»; и (в гл. 64, о храме): «По сем чтение слов апостольских, которое показывает посольство апостолов к народам».

 

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ АПОСТОЛА
АРХИЕРЕЙ И ИЕРЕЙ СИДЯТ, А ДИАКОНЫ СТОЯТ

 

Во время чтения Апостольских посланий архиерей и иерей сидят на сопрестолии, образуя Христа, сидящего по Вознесении на престоле славы, одесную Отца, а диаконы не сидят, но стоят, означая этим апостолов, посланных проповедовать Евангелие по всему миру. Святой Симеон (в гл. 65, о храме) поясняет: «При чтении Апостола архиереи и иереи сидят, но диаконы, имеющие также благодать апостольскую, стоят».

 

 

§ 19

«АЛЛИЛУИА» ПЕРЕД ЕВАНГЕЛИЕМ

 

На Литургии по прочтении Апостольских посланий и перед Евангелием поется: «Аллилуиа». Как чтение Апостольского послания означает проповедь апостолов, которые везде возвестили, что Христос пришел на землю, так и чтение Евангелия показывает, что пришедший Христос везде и всеми познан. Посему мы, после Апостольских посланий и перед чтением Евангелия, прославляя Христову благодать, оказанную нам в Его пришествии, поем: «Аллилуиа».

Святой Симеон (в гл. 66, о храме) пишет: «Перед Евангелием поется „Аллилуиа“, означающая хвалу Богу и явление Божественной благодати, т. е. чтение Евангелия». Святитель Герман говорит: «„Аллилуиа“ есть предвозвестник Евангелия, взывающий: „Господь грядет“». Тот же Святой Отец, толкуя слово „Аллилуиа“ с еврейского, объясняет так: «„Ал“ – значит „идет“, „является“, „ил“ – „Бог“, „уиа“ – „хвалите и песнословьте Живаго Бога“». О сей песни «Аллилуиа» пространнее смотри II ч., гл. 4, §§ 8 и 10.

 

§ 20

КАЖДЕНИЕ ПЕРЕД ЕВАНГЕЛИЕМ

 

Перед Евангелием совершаются три новые действия: каждение, благословение, даемое диакону, и, наконец, чтение самого Евангелия. Перед чтением Евангелия диакон исполняет сначала первое из этих действий, т. е. каждение. Ибо слово Божие, имеющее быть проповедано, наполняет благоуханием всю Церковь, как сказал Павел, учитель языков: Яко Христово благоухание есмы Богови (2 Кор. 2, 15). Симеон Солунский (в гл. 68, о храме) толкует: «Прежде чтения Евангелия бывает каждение; в знак подаваемой всему миру через Евангелие благодати Духа».

 

§ 21

БЛАГОВЕСТИЕ

 

Диакон, исполняя второе действие и испрашивая благословения для чтения Евангелия, называет себя благовестителем. Ибо он имеет читать евангельское писание теми же словами, как написал Дух Святый.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

     

 

ОПРОС ||
Грех детоубийства

    


     1. Знаете ли Вы, что аборт – это один из самых тяжких грехов?
     да – 99%; нет – 1%

 

     2. Известно ли Вам, что Церковь и все науки (биология, эмбриология, генетика) согласно считают началом человеческой жизни момент зачатия?
     да – 93%; нет – 7%

 

     3. Согласны ли Вы, что главная духовная причина аборта – непонимание женщиной того, что ребенок послан ей Богом?
     да – 95%; нет – 5%

 

     4. Согласны ли Вы, что истинное покаяние – это не только сердечное сокрушение, но и противоположные содеянным грехам поступки?
     да – 100%


 

 


СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник