ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Продолжение. Начало см. в № 6 (126)

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – саму свою жизнь.

 

 

ВИДЯЕВ

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ

 

Есть на Северном флоте военноморская база подводных лодок Видяево, получившая свое имя в честь капитана 2го ранга Федора Алексеевича Видяева – воина, вписавшего одну из самых ярких страниц в боевую летопись советского подводного флота в годы Великой Отечественной войны. В памяти тех, кому известно о его подвигах, он был и остается патриотом и защитником Отечества. А современные командиры подводных лодок считают его образцом для подражания, мастером высшего класса, настоящим подводным асом. «Тихие гавани» были этому воину незнакомы – во время ВОВ Ф. Видяев с экипажем всегда находился на передовых, самых горячих и опасных участках...

 

Родился герой 7 ноября 1912 года, по иронии судьбы, вдали от моря, в одном из степных районов Самарской области, но в море навсегда влюбился при первом же с ним знакомстве. Загоревшись мечтой водить корабли, приехал на Север, устроился работать в мурманское рыболовное хозяйство, на рыболовный траулер. Поступил в Высшее военноморское училище имени М.В. Фрунзе. Во время стажировки на кораблях Северного флота решил стать подводником. Закончив училище с отличием, получил право выбора флота и, не задумываясь, отправился в Заполярье.

В феврале 1938 года лейтенант Видяев принял участие в знаменитом ледовом походе подводной лодки «Д-3» для спасения с дрейфовавшей льдины четверки советских полярников. В октябре 1940-го он был назначен помощником командира подводной лодки «Щ-421», которая во время Финской войны несла дозорную службу в Баренцевом море. В первый же день войны подлодка «Щ-421» вышла в море, а в 1942 году Ф. Видяев предпринял свой шестой боевой поход уже в качестве ее командира.

Если даже обычный поход в мирное время сплачивает коллектив и скрепляет «подводное братство» членов экипажа на долгие годы, то на войне, под рвущимися глубинными бомбами, это «братство» становится священным понятием.

В следующем походе команда Ф. Видяева неожиданно быстро обнаружила немецкий транспорт, и лодка незаметно пробрались к нему через охрану конвоя. Дали торпедный залп с короткой дистанции – и транспорт быстро пошел на дно. Это была 16-я победа знаменитой «Щ-421». Противолодочная охрана немцев ничего не смогла поделать, но всегда «везучая» «Щ-421», многократно уходившая из-под глубинных бомб, в этот раз наскочила на мину. Взрывом она было полностью обездвижена и не подлежала ремонту на месте. Через 13 часов лодку обнаружили наши корабли; ее пытались буксировать, но из-за сильного волнения воды это не удалось – экипажу пришлось перейти на борт спасателей, и поврежденное судно потопили торпедным залпом.

 


Ф.А. ВИДЯЕВ

 

Вскоре Ф.А. Видяев получил назначение на «Щ-422», и об этой «щуке» заговорили на флоте как о самой удачливой, а о ее командире – как о блестящем мастере стремительных торпедных атак с минимальной дистанции. Экипаж Ф. Видяева прославился тем, что атаки эти происходили, как правило, «на слух», по гидроакустическим пеленгам, когда только перед самым залпом, приблизившись к цели на кратчайшую дистанцию, командир на мгновение поднимает перископ, чтобы убедиться в правильности расчетов. Если противник даже и обнаруживает в этот момент промелькнувший на воде оптический прибор, уклониться от торпед он уже не успевает. Таким образом, Ф. Видяев стал автором новой тактики, получившей название «бой на расстоянии пистолетного выстрела».

Одно из самых впечатляющих сражений капитана – атака на немецкий транспорт в сентябрьском походе 1942 года. Сблизившись с врагом на «пистолетный выстрел», «Щ-422» отправила немецкий транспорт на дно. Взрыв был такой силы, что подводники даже почувствовали резкие толчки. Транспорт 14 тыс. тонн разломился пополам. Корабли охранения начали стремительное преследование лодки, сбрасывая глубинные бомбы одну за другой. На предельно возможной для этого района глубине 50 м лодка пыталась оторваться от противника, но безуспешно. И тогда Ф. Видяев применил свою тактику ближнего боя. Развернувшись к преследователям и подойдя к ним на кратчайшее расстояние, «щука» дала двухторпедный залп «из-под перископа». Немцы поразились: ситуация была сравнима с тем, как если бы преследуемый заяц неожиданно обернулся и напал на волка. Эта атака вошла в историю войны как один из редких случаев уничтожения противолодочного преследователя объектом погони. Вручая за нее герою третий орден Красного Знамени, капитан 1-го ранга И.А. Колышкин назвал командира «Щ-422» «тружеником войны»: за два военных года Ф.А. Видяев провел в море 300 суток и совершил 18 боевых походов.

15 сентября 1942 года в районе Порсангерфьорда в условиях тумана на шедшую в надводном положении подводную лодку неожиданно вынырнул сторожевой корабль противника. «Шука» срочно погрузилась, но попытка атаковать из-под воды сорвалась из-за неисправности гидролокатора. Капитан принял решение всплыть и совершить атаку в надводном положении. Расчет, несколько четких команд. Двухторпедный залп с дистанции пять кабельтовых – и сторожевой корабль пошел на дно.

 

Подготовил Евгений ПОЛЕВОЙ

По материалам сайтов:
http://otvoyna.ru,
http://1941-1945.ru

 

Продолжение следует

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

РАЗВЕДЕШЬ – члены станичной общины, уполномоченные для раздела паевой пахотной, луговой и огородной земли.

РАЗВИЛОК – место, где дороги расходятся в стороны; раздвоение дороги.

РАЗВОД РУБЕЖЕЙ – определение границ юрта для каждого казачьего поселения. Производился по поручению Войскового правительства специально назначенными для этого людьми, которых называли «правдами». С ростом числа казачьих поселений на Дону потребовалось и точное разграничение их юртов. Для каждой станицы, получившей от Войскового Круга разрешение на оседлость, «правды» точно определяли и ее юрт. После этого станица получала «разводную грамоту», которая служила вечным актом земельного владения и охраняла границы юрта от захватов со стороны соседей и влиятельных старшин. При возникновении межевых споров между старыми городками также производились проверочные разводы рубежей.

РАЗВЯЗКА – лихость, ловкость.

РАЗДОРСКАЯ1) живописная станица на правом берегу Нижнего Дона, бывший городок Раздоры Нижние; до 1920 года состояла в Первом Донском округе. Один из главных центров донского виноградарства и виноделия; вместе с хуторами имела около 20 тысяч жителей; 2) казачья станица в верховьях реки Медведицы.

 


Памятный знак при въезде в станицу Раздорскую

 

РАЗДОРЫ – название городка в дельте Северского Донца. Построен казаками, возвращавшимися на Дон после полуторавекового пребывания на чужой земле. С момента основания до 1622 года здесь находился центр казачьего речного судоходства, возродившегося на Дону. В Раздорах собирались Круги, помещалась администрация и Главная Квартира Войска. После же 1622 года казаки перенесли свои учреждения на Казачий остров, ближе к Азову.

РАЗИ – разве.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник