ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СВЕТ МИРУ РУССКАЯ СВЯТОСТЬ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Апостол Америки и Сибири

31 марта / 13 апреля – память святителя Иннокентия Московского

 

 

Двадцать шестого августа 1797 года в селе Анга Иркутской губернии у пономаря церкви святого Ильи Пророка Евсевия Попова родился сын Иван. Ване не было и пяти лет, когда отец стал учить его грамоте. Мальчик оказался на редкость смышленым. К восьми годам он уже читал в храме за богослужением Апостол, да так, что доставлял прихожанам большое утешение.

В девять лет Ваню определили в Иркутскую духовную семинарию. В 1814 году туда назначили нового ректора, который решил поменять неблагозвучные и часто употребляемые – во избежание путаницы – фамилии учеников. Так Иван Попов стал Вениаминовым – в честь почившего в то время всеми почитавшегося епископа Иркутского Вениамина (Багрянского). 

В 1817 году, за год до окончания учебы, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона иркутской Благовещенской церкви. В этом сане он прослужил четыре года; в 1821 году его рукоположили к тому же храму во священника. В новом качестве отец Иоанн священнодействовал там всего два с небольшим года, но и за этот краткий период прихожане успели полюбить своего пастыря за ревность и благоговение, а в особенности за то, что по воскресеньям перед Литургией он собирал в храм детей и давал им уроки Закона Божия. Господь же готовил Своему избраннику иной, необычный путь.

В начале 1823 года Иркутский епископ Михаил получил от Святейшего Синода предписание направить священника на Алеутские острова для проповеди Христианства среди туземцев. Доброволец долго не находился – пастыри смущались далекими расстояниями и суровыми условиями. Но вот молодой отец Иоанн, прослышав от одного выходца из тех мест об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия, загорелся желанием подъять этот подвиг. Слезы и уговоры супруги не изменили его решения – ведь оно, как чувствовал пастырь, было согласным с волей Божией.

7 мая 1823 года вместе с женой, годовалым сыном, престарелой матерью и братом батюшка отправился в трудное, полное лишений путешествие, которое продлилось больше года. Вниз по реке Лене они доплыли на барже до Якутска, затем верхом на лошадях преодолели тысячу верст до Охотска. После чего последний отрезок пути до острова Уналашка, расположенного в центральной части Алеутских островов близ Аляски, уже не показался путешественникам столь тяжелым.

Первой заботой отца Иоанна на новом месте служения стало возведение храма, что вышло делом весьма трудным: никто из туземцев работать не умел. Будучи искусным плотником, столяром и механиком, он обучил этим ремеслам алеутов. В построенном храме многое, как, например, престол и иконостас, было сделано руками самого батюшки.

Отец Иоанн Вениаминов радовался усердию алеутов к Слову Божия и евангельскому житию. Редкие из них при его посещении уклонялись по лени или нерадению от говения и очищения совести. Т. к. их пища всегда была одинакова, они, чтобы блюсти пост, в дни говения совсем ничего не вкушали. Во время богослужения они внимали священнодействиям с таким усердием и стояли настолько неподвижно, что по следам их ног можно было узнать, сколько народу присутствовало в храме. Многие оказывались большими молитвенниками, что открывалось случайно или уже при их кончине. К священникам алеуты питали преданность и любовь и с готовностью служили им, чем могли. С насаждением Христианства сошло на нет у них многоженство и был положен конец внебрачным сожитиям, прекратились убийства рабов при погребении знатных лиц. Даже ссоры и драки происходили теперь крайне редко, а сильно распространенные прежде междоусобия совсем исчезли.

Изучив язык и быт алеутов, отец Иоанн изобрел азбуку и перевел им Катехизис и Евангелие от Матфея. Туземцы с большой радостью и усердием постигали грамоту. Проповедуя Слово Божие, батюшка часто бывал и на других островах в холод и непогоду, преодолевая опасные расстояния на утлой лодке. Из своих наблюдений за природными явлениями он составил «Записку об островах Уналашкинского отдела».

За десять лет на Уналашке священник Иоанн Вениаминов обратил в Христианство всех местных жителей. За праведные труды он был награжден наперсным крестом и переведен на остров Ситху, в Новоархангельск – административный центр русских владений в Северной Америке, для просвещения другого народа – колошей. Они сильно отличались от алеутов и смотрели на русских с подозрением. Но отношение их изменилось, когда на острове началась эпидемия оспы. Колоши отказывались от прививок и массово гибли. Русские и алеуты при этом оставались невредимыми. Это заставило малый народец просить о помощи, получив которую они перестали воспринимать иноплеменников как врагов.

Проведя на Ситхе пять лет, отец Иоанн решился на путешествие в Петербург – хлопотать об увеличении числа пастырей и дополнительных средствах. Взяв отпуск и отправив супругу с детьми на родину в Иркутск, в ноябре 1838 года он отплыл в тогдашнюю столицу. Однако хлопоты в Синоде растянулись на несколько месяцев. Батюшка занялся сбором пожертвований и поехал в Москву, где был принят преосвященным Филаретом, митрополитом Московским. Святитель с первого взгляда высоко оценил трудолюбивого проповедника. «В этом человеке есть что-то апостольское», – безошибочно определил он.

В Петербурге отца Иоанна ждало решение Святейшего Синода о расширении штата священно- и церковнослужителей в Русской Америке. Кроме того, за долголетние апостольские подвиги он был награжден званием протоиерея. Но среди вестей была и скорбная: из Иркутска сообщили о кончине супруги. Тяжко поразило батюшку это горе. Митрополит Филарет, утешая его, убедил принять монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентий, в честь Иркутского святителя. На другой день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

Между тем Святейший Синод решил образовать новую епархию, в которую вошли и Алеутские острова, и назначить туда архиерея. Императору Николаю Павловичу представили список из трех кандидатов, в числе которых был и архимандрит Иннокентий. Государь остановил свой выбор на нем. Посвящение отца Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского последовало 15 декабря 1840 года.

43-летний епископ вернулся в Русскую Америку. Теперь, с принятием нового звания, круг просветительской деятельности его сильно расширился. Владыка Иннокентий начал с открытия новых приходов, в которых ощущался сильный недостаток. Поставляя туда священников, Преосвященный давал им подробные наставления и убеждал их действовать силой проповеднического слова, а не принуждением или заманчивыми обещаниями.

Туземцы принимали новую для них веру с желанием и почти без всяких настояний миссионеров – напротив, искавшие Крещения подвергались строгому испытанию. Особенно утешительными для миссионеров были обращения тех язычников, которые сначала сопротивлялись им, а затем сами приходили с мольбой о духовном просвещении.

Там, где миссионеры бывали почаще, местное население сугубо ревностно исполняло их наставления. Отпадений или возвращений к шаманству почти не наблюдалось, если же такое вдруг происходило, то скоро оканчивалось раскаянием и исправлением. Отмечались и случаи чудесных исцелений. Так, одна пожилая женщина, будучи при смерти, пожелала креститься, но поскольку сама она ходить уже не могла, то ради совершения Таинства ее принесли в храм на носилках. Но после Крещения женщина вернулась домой самостоятельно, на своих ногах, лишь опираясь на палку. Также и некий молодой мужчина, с детства страдавший припадками безумия, после Крещения совершенно исцелился.

Помимо проповеди и наставлений в Законе Божием, епископ Иннокентий предписывал миссионерам учить детей и всех желавших грамоте – как на местном, так и на русском языке, что туземное население воспринимало очень охотно, и вскоре грамотность алеутцев стала едва ли не выше, чем у населения коренной России. В 1850 году за плодотворную миссионерскую деятельность святителя возвели в сан архиепископа.

Вследствие того, что Якутская область была выведена из состава Иркутской епархии и присоединена к обширной Камчатской, преосвященный Иннокентий перенес кафедру в Сибирь, в город Якутск. Там он начал открывать новые храмы и часовни, переводил на якутский язык священные и богослужебные книги.

Миссия архиепископа простиралась и на отдаленные народы, жившие по Амуру. Он предпринял путешествие и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой обосновал возможность навигации и заселения берегов. Содействие Владыки присоединению Амура было оценено очень высоко: в его честь получил свое имя город Благовещенск – в память начала его служения святого в Благовещенской церкви Иркутска.

В конце июня 1857 года высший орган церковного управления открыл викариатства на Ситхе и в Якутске. Кафедру решено было перевести в Благовещенск, где святитель Иннокентий так же неутомимо, так же ревностно продолжал свой подвиг.

Годы и плохое здоровье заставляли архиепископа задумываться об отдохновении. Но Промысл Божий готовил его к еще одной миссии. В 1867 году почил Московский митрополит Филарет, и владыку Иннокентия назначили на его место. Преосвященный был поражен этой вестью более всех. Прочитав депешу, он изменился в лице и несколько минут пребывал в раздумье. Затем целый день оставался один, а ночью усердно молился. Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря становится преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви – митрополитом Московским! Впоследствии именно преосвященный Иннокентий отслужит молебен в честь закладки алтаря храма Христа Спасителя.

Митрополиту Иннокентию было уже более 70-ти лет. Тяжело больной, он не забывал своего призвания. Для проповеди Евангелия на окраинах Москвы в январе 1870 года было учреждено миссионерское общество, встретившее большое сочувствие во всех уголках России.

С середины 1878 года святитель почти непрерывно болел. На Страстной седмице, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. 31 марта 1879 года в 2 часа ночи святой предал свою праведную душу Господу… «Дайте знать, – говорил, умирая, преосвященный, – чтобы при погребении моем речей не было, – в них много похвал. А проповедь по мне скажите, – она может иметь назидание, и вот текст для нее: „От Господа стопы человеку исправляются“ (Пс. 36, 23)».

23 сентября / 6 октября 1977 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил причислить приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, к лику святых.

 

Подготовила Ксения МИРОНОВА

 

По материалам интернет-СМИ

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник