ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Облачение святого престола – опоясание срачицы

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ

 

ГЛАВА VIII:

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ
АНТИМИНСА И ХРАМА,
СОВЕРШАЕМЫЙ АРХИЕРЕЕМ

 

§ 11

ПРЕСТОЛ И АНТИМИНСЫ
ПОМАЗУЮТСЯ СВЯТЫМ МИРОМ

 

«Потом приносит ключарь святое миро». Помазание престола и всех антиминсов святым миром издревле почитается необходимою потребностию при освящении оных.

Святой Дионисий (на с. 82) пишет: «Еще и то приметь, священноначальник, что устав святейших освящений повелевает совершать освящение божественного жертвенника чистейшими возлияниями священнейшего мира. Ибо ежели божественнейший наш жертвенник есть Иисус, богоначальное освящение божественных умов, – то в Нем и мы, освящаемые и таинственно всесожигаемые, приводимся к Богу».

Также и святой Августин (в Беседе на обновление храма) говорит: «Сегодня мы празднуем освящение престола и, достойно и праведно радуясь, совершаем празднество в сей день, в который благословен и помазан тот камень, на котором освящаются для нас Божественные Тайны».

 

«АЛЛИЛУИА» ПРИ ПОМАЗАНИИ
ПРЕСТОЛА И АНТИМИНСОВ

 

Таким образом, помазуются и все антиминсы. При всяком же помазании престола и антиминсов архиерей говорит «Аллилуиа».

Святитель Симеон Солунский (в гл. 111) поясняет: «Затем святое миро приносит и самое совершение жертвенника; посему и возглашается при сем священнодействии пророческая песнь „Аллилуиа“, являющая пришествие Божие и хвалу Божию; означая: „Грядет Господь“, она представляет первое и второе Его пришествие и всегдашнее присутствие с нами Духа. Посему-то и Церковь всегда и многократно поет песнь сию, особенно при совершении Божественных Таин и прежде чтения Божественного Евангелия, – потому что чрез нее означается явление к нам Господа. Три креста творит архиерей на священной трапезе из самого мира – посреди и с обеих сторон, и потом, растирая эти кресты, он мажет ими всю трапезу: потому что имя Христа Бога нашего – миро излиянное, и когда помазуется миром трапеза, являющая Христа, погребенного в ней, тогда она вся бывает миро. Т. к. и оная приемлет благодать Духа, – то потому, как мы сказали, и поется „Аллилуиа“, что нисходит на нее Бог, и она сама становится орудием даров Святаго Духа».

 

§ 12

ПОМАЗУЮТСЯ СТЕНЫ

 

«Архиерей, приняв стручец, помазует на трапезе». Не только трапезы, т. е. престолы или антиминсы, но и самые стены в храмах издревле крестообразно помазуются святым миром.

Святитель Григорий Назианзин (в 9-м стихотворении, о храме Анастасии) говорит: «В числе иных храмов есть у Христовых учеников здание великолепнейшее, разделенное четверообразно, со стенами, крестом знаменанными». Здесь должно разуметь, что стены, знаменанные крестом, суть помазанные святым миром.

И святитель Августин (кн. 4, гл. 49, против Крескония) поясняет: «Церковь делается достопочитаемою тогда, когда имеет стены освященные, или святым миром помазанные».

Святитель Симеон (в гл. 114) пишет так: «Святое миро, начиная от священной трапезы, освящает и весь храм, т. к. и чрез принятие плоти все наше естество освящено Божественною благодатию, которую приняв, вслед затем святые апостолы по причастию передали и всему миру».

В этом месте Святой Отец в лице архимандритов, игуменов или священников, следующих за архиереем, кропящих храм освященною водою и помазующих стены храма крестообразно святым миром, указует, если дозволяется так сказать, знамение апостолов, преемников Христовых, преподающих благодать всему миру.

 

§ 13

ОТ МИРА ПОДАЕТСЯ ОСВЯЩЕНИЕ
ВСЕЙ ЦЕРКВИ И ВСЕМ ЛЮДЯМ

 

Се что добро. Когда изливаемым святым миром помазуется не один престол и не одни антиминсы, но и стены, – тогда сие излиянное миро не только освящает помазуемые места, но подает такое же освящение и всей церкви, равно и всем людям, предстоящим в ней совокупно, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его (Пс. 132, 2). Ибо как едина есть доброта и красота единодушных братий, и как едино помазание Аароновой главы и одежд его, – так едино есть освящение – и священной трапезы или антиминсов, как жертвенников переносимых, исполняющих дело вместо святой трапезы, – и всей церкви, и всех людей, приносящих в ней свою молитву. В этом состоит вся сила поемого при сем псалма: Се что добро, или что красно... В этом же смысле говорится и в следующей молитве: «Якоже излиял еси благодать на святыя Твоя апостолы и на преподобныя отцы, сподобил еси многаго ради Твоего человеколюбия и даже до нас грешных и непотребных раб Твоих прострети».

 

§ 14

ОДЕЖДЫ СВЯТОГО ПРЕСТОЛА

 

«И полагают илитон». На святой престол полагаются три одежды или украшения: катасарка (плащаница), т. е. срачица, как первая, ближайшая к телу одежда; индития, т. е. верхнее одеяние, и илитон, попросту литон. Значение их показано в 1-й части, гл. 3.

 

 

§ 15

СРАЧИЦА СНИМАЕТСЯ С
АРХИЕРЕЯ ПО ОМЫТИИ ПРЕСТОЛА

 

«По сем снимается с архиерея запон, т. е. имевшаяся сверх одежд его срачица». Поелику сей запон или срачица есть образ погребального Христова синдона (плащаницы), как показано выше (см. § 4), – то архиерей должен быть одеян оною до того времени, доколе освящается самый престол, знаменующий гроб Христов; а по совершении сего освящения снимается срачица и остальное действие освящения производится без ней.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 115) пишет: «Сложив с себя один синдон (т. е. срачицу) – поелику он совершил уже гроб Христов, – иерарх в одной архиерейской одежде продолжает священнодействие – полагает мощи, творит отверстие врат и довершает чин освящения».

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник