ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СЕРБСКИЙ ЗЛАТОУСТ
И «ВОСЬМОЙ СОБОР»

 


Свт. Николай Сербский: «Краток сей день жизни, но истинная
жизнь ночи не знает. Кто умрет от греха в день сей,
умрет смертью, дня не знающей»

 

 

Окончание. Начало на стр. 4

 

При этом ее делегаты на собрании не присутствовали: Константинопольский Патриарх Фотий II направлял приглашения одновременно митрополиту Сергию (Страгородскому) и главе обновленческой «живой церкви» «митрополиту Московскому» Вениамину (Муратовскому), прося их прислать своих представителей по взаимному соглашению, и священноначалие РПЦ сочло недопустимым обсуждать церковные вопросы с раскольниками-обновленцами.

Святитель Николай, епископ Охридский, участвовал в работе комиссии как представитель Сербской Церкви. Чувствуя модернистскую направленность предсоборного процесса, Владыка пытался придать ему конструктивность. Его православный дух и любовь к славянству отразились в предложениях сербской делегации, о которых писал профессор Московской духовной академии С.В. Троицкий. Так, сербы настаивали на необходимости исследовать, на каком основании и по чьей инициативе некоторые из Церквей ввели новый календарь. Однако обсуждение этой проблемы было отклонено Константинопольской и Румынской Церквами, которые в 1924 году как раз и перешли на новый стиль. Также участники Межправославной подготовительной комиссии от СПЦ затронули тему о притеснениях славянского монашества на Афоне. Но Константинопольские иерархи указали на то, что Афон находится в их юрисдикции и, следовательно, это якобы внутреннее дело их Церкви (что не соответствует истине, т. к. Константинопольский Патриарх имеет на Святой Горе лишь номинальную власть). В целом же на заседании комиссии грубо попирался принцип соборности, согласно которому все православные участники имеют право выразить свое мнение и без достижения единомыслия не может быть принято ни одного решения. Но двумя явными нарушениями греки не ограничились. Их стремление к господству над всеми Православными Церквами проявилось и в том, что от каждой Церкви в комиссии состояли по два делегата, а от Константинополя – три, а позже даже четыре. Да и возглавлял заседание представитель Патриарха Фотия. Наконец, несмотря на то, что подавляющее большинство православного мира – чада славянских Церквей, протоколы велись исключительно на греческом языке.

Все это – проявления т. н. «восточного папизма», и, вероятно, именно они стали причиной остановки предсоборного процесса. «24 января 1931 года Константинопольский Синод назначил заседание Просинода на Пятидесятницу, 19 июня 1932 года, – пишет профессор С.В. Троицкий, – но назначение места заседаний Просинода вынужден был отложить, и только 3 сентября 1931 года этим местом был назначен опять Ватопед; а 2 июня 1932 года Просинод был отложен на неопределенное время под предлогом, что „некоторые из святейших Церквей, несмотря на их желание, не могут участвовать в Проcиноде“». Учитывая антисоборную тактику Константинопольской делегации в отношении представителей СПЦ, можно предположить, что одной из таких Поместных Церквей была Сербская.

…Святитель Николай скончался в изгнании 18 марта 1956 года при обстоятельствах, указывавших на отравление. Вот почему преподобный Иустин Челийский назвал его величайшим мучеником Сербской Церкви после святого Саввы. Владыка сделал все возможное и даже отдал жизнь, защищая Православие от реформаторов, инициировавших подготовку «восьмого вселенского» собора.

Для полноты картины уместно привести знаменательный отрывок из предисловия аввы Иустина к книге святителя Николая «Молитвы на озере»: «В нем поселилось пламенное христолюбие Растко Неманича (мирское имя св. Саввы Сербского) и разгорелось в бушующий пожар; и он горит в этом пожаре, горит как жертва всесожжения за „всех и вся“. Поэтому именно от него мы черпаем веру и надежду в эти смутные и темные нынешние дни. Мы с вами – свидетели великого чуда, свидетели удивительного и святого знака времени: первый раз блаженная вечность Святой Троицы, поселившись в юном христолюбивом Растко, преобразила его в богоносного святого Савву, второй раз божественная вечность, избрав томимого божественной жаждой Николу, на наших глазах преобразила его в богоносного владыку Николая».

 

Максим БОЙКО

 

 

«Да устыдятся богословы-еретики!»

 

Богословы-еретики назвали Православную Церковь бранным именем «окаменевшая Церковь». Почему? Потому что, как они говорят, наша Церковь «не идет в ногу со временем» или «не приспосабливается ко времени»! Между тем, слава Православия именно в том и состоит, что оно не следует за временем и не приспосабливается к нему, по заповеди святого апостола Павла: Не сообразуйтесь с веком сим (Рим. 12, 2).

Как вечность могла бы следовать за временем? И как абсолютное может подражать преходящему? Как Царству Небесному мириться с Царством земным? Как дорогому сотрудничать с дешевым? И если, как сказано, весь мир во зле лежит (см.: 1 Ин. 5, 19), неужели вечное добро мы станем ограждать и подпирать злом, а небесный свет усиливать чадящими светильниками на углях и керосине? <…>

Сказал славный наш Господь: Я не принимаю славы от людей (см.: Ин. 5, 41). Еретическая точка зрения противоположна слову Спасителя мира. Еретики ждут людской славы. Они боятся людей, поэтому они хватаются за т. н. выдающихся людей в истории человечества, чтобы человеческим подпереть евангельское, чтобы стать угодными людям. Они оправдывают себя, говоря: «Это ради того, чтобы приобрести их души!» О, как горько они обманываются! Чем больше они льстят миру, чтобы привлечь людей в Церковь, тем дальше от Церкви бежит обласканный мир. Чем сильней они стараются казаться «просвещенными» и «современными», тем больше презирают их люди. Воистину, невозможно угодить и людям, и Богу. <…>

А еще славный наш Господь сказал евреям: Как вы можете веровать (в Евангелие, в Мою Благую весть), когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5, 44). Эти слова характеризируют и еретиков и вполне объясняют их позицию. В них же – и Божий Суд над ними. <…>

Каковы же последствия человекоугодия? Они разорительны. Поистине, разорительны они и для Евангелия, и для жизни, частной и социальной, уклонившихся в ересь народов. Разорительны для веры и культуры, для экономики и политики, для нравственности и семьи – ох, для всех и вся! Ибо наше отношение ко Христу, Источнику Благой вести, с математической точностью определяет наши отношения ко всему.

Хотя Христос сказал: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5), еретики нашли сотни способов выразить такую мысль: без Христа можете творить все! Вся современная культура бросает вызов Христу. Все современные науки соревнуются в том, какая из них сильнее ударит по учению Христа. Это бунт развязных рабынь против своей госпожи – бунт светских наук против небесной науки Христа. Но весь этот бунт завершается в наши дни с небывалой точностью и очевидностью, как было сказано апостолом: Называя себя мудрыми, обезумели (Рим. 1, 22).

И поистине, трудно сказать, в чем большее безумие современного мира, отрекшегося от Христа: в жизни отдельной личности или семьи; в системе образования или в политике; в экономическом устройстве или в предписаниях закона; в войне или в мире. Повсюду свое крайнее выражение получили два явления – пошлость и жестокость. И чем дальше отгоняется Христос, тем больше пошлости и жестокости; там, откуда изгнан Христос, полный триумф лжи и насилия.

Да устыдятся богословы-еретики и предстоятели еретических «церквей» тех народов, которые использовали Христа, чтобы возвыситься над народами мира и стать их вождями и правителями! Им есть чего стыдиться, ибо они, как несмысленные галаты, начав духом, теперь оканчивают плотью (см.: Гал. 3, 3). Они – главные виновники того, что их народы уклонились с истинного пути и начали хромать на обе ноги, поклоняясь то Богу в Иерусалиме, то золотому тельцу в Самарии.

Ибо как когда-то неверные иудеи одну за другой попирали заповеди Божии и следовали лишь желаниям мира и своих сердец, так же и еретики поступили с наукой Христа – повелительницей всех наук. Они опровергали и размывали догмат за догматом, одну за другой принижали евангельские заповеди, один за другим отвергали апостольские и отеческие правила, высмеивали слова святителей, примеры подвижников называли мифами.

Самый тяжкий удар по Евангелию нанесли богословы-еретики, усомнившиеся в Божественной природе Мессии, Спасителя мира. Некоторые лишь усомнились, а другие полностью отреклись от нее. Вскоре за этим последовал целый ряд отрицаний духовных реальностей, отрицание существования ангелов и бесов, отрицание рая и ада, отрицание безсмертной славы святых и праведников, отрицание поста, отрицание силы Креста, ценности молитвы и т. д.

Одним словом, еретики занимались приспособленчеством еще до отпадения Запада от Востока, но особенно интенсивно – в течение последних 150 лет. Они приравняли Небо к земле, Христа – к другим «основоположникам религий», Благую весть – к иудейскому, мусульманскому и языческому вероисповеданиям. И все это во имя т. н. терпимости и «в интересах мира» между народами. Однако именно тут таились ростки неслыханных в истории человечества войн и революций. Ибо истина не позволяет равнять себя с полуправдой и ложью.

 

Святитель Николай Сербский

 

Из «Любостыньского стослова»


 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник