ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ИСКУССТВО ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ИМЕНИ ТВОЕМУ ДАЖДЬ СЛАВУ…»

 


«Отстоим Севастополь». Фрагмент

 

Окончание. Начало на стр. 14

 

Третья работа о Смуте – «Молитва Сусанина». Когда русские люди избрали на Царство Михаила Феодоровича Романова, родоначальника новой Династии, поляки, не желавшие восстановления Руси, решили убить Помазанника Божия. С этой целью они послали отряд в его родовое имение, село Домнино Костромской губернии, где старостой был крестьянин Иван Сусанин. Как известно, враги потребовали от Ивана Осиповича проводить их к молодому Царю. Крестьянин согласился, но, являя самоотверженную любовь к Государю, завел польско-литовских оккупантов в гиблое болото. Догадавшись об обмане, они казнили героя. На холсте запечатлен последний миг земной жизни подвижника – предсмертная молитва.

Немного отступая от темы, скажем, что Иван Сусанин достоин прославления в лике святых. Например, Грузинская Церковь за подобный подвиг – мученическую кончину ради спасения правителя – уже канонизировала одного из своих священников. Кроме того, такой акт был бы весьма полезен сегодня, ведь причиной нового смутного времени, переживаемого Россией уже целое столетие, была в том числе и нехватка примеров проявления благородства. Очевидно, пока на смену «измене, трусости и обману» не придут идеалы верности, мужества и самоотверженного служения Богу, Царю и Отечеству, нестроения на нашей земле не прекратятся. Впрочем, как бы ни смотрели на этот вопрос церковные власти, веруем, что Иван Осипович несомненно угодил Господу, и потому ничто не препятствует всем желающим обращаться к нему в молитвах.

Завершает цикл пейзаж «Сусанинские болота». Чем более проникаешь в созданный художником мир, тем сильнее поражаешься: какое же неимоверное количество материала – от исторических хроник до мелких деталей вроде армейских нашивок и типов оружия в военных сюжетах – он изучил при написании своих полотен! Нестеренко выезжал на места событий, впитывал их атмосферу, старался уловить и запечатлеть все, относящееся к избранной теме… Плодами таких трудов и стали этюдные произведения, по-своему прекрасные и не менее ценные многофигурных композиций.

Новое звучание в свете государственного переворота на Малой Руси приобрело уже известное полотно «Отстоим Севастополь», посвященное событиям 1854 года. В одном из интервью несколько лет назад художник рассказал, что на этой картине нет конкретных исторических лиц, но реально место действия – второй бастион в период неприятельского штурма: «Этот бастион – господствующее над местностью укрепление особо четко выраженной формы замкнутого круга, что, на мой взгляд, символично: ведь и вся Россия тогда оказалась одна, в осаде многочисленной неприятельской коалиции. Они же хотели отторгнуть Крым, Кавказ, Дальний Восток, северные территории. И тем не менее державу растащить не удалось». Слава Богу, и нынешние севастопольцы не дрогнули во дни майданно-фашистского путча и последовавших за ним попыток насильственной бандеризации этого отданного Украине Н. Хрущевым русского города. Но что ожидает нас впереди – никто точно не знает, поэтому сюжет и название работы стали сугубо актуальными.

 


Этюд из цикла «Рубежи»

 

Отдельного рассказа заслуживают холсты небольшого формата. Эти картины мастера, по нашему мнению, характеризует фраза «великое в малом» (так называлась книга духовного писателя конца XIX – начала XX в. С. Нилуса). Например, «Ромашки» – вроде бы, запечатлен незатейливый пейзаж c простыми цветами на переднем плане, за которыми на горизонте виднеется сельская церковь. Но в действительности это символ всей Великой России, отражение ее суть: храмы и поля в многоцветье, Божий мир и Божия красота; Русь как духовный луг, страна святых, украсивших ее необъятные просторы цветами простоты и смирения…

А в 2013 году Василий Игоревич создал «Образ блаженной Матроны Московской» – трогательную теплую гризайль (монохромное, выполненное одним цветом полотно, – примеч. ред.), прекрасно передающую сердечную доброту одной из любимейших в нашем народе святых.

В 2009 году живописец работал над циклом картин «Рубежи», посвященным необъятным просторам русской Сибири и Дальнего Востока. Пейзажи этой серии позволяют зрителю ярко представить красоту мест, поразивших художественное воображение Нестеренко. Нам особенно приглянулось полотно «Алтай», рождающее чувство живого присутствия на горе, с которой открывается вид на гряду соседних вершин. Образ Алтая, его прекрасный вид создают впечатление первозданности и чистоты и побуждают к размышлениям о вечности. В древности люди полагали, что в горах Бог в прямом смысле ближе к человеку. Например, в дохристианской Сирии существовал языческий культ гор, который затем сменило христианское столпничество. Столпники основывали свои сооружения на местах языческих капищ в горных вершинах. Там, между небом и землей они молились за все человечество, освящая сам воздух Божественной благодатью. Действительно, величественный размах горных кряжей и вершин, их мощные изгибы, причудливые повороты открывают силу творческой Десницы Создателя. Оба эти мотива – созерцание дивной природы и переживание в горах близости Неба наполняют картины В. Нестеренко духовным содержанием, являя серьезность и живость его веры. А для невоцерковленного человека здесь – тайна, которая им невольно ощущается и направляет к духовному поиску.

 

О темах творчества живописца и художественных приемах, при помощи которых он выражает свои замыслы, говорить можно долго. Однако описывать картины словами не только сложно, но и нецелесообразно. Хотя выставка в московском «Манеже» уже завершилась, но, как нам стало известно, с 11 по 24 апреля она будет проходить в Санкт-Петербурге, в одноименном Центральном выставочном зале, а затем и в других крупных городах нашей страны. Поэтому у читателей «ПК» еще остается возможность увидеть все своими глазами, дабы вместе с художником в чувствах сердца прославить прекрасную природу, чудесную историю и духовные идеалы нашей Святой Руси.

 

Александр МАЛИНИН

 

 

МУДРОСТЬ ||
Вверенное богатство

    

       Если дух ведения нисходит свыше, то для чего правда Божия разделяет его между людьми не равною мерою? Не для того ли, чтобы сосредоточенная сила его тем безпрепятственнее и обширнее была в своих действиях, и чтобы чрез преимущество некоторых возрастало благо всех и каждого?
На сей-то правде Божией истинно мудрый муж утверждает свои правые помышления. Способности и сведения он почитает не собственностию, которую может иждивать в свое удовольствие, но вверенным ему от Небесного Домовладыки для употребления богатством, которое чем многочисленнее, тем неусыпнейшей требует бдительности, тем строжайшему подвергает отчету. Посему он не повергнет своего таланта в землю, подобно рабу неключимому; не будет измерять круга знаний любопытством и суетностию; не наречет себя гражданином мира, дабы свергнуть иго священных обязанностей к Отечеству; он столько пожелает знать, сколько его знание может содействовать ко благу ближних, и в сем едином благе полагать будет свое удовольствие, корысть и славу.
     С сею правотою мудрости, по Божественной правде, возмеривающей человеку в нюже меру он мерит другим, он может соделаться тем благодатным сосудом, который, подобно сосуду очудодействованному пророком (см.: 4 Цар. 4, 4), поколику будет изливаться в благотворения, потолику будет наполняем невидимою рукою, если токмо предварительно находится в нем чистый елей помазания – елей внутренней, сердечной благости.

Святитель Филарет Московский


Слова и речи. Творения. Т. 1. М., 2003.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник