ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ «ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК» СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О плодах Воскресения

3/16 апреля – светлое Христово Воскресение, Пасха

 

 

 

 

Христос Воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ,
и сущим во гробех живот даровав.

Тропарь праздника

 

Вот слова пасхального тропаря, которые мы так часто слышим во дни праздника святой Пасхи. Этот тропарь очень краток, но по своему содержанию имеет для нас великое спасительное значение.

Здесь говорится о победе Господа Его славным Воскресением над смертью. Он допустил смерти коснуться Его пресвятой плоти и умереть, но с тем, чтобы Своим Воскресением попрать смерть и даровать великие плоды роду человеческому.

Первый из них есть то, что Его пречистое тело, которое Он заимствовал из утробы Своей Пренепорочной Матери, после Воскресения стало всецело духовным: Господь являлся ученикам Своим сквозь запертые двери (см.: Ин. 20, 19–26). Но вместе с тем тело Христово стало прославленным, в особенности после Вознесения, когда Господь с телом Своим воссел одесную Бога Отца. Святой Иоанн Дамаскин в своей книге «Краткое изложение Православной веры» говорит, что плоть Христа после Его Вознесения приобщилась навеки к божественному блаженству и славе; ей покланяются святые Ангелы и прославляют ее.

В какой божественной славе пребывает тело Христа, об этом свидетельствует явление Господа святому Иоанну Богослову на острове Патмосе перед тем, как даровать ему Откровение о судьбах мира. Лицо Христа сияло как солнце, сияющее в силе своей (Откр. 1, 16–17). Великий апостол не мог выдержать этой божественной славы и упал как мертвый к ногам Христа.

Свидетельствует о сей славе Христа и явление Его преподобному Серафиму за Литургией в Великий Четверг. Угодник Божий при этом явлении не мог сойти с места, два часа простоял в алтаре неподвижным, ощущая в своем сердце райское блаженство.

Но есть и другой плод Воскресения Христова. Если в такой славе пребывает тело, в которое облекся Господь, – то и наши тела по соединении их с нашими душами в день Всеобщего воскресения мертвых призваны, в силу Воскресения Христова, к великой и неизреченной божественной славе. Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть (1 Кор. 15, 20). Невозможно изобразить словами и ту славу, или райское блаженство, которое откроется для нас после Воскресения мертвых и Страшного Суда Христова. Желая показать всю силу этой славы, апостол Павел мог только сказать: Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

 

Так как воскресение будет для всех вообще, для благочестивых и нечестивых, злых и добрых людей, то чтобы в виду этого ты не подумал, будто произойдет несправедливый суд, и не сказал себе: что это такое – воскресну я, с усердием столько трудившийся и бедствовавший, воскреснет также и язычник, и нечествовавший, и поклонявшийся идолам и не знавший Христа, и насладится такою же честью? – дабы ты, говоря это, не смущался, то послушай, что изрекает апостол: Аще точию и облекшеся, не нази обрящемся (2 Кор. 5, 3). Но как, скажешь, можно облекшемуся в нетление и безсмертие оказаться нагим? Как? Когда мы будем чужды славы и лишимся дерзновения пред Богом? Тела грешников, действительно, восстанут нетленными и безсмертными; но эта честь будет для них средством к наказанию и мучению: они восстанут нетленными для того, чтобы постоянно гореть, потому что если тот огонь неугасим, то для него нужны и тела, никогда не уничтожаемые. Поэтому он говорит: Аще точию и облекшеся, не нази обрящемся. Не то только, на самом деле, желательно, чтобы мы воскресли и облеклись в безсмертие, но чтобы, воскресши и облекшись в безсмертие, не явились лишенными славы и дерзновения пред Богом, чтобы нас не предали огню.

 

Святитель Иоанн Златоуст
Из Беседы о воскресении мертвых.
Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1991. Т. 2. Ч. 1.

 

А святой Иоанн Богослов, имея в виду наше будущее прославление и блаженство, к которому мы призваны Богом, сказал: Возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится (разумеется, при Втором пришествии Господа), подобни Ему будем, ибо узрим Его якоже есть (1 Ин. 3, 2). В этих словах наперсник Христов свидетельствует, что наша будущая слава, наше будущее блаженство ныне непостижимы для человеческого ума. Но вместе с тем великий апостол указывает, что эта слава, это блаженство наше будет состоять в лицезрении истинного нашего Бога, Господа Иисуса Христа, в Его существе: мы увидим Его, как Он есть, разумеется, не только в Его человеческом существе, но и в божественном. Ныне мы не можем постигнуть свойств Божиих, их проявления в нашей жизни, почему апостол Павел и сказал: О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его (Рим. 11, 33). А тогда мы узрим Бога даже в существе Его. Если от созерцания Христа в Его прославленном теле святые испытывали такое неизреченное блаженство, то какое же блаженство мы будем испытывать от созерцания Христа в Его существе?! Причем, в этом созерцании, в этом блаженстве и славе будут участвовать и наши воскрешенные тела.

Но есть и третий плод Воскресения Христова. Удивительно милосердие Божие! И ныне, еще в земной своей жизни, святые отчасти приобщаются к будущей своей славе. И эта благодатная слава проникает все их существо и даже отображается в их теле. Поэтому и тела святых делаются духоносными и даже преодолевают физические законы. Из жизнеописания преподобной Марии Египетской видно, что она переходила Иордан, ступая по воде как по суше. А когда молилась за весь мир в присутствии преподобного Зосимы, то поднялась над землею. Так поднялся и молился в воздухе и наш преподобный Серафим Саровский перед исцелением им больного отрока.

Самая же поразительная благодатная слава святых заключалась в том, что они проникались божественным светом, сияние которого в их лицах нередко созерцалось благочестивыми людьми. Этот свет угодников Божиих далеко отгонял от них демонов, сохранял их от всех козней вражиих и был целительным и отрадным для недужных. В жизнеописании святого Амвросия, епископа Медиоланского, говорится об одном бесноватом отроке, которого вели в Медиолан к святому Амвросию для исцеления. Но сего отрока еще на дороге в Медиолан бес оставил, ибо благодатный свет великого угодника Божия опалил демона, жившего в отроке, и он вышел из своей жертвы.

В Северной Америке есть город Чарльстон, где находится храм, посвященный сатане. Один православный священник, служивший в русской епархии в Северной Америке, мне говорил, что ему по делам службы надо было отправиться в этот город. И вот, на пятидесятом километре от Чарльстона он вдруг почувствовал в душе своей страшную тоску, которая постепенно усиливалась по мере приближения его к этому городу. А когда он вступил в самый город, то не мог вынести этой тоски и поспешил оттуда выехать. Как только священник оставил Чарльстон, тоска стала ослабевать, а на пятидесятом километре совсем исчезла.

Таким образом, как от демонов далеко разливается гибельная, убивающая душу и тело адская тоска, так от святых далеко льется целительный и животворный для других свет благодатный, который является источником великой радости и славы одинаково как для их души, так и для их тела.

Какой же следует из всего сказанного нами о плодах Воскресения Христова спасительный вывод? Если плоть Христа, навеки соединенная с Божеством нашего Господа, так прославлена на Небесах и восседает одесную Бога Отца; если и наши тела призваны Богом к небесной неизреченной славе и великому блаженству по соединении их с нашими душами после Всеобщего воскресения мертвых; если и сейчас тело в жизни святых благодатию Святаго Духа делается столь духоносным и прославленным, – то мы должны наше тело сохранять во всякой чистоте и святости. Будем всегда помнить слова апостола Павла из его Первого послания к Фессалоникийцам: Сия бо есть воля Божия, святость ваша, хранити себе самех от блуда, и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести, а не в страсти похотней <…>. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость (1 Фес. 4, 3–7).

Да поможет нам Господь, ради Своего Воскресения, иметь это целомудрие. И оно будет нашим достоянием, если всегда будет сопровождаться смирением и любовью, без чего наша чистота не превзойдет целомудрия язычников, которые могут возвыситься только до мучительного и внешнего воздержания от порока. У них нет внутренней целомудренной чистоты в помыслах и чувствах, чем определяется наше нравственное совершенство. Такое целомудрие свойственно только православным, и притом тем из них, в которых действует внутренняя возрождающая благодать, возгреваемая в нас именно в силу смирения и любви. Пусть всегда обнаруживается в нас сила Воскресения Христова во всех его плодах, и всегда осуществляются в нашей жизни слова Христа: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5, 48). Аминь.

 

Святитель Серафим (СОБОЛЕВ)

 

Произнесено на второй день
святой Пасхи в русской церкви
святителя Николая г. Софии
1/14 апреля 1947 года

 

Проповеди. София, 1944.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник