АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Облачение святого престола – опоясание срачицы
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ
ГЛАВА VIII:
ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ
АНТИМИНСА И ХРАМА,
СОВЕРШАЕМЫЙ АРХИЕРЕЕМ
§ 11
ПРЕСТОЛ И АНТИМИНСЫ
ПОМАЗУЮТСЯ СВЯТЫМ МИРОМ
«Потом приносит ключарь святое миро». Помазание престола и всех антиминсов святым миром издревле почитается необходимою потребностию при освящении оных.
Святой Дионисий (на с. 82) пишет: «Еще и то приметь, священноначальник, что устав святейших освящений повелевает совершать освящение божественного жертвенника чистейшими возлияниями священнейшего мира. Ибо ежели божественнейший наш жертвенник есть Иисус, богоначальное освящение божественных умов, – то в Нем и мы, освящаемые и таинственно всесожигаемые, приводимся к Богу».
Также и святой Августин (в Беседе на обновление храма) говорит: «Сегодня мы празднуем освящение престола и, достойно и праведно радуясь, совершаем празднество в сей день, в который благословен и помазан тот камень, на котором освящаются для нас Божественные Тайны».
«АЛЛИЛУИА» ПРИ ПОМАЗАНИИ
ПРЕСТОЛА И АНТИМИНСОВ
Таким образом, помазуются и все антиминсы. При всяком же помазании престола и антиминсов архиерей говорит «Аллилуиа».
Святитель Симеон Солунский (в гл. 111) поясняет: «Затем святое миро приносит и самое совершение жертвенника; посему и возглашается при сем священнодействии пророческая песнь „Аллилуиа“, являющая пришествие Божие и хвалу Божию; означая: „Грядет Господь“, она представляет первое и второе Его пришествие и всегдашнее присутствие с нами Духа. Посему-то и Церковь всегда и многократно поет песнь сию, особенно при совершении Божественных Таин и прежде чтения Божественного Евангелия, – потому что чрез нее означается явление к нам Господа. Три креста творит архиерей на священной трапезе из самого мира – посреди и с обеих сторон, и потом, растирая эти кресты, он мажет ими всю трапезу: потому что имя Христа Бога нашего – миро излиянное, и когда помазуется миром трапеза, являющая Христа, погребенного в ней, тогда она вся бывает миро. Т. к. и оная приемлет благодать Духа, – то потому, как мы сказали, и поется „Аллилуиа“, что нисходит на нее Бог, и она сама становится орудием даров Святаго Духа».
§ 12
ПОМАЗУЮТСЯ СТЕНЫ
«Архиерей, приняв стручец, помазует на трапезе». Не только трапезы, т. е. престолы или антиминсы, но и самые стены в храмах издревле крестообразно помазуются святым миром.
Святитель Григорий Назианзин (в 9-м стихотворении, о храме Анастасии) говорит: «В числе иных храмов есть у Христовых учеников здание великолепнейшее, разделенное четверообразно, со стенами, крестом знаменанными». Здесь должно разуметь, что стены, знаменанные крестом, суть помазанные святым миром.
И святитель Августин (кн. 4, гл. 49, против Крескония) поясняет: «Церковь делается достопочитаемою тогда, когда имеет стены освященные, или святым миром помазанные».
Святитель Симеон (в гл. 114) пишет так: «Святое миро, начиная от священной трапезы, освящает и весь храм, т. к. и чрез принятие плоти все наше естество освящено Божественною благодатию, которую приняв, вслед затем святые апостолы по причастию передали и всему миру».
В этом месте Святой Отец в лице архимандритов, игуменов или священников, следующих за архиереем, кропящих храм освященною водою и помазующих стены храма крестообразно святым миром, указует, если дозволяется так сказать, знамение апостолов, преемников Христовых, преподающих благодать всему миру.
§ 13
ОТ МИРА ПОДАЕТСЯ
ОСВЯЩЕНИЕ
ВСЕЙ ЦЕРКВИ
И ВСЕМ ЛЮДЯМ
Се что добро. Когда изливаемым святым миром помазуется не один престол и не одни антиминсы, но и стены, – тогда сие излиянное миро не только освящает помазуемые места, но подает такое же освящение и всей церкви, равно и всем людям, предстоящим в ней совокупно, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его (Пс. 132, 2). Ибо как едина есть доброта и красота единодушных братий, и как едино помазание Аароновой главы и одежд его, – так едино есть освящение – и священной трапезы или антиминсов, как жертвенников переносимых, исполняющих дело вместо святой трапезы, – и всей церкви, и всех людей, приносящих в ней свою молитву. В этом состоит вся сила поемого при сем псалма: Се что добро, или что красно... В этом же смысле говорится и в следующей молитве: «Якоже излиял еси благодать на святыя Твоя апостолы и на преподобныя отцы, сподобил еси многаго ради Твоего человеколюбия и даже до нас грешных и непотребных раб Твоих прострети».
§ 14
ОДЕЖДЫ СВЯТОГО ПРЕСТОЛА
«И полагают илитон». На святой престол полагаются три одежды или украшения: катасарка (плащаница), т. е. срачица, как первая, ближайшая к телу одежда; индития, т. е. верхнее одеяние, и илитон, попросту литон. Значение их показано в 1-й части, гл. 3.
§ 15
СРАЧИЦА
СНИМАЕТСЯ С
АРХИЕРЕЯ
ПО ОМЫТИИ ПРЕСТОЛА
«По сем снимается с архиерея запон, т. е. имевшаяся сверх одежд его срачица». Поелику сей запон или срачица есть образ погребального Христова синдона (плащаницы), как показано выше (см. § 4), – то архиерей должен быть одеян оною до того времени, доколе освящается самый престол, знаменующий гроб Христов; а по совершении сего освящения снимается срачица и остальное действие освящения производится без ней.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 115) пишет: «Сложив с себя один синдон (т. е. срачицу) – поелику он совершил уже гроб Христов, – иерарх в одной архиерейской одежде продолжает священнодействие – полагает мощи, творит отверстие врат и довершает чин освящения».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует