ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – саму свою жизнь.

 

 

ГРИЗОДУБОВА

ВАЛЕНТИНА СТЕПАНОВНА

Родилась в 1910 году в Харькове, в семье летчика и конструктора самолетов и авиамоторов Степана Васильевича Гризодубова. В 1933 году вместе с родителями переехала в Москву. Уже через пять лет, в 1938-м на самолете «Родина» совершила безпосадочный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток, установив мировой рекорд по дальности полета. За это 2 ноября того же года была удостоена звания Героя Советского Союза. Затем работала начальником Управления международных воздушных линий. В Великую Отечественную войну командовала авиационным полком дальнего действия. В послевоенное время была членом Государственной чрезвычайной комиссии по расследованию фашистских злодеяний, членом президиума Советского комитета ветеранов войны, председателем совета ветеранов 101-го гвардейского Краснознаменного Красносельского авиаполка…

 

Человек издревле мечтал о покорении воздушного пространства. В разных странах планеты энтузиасты вели научные поиски, конструировали летательные аппараты ради единой цели – дать людям возможность подняться в воздух. В самом начале XX века увлекся авиацией и отец будущей летчицы Степан Васильевич Гризодубов. Одним из первых в России он занялся опытным строительством самолетов и моторов. На личные более чем ограниченные средства самостоятельно спроектировал и построил четыре самолета и первые в стране два авиационных бензиновых мотора. Сам испытывал их, летая, как говорится, на свой страх и риск, невзирая на то, что в те годы газеты чернели рамками некрологов авиаторам, отдавшим жизни небу и земле.

Самолеты конструктора Гризодубова были оригинальными, в них воплотилось немало инженерных находок. Он осуществил установку на своей машине несущего стабилизатора, бипланного руля, пружинных амортизаторов и использовал ряд других новшеств, которые вскоре заслужили признание в мировой авиации; печать отмечала значительные успехи его агрегатов. Дочь изобретателя Валя видела, как рождался самолет; часто бегая по летному полю, зачарованно глядела на крылатую машину. Отец не раз брал ее с собой в небо. Воздушное крещение будущей летчицы совершилось, когда ей было всего два с половиной года.

Гризодубовых проявляли глубокий интерес ко всему новому в науке и технике, а также к искусству. Мать Вали, Надежда Андреевна, обладала отличным голосом; отец и дед были способными пианистами. Неудивительно, что девочка с пяти лет играла на рояле, хорошо знала литературу, физику, математику, что впоследствии позволило ей окончить технологический институт, консерваторию и летную школу.

В 19 лет Валентина Гризодубова сама начала обучать молодежь авиационному искусству. В летной школе она дала путевку в небо 86-ти пилотам, многие из которых позднее стали Героями Советского Союза, а один, Борис Сафонов, даже удостоился этого звания дважды.
Предвоенные годы ознаменовались в нашей авиации значительными достижениями: «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» – стало ее девизом. В стране была создана промышленная база, появились научно-исследовательские организации, авиационно-конструкторские бюро, авиазаводы, и советским самолетам покорялись огромные расстояния, высоты и скорости.

 

 

В те годы Валентина Степановна уже получила широкую известность. И это стало доказательством того, что летная профессия по плечу и женщинам. Семь раз вносила Гризодубова поправки в таблицу мировых достижений. 15 октября 1937 года на спортивном двухместном гидросамолете она покорила рекордную высоту – 3267 метров...

– Вот эта машина создана специально для Вас, – сказал Гризодубовой после очередного испытательного полета один из авиаторов. – Рекомендую хорошо познакомиться с ней!

– Чем же она Вам так понравилась? – спросила Валентина.

– Очень многим. Скорость – почти 350 км в час. Дальность – более 5000 км. На такой машине и на рекорд можно пойти. Знаете, кто держит такой рекорд?

– Знаю, конечно, – ответила Гризодубова. – У американки Амалин Харт его отобрала француженка Дюпенрон. Пора и нам подумать об этом.

– Правильно!

Этот разговор имел практическое продолжение. Дело в том, что в тот период ОКБ А.Н. Туполева создало замечательный самолет АНТ-37 с двумя двигателями по 950 лошадиных сил, получивший название «Родина». Для начала построили четыре такие машины, и на второй стал тренироваться экипаж Гризодубовой.

– Как Вы скомплектовали команду? – поинтересовались у Валентины Степановны.

Она ответила с улыбкой:

– Вопрос со штурманом решился просто – я уже летала на рекорд с лаборанткой кафедры аэродинамики Военно-воздушной академии Мариной Расковой. Знала я и летчицу Полину Осипенко. Но в то время она была в Архангельске. Послала ей телеграмму с предложением стать вторым пилотом. Незамедлительно получила ответ: «Согласна хоть третьим». Так был создан наш экипаж, и мы включились в интенсивные тренировочные полеты ночью и вслепую.

Самолет «Родина» понравился девушкам по многим параметрам. Например, чтобы убрать шасси, на нем не нужно было делать вручную около 40 тяжелейших оборотов лебедки – достаточно нажатия кнопки электропривода, и шасси передвигалось автоматически. Словом, электрифицирована и автоматизирована машина была по последнему слову техники того времени.

Однако планы – это одно, а в реальности все оказалась сложнее. «Родина» стартовала с подмосковного аэродрома 24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут. На борту находились командир В.С. Гризодубова, второй пилот П.Д. Осипенко и штурман М.М. Раскова. Из-за бокового ветра перегруженная машина весом более 12 тонн взлететь «по ниточке» с бетонки не могла. Поднялись с грунта. Гризодубова легко пустила машину в воздух и, сделав прощальный круг, легла на курс.

– Полет этот был сложным по метеорологическим условиям и оттого, что отказала вся радиоаппаратура, – вспоминала Валентина Степановна. – Штурман Раскова не имела связи с землей. А из-за обледенения кабины она не могла вести и визуальную ориентировку…

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам интернет-СМИ


Продолжение см. в след. номере

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

 

СТАВРОПОЛЬСКОЕ ЮНКЕРСКОЕ УЧИЛИЩЕ – учреждено для подготовки к офицерскому чину казачьей молодежи с Кубани и Терека. Упразднено в 1898 году.

СТАН – стоянка в открытой степи далеко от поселения во время полевых работ.

СТАН ВОЙСКОВОЙ – древнее название населенного пункта, где помещался центр управления казачьим краем и постоянные вооруженные силы.

СТАНИЦА – в первоначальном значении – отряд конной разведки на степных рубежах Московии. Термин «станица» появляется в исторических памятниках XVI века как название казачьих служилых отрядов, следивших за татарской степью на окраинах Великого Князя Московского, «чтобы украинам было бережней». Но, вероятно, их служба началась уже в XV веке, вскоре после того, как татары изгнали казаков с Дона и они появились в южных городах Северо-восточной Руси. Кадры для каждой станицы выделялись из казачьих городовых общин на основах кровного родства или хотя бы свойства. Но отрицать возможность пополнения станиц и другими казачьими переселенцами не стоит. Во всяком случае некоторые из них сохраняли свои родовые названия, особенно на Дону (Аржановская, Качалинская, Каргальская, Григорьевская, Мелиховская и др.). За разведывательную службу в Старом Поле служилые станицы получали условленное вознаграждение; общины же их приобретали название того города, где были поселены (Чернов А.В. Вооруженные силы Русского государства в XV–XVII вв. М., 1954).

Начиная с 1 апреля станицы выходили на Поле со своими атаманами, которые назывались также головами. Они сменялись поочередно все лето и осень до того времени, пока степи не покрывались глубоким снегом и исчезала угроза неожиданного нападения ордынцев. Если станица обнаруживала приближение татар, она должна была сразу уведомить об этом соседние «сторожи» и свой сборный пункт – город. После этого станичники уходили с пути противника и, оставаясь на его флангах, старались определить численность его войска.

.

Продолжение следует.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник