ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 35

НАЧИНАЕТСЯ ОСВЯЩЕНИЕ
СВЯТЫХ ДАРОВ

 

Как как только по отверзении дверей Гроба и по Восстании Христове отверзлись нам двери ко вступлению во Святая Святых и к священнодействию Таин Божиих, то, по изглаголании Символа веры, священник не гадательно и не верою только зрит, не так, как древние праотцы и пророки издалека за стеною, за оконцами и сквозь мрежи зрели (см.: Песн. 2, 9), но открыто начинает священнодействовать конец вочеловечения Христова, т. е. Воскресение, Вознесение и Сошествие Святаго Духа, проповедовать Святую Троицу и все Домостроительство о нас Божие. Для того диакон возглашает всем: «Станем добре, станем со страхом».

Святой Герман говорит: «Иерей приступает, входит в общение с Ангельскими Силами и стоит как бы не на земле, но в пренебесном Жертвеннике, перед страшным Жертвенником Престола Божия, и созерцает великое, неизъяснимое и неисследованное Христово Таинство; исповедует благодать, возвещает Воскресение, запечатлевает веру во Святую Троицу. Подходит в белой ризе Ангел и рукою отваливает камень от гроба, показывая своим видом, взывая трепещущим голосом и через диакона возвещая тридневное Восстание, и диакон, подняв завесу, возглашает: „Станем добре, станем со страхом“. Но дабы предстоящие имели внимание к сему священнодействию, сохраняя умиренный и спокойный дух, диакон тотчас же прибавляет: „Вонмем, святое возношение в мире приносити“, и тем возбуждает их ко взаимному миру. Ибо мы обязаны не только жертву приносить с миром, но и самый мир приносить в дар, преимущественно перед всяким другим даром. На что и люди ответствуют: „Милость мира, жертву хваления“, т. е. приносим; ибо милость есть плод тихого и спокойного мира».

 

§ 36

В СВЯЩЕННОДЕЙСТВИИ
ОБЕЩАЮТСЯ НАРОДУ БЛАГА

 

Зная, что в этом священнодействии по благословению Отца, при содействии Святаго Духа, Сын имеет принестися в жертву за весь мир, и для того приступая к принесению и освящению сей жертвы, священник молится, чтобы «благодать сия Господа нашего Иисуса Христа» воссияла на всех предстоящих, «любы Бога и Отца» пребывала с ними всегда, и «причастие», т. е. пришествие «Святаго Духа» содействовало им в том же. И люди в свою очередь, награждая за молитву священника и согласно заповеди, которая обязывает молиться друг за друга, взаимно молятся о священнике, дабы и его дух был исполнен этих благ; особенно молятся о нем, чтобы он, обещающий им благодать и любовь Божию и пришествие Святаго Духа, благопоспешно совершил священнодействие, и для того ему отвечают: «И со духом твоим». Или, как святой Герман объясняет, «и со духом твоим», т. е. – как сказали выше, так и будем делать. Или – милость будем приносить, как плод мира и жертву хваления. Сии слова: «И со духом твоим» взяты из второго Послания апостола Павла к Тимофею, где сказано: Господь Иисус Христос со духом твоим (2 Тим. 4, 22).

 

§ 37

СЕРДЦА И ЧУВСТВА
В СВЯЩЕННОДЕЙСТВИИ
ДОЛЖНО ВОЗНОСИТЬ ГОРЕ

 

Священник, возводя всех в горний Небесный Иерусалим, в немже стояще бяху ноги наша (Пс. 121) прежде падения, возглашает: «Горе имеим сердца», т. е. вознесем чувства от земных предметов к Горнему Царю и будем творить угодное Ему. Подобное сему увещание находится в Литургии апостола Иакова, показанной у святого Климента, в Постановлениях Апостольских (см.: Кн. 8, гл. 12); следовательно, это увещание есть установление апостольское.

Святой Кирилл Иерусалимский в поучении о Божественной Литургии говорит: «Воистину, в тот страшный час должно иметь сердце горе, к Богу, а не долу, к земле и к земным вещам. Посему это возглашение есть тоже как бы повеление иерея, чтобы все в тот час оставили житейские попечения и домашние заботы, а вознеслись бы сердцем на Небо к Человеколюбцу Богу. На это вы отвечаете: „Имамы ко Господу“, и таким исповеданием соглашаетесь на то повеление. Итак, в это время никто не должен предстоять в таком расположении, чтобы устами говорил: „Имамы ко Господу“, а умом помышлял о житейских попечениях».

 

§ 38

В НАЧАЛЕ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ
ВОЗДАЕТСЯ БЛАГОДАРЕНИЕ БОГУ

 

Великий Архиерей Иисус Христос прежде преподания Тайной Вечери благодарил Бога и Отца. Таким же образом и священник, подражая Совершителю сего Таинства, перед тою молитвою, которою имеет освящать Дары, тщится, во-первых, сам принести такое же благодарение, потом и от людей того требует, возбуждает их, горе и на Небо умом и сердцем вознесшихся, воздать благодарение великому Подателю всех благ – Богу. Посему, т. к. не один иерей, но и весь народ обязан воссылать благодарение, то и лики, согласно с иереем, поют: «Достойно и праведно есть...».

Святитель Кирилл Иерусалимский в том же поучении говорит: «Воистину, мы должны благодарить Бога за то, что Он призвал нас, недостойных, в толикую благодать, что Он примирился с нами, которые были Ему врагами, и сподобил нас духа сыноположения. Воссылая благодарение, мы совершаем достойное и праведное дело; Бог же не по правде, но выше правды действуя, облагодетельствовал и сподобил нас столь великих благ».

При сем священником читается молитва: «Достойно и праведно пети Тя, Тя благословити». Святой Герман так пишет об этой молитве: «Иерей со дерзновением приступает к престолу благодати Божией, с истинным сердцем, во извещении веры, один собеседуя с Богом и взирая на славу Господню уже не в облаке, как некогда Моисей в скинии свидения, но откровенным лицом, и посвящается он в боговедение и веру Святой Троицы, и втайне изрекает перед Богом тайны, в таинственных действиях возвещая тайны, сокровенные от веков и родов, ныне же открывшиеся нам через явление Сына Божия, – тайны, которые поведал нам „Единородный Сын, сый в лоне Отчи“ (Ин. 1, 18)». Т. к. эта молитва вся находится у Климента (см.: Кн. 8, гл. XII), то она есть несомненно древняя.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

     

     

Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика «ПК» – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются «новизной» технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

«Православный Крест» – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях.

Наши реквизиты: ИНН: 7717694098, к/c: 30101810700000000479, наименование банка: КБ «РИАЛКРЕДИТ» (ООО) в Отделении № 2 Московского ГТУ Банка России, p/c: 30101810145250000479, БИК: 044525479.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник