ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Архиерей полагает закладной камень в основание храма

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ

 

ГЛАВА VI:

ЧИН ИЗБРАНИЯ И
РУКОПОЛОЖЕНИЯ
АРХИЕРЕЙСКОГО

 

 

§ 12

САККОСЫ ИЗДРЕВЛЕ
НЕ ВСЕ АРХИЕРЕИ НОСИЛИ

 

«Аще же престол рукополагаемаго имеет, полагают на него прежде саккос». Издревле в Греции имели саккосы одни Патриархи и митрополиты, но архиепископы и епископы не могли облачаться в них, носили вместо них одни фелони, как и на иконах видим святых святителей, изображаемых в фелонях.

Сначала это наблюдаемо было и в России, ибо в правилах собора, бывшего в 1675 году (правила эти напечатаны в книге «Патриаршеский чиновник»), показано: «Одежда Патриарха есть саккос, с нашвенным напереди приперсником; одежда митрополита – саккос, но без преднашвенного приперсника; одежда же архиепископа есть фелонь, сошвенный из какой-либо ткани, или полиставрий, сие есть многокрестие; саккосов же отнюдь одеяти да не дерзают». Вот почему и здесь говорится, что если рукополагаемый производится в сан митрополита, или возводится на такой престол, которому усвоен саккос, то прежде омофора возлагается на него саккос. Но ныне, со времен блаженной памяти Императора Петра Великого, по подобию митрополитов, дозволено иметь саккосы всем архиепископам и епископам.

Если, таким образом, прежде омофора возлагается саккос на всех без изъятия, то при возложении его уже не поется «Аксиос», потому что саккос есть то же, что и фелонь, который дан был прежде при посвящении во пресвитера.

 

 

§ 13

НОВОПОСВЯЩЕННОГО
ВСЕ АРХИЕРЕИ ЦЕЛУЮТ

 

«Таже хиротонисуемаго целуют архиереи». Из апостольских преданий, как свидетельствует священномученик Климент Римский (Постановл. апостольск., кн. 8, гл. 5), произошел обычай тогда же всем архиереям целовать хиротонисуемого архиерея. Там именно сказано: «И тогда же все прочие епископы целуют его братским целованием о Господе, да воспрестолится с ними на принадлежащем ему месте». Обширнее об этом целовании смотри в хиротонии пресвитера (§ 8).

 

§ 14

ВХОДЯТ В СОПРЕСТОЛИЕ

 

«Входят в сопрестолие» – т. е. на те седалища, которые поставлены в полукружии около восточной стороны престола для епископов и священников, в той же чести участвующих и как бы сопрестольных (см. о сем в гл. 5). Среднее из оных седалище, т. е. горнее место или горний престол, занимает посвящающий архиерей, а посвященный берет для себя другое седалище в стороне, по своему чину. Но в своей епархии или области всякий епископ восходит на самое горнее или среднее место. И это место становится такою собственностию его, что с того времени, с которого он начинает управлять своею епархиею, говорится, что он вступил на свой епископский престол, и доколе управляет тою же епархиею, говорится, что он сидит на своем епископском престоле.

 

ГЛАВА VII:

ЧИН, БЫВАЕМЫЙ
НА ОСВЯЩЕНИИ ХРАМА

 

§ 1

ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ
ПОЛАГАЕТСЯ С МОЛИТВОСЛОВИЕМ

 

«На основание храма» (здесь и далее: Требник, гл. 105, – примеч. авт.). Обычай полагать основание храма с молитвословием утвержден древностию.

Бароний (Цезарь, средневековый историк, – примеч. ред.) (под 61-м годом) говорит: «От храма святой Ирины к тому месту, где разрушено было идольское капище, называемое марна, учинен был ход со крестом и псалмопением; и на пространстве, назначенном от создателя Руфина, святой епископ, совершив молитву и преклонив колена, повелел народу копать основание. Тогда все единодушно и с одинаковым усердием принялись за работу, восклицая: „Победи, Христос! Победи, Христос!“ После сего епископ, собрав христолюбивый народ и совершив на месте многие молитвы и псалмопения, препоясался и сам первый начал носить и полагать основание; за ним благочестивые клирики и все мирские люди с веселием и громким гласом продолжали работу, воспевая псалмы и вознося молитвы. Построение этого храма продолжалось около пяти лет».

 

 

§ 2

С ДОЗВОЛЕНИЯ АРХИЕРЕЯ

 

«Приходит тамо архиерей». Как церковные правила, так и гражданские древние законы предписывают строителям полагать начало созидания храма с благословения и повеления архиерея.

Матфей Властарь (авторитетный канонист, – примеч. ред.) (под буквою «Е», гл. 12) приводит следующий гражданский закон о построении храмов: «Кто хочет построить молитвенный дом или церковь, тот должен подробно объяснить свое намерение местному епископу и наперед даровать все, потребное к освящению храма и к совершению священной Литургии, к содержанию его и к обезпечению служителей, принадлежащих к храму».

Святитель Симеон Солунский (в гл. 101) пишет: «Намеревающийся создать Божественный храм приходит к архиерею и испрашивает у него дозволение исполнить свое намерение. И не должно никому начинать строение без архиерейского повеления. Ибо богоугодные дела требуют Божественного повеления и содействия, и в делах Божественных должен быть Един Бог Началовождем и Совершителем, Который есть Иисус Христос, а на престоле Христовом, по милости Его, сидит архиерей».

 

 

§ 3

КАЖДЕНИЕ
НА ОСНОВАНИИ ХРАМА

 

«Кадит основание окрест». Каждение основания окрест и причину этого действия описывает святитель Симеон (в той же главе) так: «Когда настанет время приступить к зданию храма Божия, сам архиерей, облаченный в священные одежды, предстоит на месте храма вместе с сослужащим ему клиром и благословляет Бога, призывая благословение Его на святое дело. Когда же клир сотворит предначинательные молитвы, тогда во время трисвятой песни иерарх, благословив кадило и взяв кадильницу, благословляет крестовидно основание храма, освящая каждением все рвы и места, назначенные для строения: ибо кадило образует благодать Духа, а крестовидное каждение – Крест Христов. Вместе с сим он кадит и все вещи, принадлежащие зданию, освящая оные как приготовленные для святого дома Божия. Покадив потом и присутствующих здесь строителей и работников, приготовив и освятив их на предстоящее святое дело, он идет к восточной стороне основания, на место, назначенное для утверждения святого престола, и, став посреди восточного рва, в полукружии алтаря, творит святую молитву, моля Бога Слово, Иисуса Христа, основавшего Свою Церковь честною Своею Кровию, утвердить основание созидаемого здесь дома Своего и освятить его Своим пребыванием».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ ||
Прошение к благодарным потомкам

    

      


Надпись на памятнике
в с. Мугрееве-Никольском

     Община «Царское подворье» при приходе Никольского храма села Мугреева-Никольского (родовая вотчина князя Д.М. Пожарского, главы Второго народного ополчения, освободившего в 1612–1613 годах Москву от польско-литовских интервентов) просит оказать посильную помощь в восстановлении наших церквей во имя святого праведного отрока Артемия Веркольского (постройки 1845 г.) и святителя Николая Мирликийского (постройки 1892 г.). На данный момент выполнена значительная часть реставрационных работ, но для их завершения нужны дополнительные средства.
    Храм Артемия Веркольского возводился по завету самого князя-героя; праведный отрок был любимым святым щедродательного батюшки Иоанна Кронштадтского, наставлявшего: «Если на вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий дар Творца». Известно и великое милосердие к нуждающимся святителя Николая Чудотворца. Поэтому мы с верой молимся и надеемся на отклик православных благотворителей.
    Пожертвования можно направлять почтовым переводом по адресу: 155640, Ивановская обл., Южский р-н, с. Мугреево-Никольское, ул. Центральная, д.18; схиигумену Митрофану (Лаврентьеву Борису Федоровичу) (тел.: 8(49347)2-53-35). Или – электронным переводом на карту Сбербанка России № 4276380112640375 (Шумакова Марина Владимировна).
Спаси вас Господи!

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник