ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СИМВОЛ РОССИИ

 


Колокол, сброшенный с храма Христа Спасителя в 1931 году

 

 

Окончание. Начало на стр. 6

 

В храме Христа Спасителя праздновались коронации, отмечались всенародные торжества и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятника Александру III и др. Собор имел несколько престолов, но главный был посвящен Рождеству Христову, которое чествовалось всей православной Москвой и как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.

В 1917–1918 годах в храме Христа Спасителя состоялся Поместный собор, восстановивший Патриаршество и избравший Святейшего Тихона на Первосвятительский Престол. Как известно, этот собор предварил восхождение Русской Церкви на Голгофу. В нем приняли участие многие новые мученики и исповедники. Поэтому неслучайно ныне в центре храма напротив правого придела находится ростовая икона святителя Тихона. Знаменательно, что именно здесь, в воссозданном храме, в 2000 году состоялось прославление Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Написанную к этому торжеству икону можно увидеть в правом переднем углу собора, около солеи.

Опять же, забегая вперед, стоит сказать, что в наше время в храме покоятся мощи святителя Филарета Московского (1782–1867). Выше уже упоминалось о роли святого в его строительстве. Но, руководя возведением стен видимой церкви, он одновременно созидал и свой внутренний храм. Николаевская эпоха в церковной жизни получила имя Филаретовской. Святитель неизменно был в центре ключевых церковно-политических событий, оказывая на всех и вся благотворное влияние. Обладая даром красноречия и достигнув духом высот богословия, он по праву стяжал славу русского Златоуста. Его Катехизис, востребованный и сегодня, остается непревзойденным мерилом Православной истины, охраняющим ее чистоту.

…Однако помнит храм и трагические времена – когда Господь попустил захватить власть в России большевикам-безбожникам. Советские годы стали печальной страницей в летописи собора, отражением новой жизни страны без Бога и Царя. Если по замыслу Императора Александра I возрождение православного Отечества началось с храма, то безверное государство могло быть создано только после его разрушения, после отказа от истории и уничтожения традиций Святой Руси. И в этом нельзя не узреть вопиющего знамения! Если храм Христа Спасителя строился по благочестивому обычаю в знак благодарения Богу за военные победы, то большевики по моральной безплодности символом своего триумфа могли избрать лишь разрушение великого памятника. Нужно было нанести православной России удар как можно болезненнее, стереть с лица земли именно то, что для нее особенно дорого и свято. В большинстве сел и деревень советской страны коллективизация началась закрытием храма и расправой над «попом», а остальные вопросы, даже насущные бытовые, были для безбожников второстепенными. Если сооружением храма императорская Россия оставила по себе монумент благодарности Господу Богу за избавление от нашествия Наполеона, то его взрыв 5 декабря 1931 года символизировал реванш духовного Наполеона, временную победу сил зла, попрание Святой Руси. В 1932 году исполнялось 120-летие Отечественной войны 1812 года и 100-летие выхода Манифеста Николая I о строительстве храма по проекту Тона. Большивики считали, что православный и национальный символ «старой» России не должен дожить до этого времени и отметить свой юбилей.

Храм поначалу планировали не взрывать, а разобрать, но эта затея не удалась. Тогда его начинили взрывчаткой, но после взрыва он устоял. И только еще большее неимоверное количество динамита превратило собор в руины.

15 мая 1932 года в стране объявили начало «антирелигиозной пятилетки». План предусматривал, что к «1 мая 1937 года на всей территории СССР не должно остаться ни одного молитвенного дома и само понятие Бога должно быть изгнано как пережиток средневековья, как орудие угнетения рабочих масс». Однако перепись 1937 года имела невероятные результаты – в графе о религиозности граждан, которой хотели проверить успешность безбожной пятилетки, 70% советских людей объявили себя верующими. Поэтому в области борьбы с религией новые власти шли на любые идеологические ухищрения (не говоря уже о прямых репрессиях), чтобы истребить в душах людей веру в Бога и насадить чаяние «светлого будущего». Символ Православия нужно было заменить враждебным ему, сатанинским. На месте взорванного храма решили построить гигантскую «вавилонскую башню», которая служила бы постаментом исполинской фигуре Ленина. Внутри нее планировалось обустроить Дворец Советов для съездов и заседаний правительства.

Но Промысл Божий не дал врагам Христовым осуществить эту задумку. Открытие Дворца Советов намечалось на 1933 год, но вандалы только разбирали обломки взорванного храма до 1937-го. К 1939-му смонтировали каркас нижнего уровня «вавилонской башни» из металлических конструкций, но Господь снова внес свои коррективы. Начавшаяся война вынудила разобрать его и использовать материалы как детали для противотанковых ежей.

Уже после войны строители и архитекторы «нового мира» обратили внимание, что над этим проектом словно висит какое-то проклятье – возведение грандиозного здания встречало все новые и новые препятствия. При этом силы и средства у СССР были – в это же время, например, успешно продвигалось сооружение известных семи московских высоток. В итоге стройка на святом месте взорванного храма Христа Спасителя пришла в запустение, и безнадежную идею похоронили.

И здесь, как и ранее, тоже можно отыскать символическую параллель: православная Россия была разрушена – не осталось камня на камне и от храма. Но Святая Русь не умерла – и храм, хоть и уничтоженный, продолжал жить в памяти русских людей, на старинных открытках и в фотоальбомах, в произведениях писателей и художников, в мемуарах и устных преданиях. Храм незримо существовал, олицетворяя попранную, но таинственно сохранившуюся великую Империю.

Эти символы и параллели неиссякаемы – после падения коммунистического режима и идеологии одним из первых решений Правительства России по согласованию с Московской Патриархией был Указ о восстановлении храма Христа Спасителя – словно в память и подтверждение все тех же слов Императора Александра I, что восстановление России должно начинаться с храма.

На праздник Рождества Христова, 7 января 1995 года, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил торжественный молебен с закладкой камня в фундамент воссоздаваемого собора, а уже в ночь с 6 на 7 января 2000 года Православная Россия встретила юбилей Рождества Христова Божественной Литургией под сводами возрожденного храма.

Слава Богу, что храм Христа Спасителя вновь украшает Москву, но о его полном духовном восстановлении, равно как и о духовном преображении нашей Родины, говорить пока рано. Однако это чудо из белого камня и золота, этот величественный собор, своей историей повторяющий судьбы России и русского народа, дает светлую надежду на возобновление во всей святости и чистоте наших Православных традиций – религиозных, государственных, культурных. И сердце согревает вера, что когда-нибудь в нем, видевшим и смерть, и воскресение, Россия все-таки вернется к единственно гармоничному для нее образу существования – с Государем Императором во главе и единым в любви к Царю и Отечеству русским православным народом.

 

Алексей ФЕДИН

 

 

ОПРОС ||
Чудо из белого камня и золота

    


Николай I закладывает храм
Христа Спасителя.
Фрагмент иконы

     

1. Приходилось ли Вам посещать храм Христа Спасителя?


     да – 85%; нет – 15%

 

     2. Знаете ли Вы, в честь какого исторического события он был построен?


     да – 98%; нет – 2%

 

     3. Согласны ли Вы, что этот собор – шедевр церковного искусства?


     да – 99%; нет – 1%

 

     4. Согласны ли Вы, что русский православный человек обязан благоговеть перед священными памятниками истории Отечества?


     да – 100%

 

 


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник