ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Ищите же прежде
Царствия Божия…»

 

 

 

Продолжение. Начало см. на 3

 

– Или потребителя?

– Да, который, потребляя, разрушает. И прежде всего себя – вот что самое страшное. Меня еще часто спрашивают: улучшилась ли у нас экономика за год? При этом ссылаются на какие-нибудь показатели – например, реального дохода на душу населения. Объясняю им: ну, реальный доход на душу населения в любой стране – это как средняя температура по больнице, а тем более в России, где уровень социально-имущественной поляризации просто зашкаливает.
Поэтому я и говорю: нельзя от чисел отталкиваться. Целью экономики должен быть человек – как существо не только потребляющее, но и созидающее. А выключенный из производственного и трудового процесса он становится неполноценным и начинает деградировать. Труд – это ведь не столько обязанность, сколько первая жизненная необходимость, даже физиологическая. В Америке мне довелось это увидеть воочию. Когда в 90-м году я ходил по Гарлему (негритянский квартал Нью-Йорка, – примеч. ред.), встречал людей, уже в третьем поколении живущих на пособия («велфер»), – жалкие, до предела опустившиеся существа. Они просто не понимают, что такое трудиться. И таких примеров в мире – не счесть.

А в нашей стране, с горечью приходится констатировать, потребность граждан в труде государством не удовлетворена. Хотя, например, справочники Росстата пытаются убедить в обратном (официально у нас лишь 5% безработицы). Но мы же понимаем, какая это натяжка. Могу рассказать, как рисуют статистику, но это и так уже давно всем понятно. В России проживает почти 145 млн человек, из которых около половины – дети и старики, но 70–80 млн – это экономически активное, «самодеятельное», как говорят, население. Так вот, по данным моих проверенных источников (НИИ статистики), менее его половины – 30–35 млн – участвует в каком-либо производстве. И надо понимать, что порой их работа не представляет собой никакого созидания – те же «службы безопасности», ЧОПы, в которых задействовано множество наших здоровых мужчин, ничего не создают; или в торговле сколько рабочих – а ведь это все по сути скрытая безработица! Потому что мужики-охранники и женщины-продавцы, имея реальную возможность, вероятно, предпочли бы заняться каким-нибудь более осмысленным делом.

 

– А была ли, по Вашему мнению, в нашей истории адекватная экономическая модель?

– Россия, наряду с политическими, пережила и несколько экономических этапов или фаз...
Давайте условимся, что я не буду оперировать привычными сейчас понятиями, которые мы взяли еще с советского периода: капитализм, феодализм, социализм, коммунизм, – это ведь фактически деление общественно-экономических формаций по Марксу. Как православному человеку мне ближе другая схема. Я не беру всю мировую историю, но вот, например, последние две тысячи лет…

 

– Но тоже немало...

– Да, но так наглядней – «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»! Так вот, первую тысячу лет Европа жила в условиях, скажем так, власти Слова. Это То Самое Слово, Которое с большой буквы, Одна из Ипостасей Бога, Бог-Слово, Бог-Логос. Это была настоящая Словократия, потому что западное Христианство еще не заразилось папизмом и прочими ересями, приведшими католиков к отпадению от Церкви в 1054 году. В этом примерно тысячелетнем отрезке, эпохе Словократии, и можно и нужно искать образчики христианской православной экономики. И особенно, конечно, – в Византии.

Дальше – Русь, которая продолжила эту линию. С крещением князем Владимиром Руси мы как бы перехватили эстафету Словократии. В Европе этот период закончился, а у нас начался. И с некоторыми оговорками она существовала на Руси до Великой смуты (1613 г.). Далее началось отступление, особенно усугубившееся после реформ Петра I. Ликвидация Патриаршества нанесла, конечно, серьезнейший удар по нашему жизненному укладу. Я бы назвал следующий период эпохой усеченного Слова. Но и она завершила существование в середине XIX века, когда на трон взошел Александр II. Ликвидация крепостного права – самая известная его реформа – была лишь частью системы переустройств, затронувших также судебную, финансовую, образовательную и военную сферы. Если сказать коротко, то в результате Россия вступила на путь числократии. Мы много беседуем и пишем об этом в РЭОШ (возглавляемое В.Ю. Катасоновым «Русское экономическое общество имени С.Ф. Шарапова», созданное с целью формирования и распространения православного идеала экономики. – Примеч. ред.); одна из последних моих книг об экономических провалах России, к 200-летию со дня рождения Василия Кокорева (крупнейший русский предприниматель, – примеч. ред.), также посвящена этому вопросу.

 


Трудовые руки

 

Эпоха капитализма фактически началась еще тогда, и не надо об этом умалчивать. Такое развитие событий запрограммировало Россию на катастрофу. Об этом говорили многие мыслители – К. Леонтьев, Ф. Достоевский, даже Островский. Угроза витала в воздухе в течение полувека т. н. русского капитализма, сгущалась, росла, пока внезапно не разразилась обвалом 17-го года. Он стал последствием того, что в моей схеме называется числократией, властью чисел, ориентиром на голое наращивание цифр. Не будем сейчас углубляться, откуда взялась такая страсть… Но она закончилась в 17-м году. А на смену пришла власть лжеслова...

 

– Т. е. основой Русской цивилизации было Слово?

– Да, потому что ядром всякого суверенитета является язык. А единица языка – слово. А любое конкретное слово производно от Того большого Слова, Бога-Логоса. Об этом хорошо писал А.С. Шишков – был такой русский адмирал, президент Академии наук и, как он сам себя называл, словесник (а не литератор, потому что в корне последнего термина, опять же, «литера» – буква, а у нас на Руси в корне «слово»!). Он предупреждал: редуцируя до буквы, вы разрушаете цивилизацию!

 

– Надо же, как тонко! Но немного неожиданно слышать рассуждения о словесности из уст экономиста…

– Однако они не случайны. Потому что с окончанием власти Слова образовалась некая пародия, даже карикатура на экономику. Эпоха лжеслова продолжалась весь советский период, 70 лет. Нагляднее всего ее суть можно показать на примере «Морального кодекса строителя коммунизма». Что это, как не перелицованная Нагорная проповедь Спасителя?! Я даже раскопал в архивах, откуда появился сей манифест. В 1961 году в Подмосковье собрались консультанты ЦК КПСС. Неожиданно звонок из Москвы: тут М. Суслову пришла идея, нам нужен манифест, чтобы, как говорится, человеческий фактор заработал. И вот, опуская подробности, через несколько часов и был состряпан «Моральный кодекс…».

 

– Но ведь знали, от чего отталкиваться, т. е. видели в Христианстве основой основ, силу!

– Знали совершенно точно. Понимаете, диавол – это же «обезьяна Бога», по выражению Святых Отцов. И Отцы наставляют, что самый главный дар – даже не чудотворения или исцеления, а рассуждение, различение духов – где от Бога, а где от диавола. А русские люди за 200 лет «усеченного Слова», к сожалению, такое понимание в большинстве своем утратили. На эту тему писали многие духовные авторы, в том числе священномученик Иларион Верейский. Он очень смело говорил, что XVIII–XIX века были тяжелейшими для Церкви – из-за целенаправленной разрушительной деятельности иезуитов она понесла большие потери. И еще он указывал на то, что в начале XX века, со времени прихода к власти Николая II появились первые признаки некоего возвращения к истокам...

 

– Уточните, пожалуйста.

– Например, уже витала в воздухе идея восстановления Патриаршества, от чего враги фактически расползались по щелям…

 

– Но с другой стороны – революция…

– И это парадоксально, как и многое в нашей истории… Как говорится, умом Россию не понять… Но таков был, очевидно, замысел, опять же, Домостроительства Божия.

 

– А что вообще Вы думаете о Патриаршестве в контексте обозначенной связи небесного и земного?

– Здесь я как профессор позволю себе, с Вашего разрешения, небольшое отступление. Когда я учился, 50 лет назад, нам преподавали «Капитал» и все время цитировали Маркса, который говорил, что клеточкой капиталистической экономики служит товар. Глупость полная! Клеточка экономики, как мы выяснили, – человек. Экономика – это организм со своим метаболизмом (обменом веществ), т. е. в данном случае  движением каких-то ресурсов, денежной системой как кровяным обращением и т. д. И понятно же, если клетка болеет, то как может быть здоровым организм?!..

 

Продолжение см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник