ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"

ПЕЧАТАЕТСЯ ДВА РАЗА В МЕСЯЦ

№ 3 (171)  1 февраля  2017 г.

 

 

 

 

 

 

     

     

  СТР. 3

 

Час присно провидя Суда, рыдал еси горько, Ефреме...

 

 

 

 

 

 

 

 стр.11 

 

Образец смирения

 

Преподобный Ефрем Сирин, несмотря на великие свои нравственные добродетели и отличные познания в духовных науках отказавшийся под предлогом своего недостоинства не только от сана епископа, но и от сана священника и всю жизнь оплакивавший свои грехи, служит для нас живым образцом христианского смирения.

Увы, дух мира, дух явной или тайной гордыни и тщеславия до того возобладал между самими христианами, что добродетель смиренномудрия пришла едва не во всеобщее забвение и, если продолжает стоять в ряду добродетелей, то как редкость, бывшая когда-то в употреблении, а теперь пригодная разве только для некоторых, особенных, так сказать, охотников добродетели.

Между тем какая добродетель любезнее <…> смиренномудрия? Сам Господь свидетельствует о Себе: На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66, 2). <…>

В чем же состоит смиренномудрие? Смиренномудрие есть такое состояние души, в коем она, познав всю слабость и нечистоту свою, бывает далека от всякого высокого мнения о себе; постоянно старается раскрывать в себе все доброе, искоренять все злое, но никогда не почитает себя достигшею совершенства и ожидает его от благодати Божией, а не от собственных усилий.

Человек смиренномудрый всегда имеет некую святую недоверчивость к себе, к силам своего ума и воли, и потому осмотрителен, скромен и тих во всех своих словах и действиях. Он никогда не позволит себе дерзких осуждений, тем паче о лицах и предметах, кои выше его, тем паче о таинствах веры. Человек смиренномудрый особенно боится похвал и высоких достоинств, посему не только не ищет их, но и рад, когда они мимоходят его. Он охотно уступает другим первенство во всем, в самих делах благих. Но когда нужно подать пример – он первый. Смиренномудрый без огорчения, даже иногда с радостию встречает неудачи и скорби, ибо знает цену и пользу их для своего внутреннего исправления. Потому он непамятозлобив, всегда готов простить обидевшего и воздать ему за зло добром. Таковы очевидные признаки смиренномудрия. Оно любит сокрывать свои добродетели; любит, напротив, обнаруживать свои недостатки, если то может быть без соблазна для ближнего.

 

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

Полный годичный круг
кратких поучений. М., 1897.

 

 


© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник