ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ИСКУССТВО ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ИМЕНИ ТВОЕМУ ДАЖДЬ СЛАВУ…»

 


«Молитва Сусанина». Фрагмент

 

Не нам, Господи, не нам,
но имени Твоему даждь славу
о милости Твоей и истине Твоей:
да не когда рекут языцы:
где есть Бог их? Бог же наш
на небеси и на земли,
вся елика восхоте, сотвори.

Пс. 113, 9–11

 

С 10 февраля по 3 марта с. г. в Москве, в ЦВЗ «Манеж» проходила выставка народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Василия Нестеренко «Наша слава – Русская держава!», приуроченная к 50­летию живописца и 35­летию его творческой деятельности.

В. Нестеренко – признанная фигура в современном русском искусстве; широкую известность ему принесли исторические и религиозные полотна и храмовые росписи. Получив полное академическое образование, он виртуозно владеет всеми средствами живописного мастерства; произведения художника можно встретить в российских и зарубежных музейных собраниях, персональные выставки с большим успехом обошли почти все крупные города России и многие страны ближнего и дальнего зарубежья.

Предлагаем к прочтению статью нашего корреспондента, побывавшего в «Манеже» в конце февраля.

 

В Центральном выставочном зале столицы картины Василия Нестеренко демонстрируются не впервые. Семь лет назад мы уже делились с читателями своими впечатлениями (см. № 14 (14)) от его персональной выставки на этой площадке. Поэтому, узнав о нынешнем показе, с радостью отправились в «Манеж» для просмотра новых интересных работ мастера, в том числе и больших исторических полотен.

И вот мы на месте. Произведения Нестеренко занимали почти все пространство выставочного комплекса. Наш обзор начался с нижнего зала, где были представлены работы, отражающие творческий путь автора в ретроспективе. Там размещались живописные и карандашные штудии времени обучения Василия Игоревича в художественной школе и Суриковском институте, а также наброски и эскизы для масштабных холстов. Творческая «кухня» художника, его картоны (подготовительные работы в тоне, без цвета, в натуральную величину) и их фотокопии невероятно интересны. Также в виде фотокопий в натуральную величину, только цветных, были выставлены росписи на библейские сюжеты из храма Христа Спасителя и афонского русского Свято­Пантелеимонова монастыря.

Затем мы переместились в верхний зал экспозиции, в центре которого находилось полотно «Избавление от Смуты». Примечательно, что во время предыдущей выставки Нестеренко демонстрировался только картон этой картины, а теперь мы полюбовались оригиналом. По размерам холст, как нам показалось, не уступает знаменитому «Явлению Христа народу» А. Иванова – впечатляюще огромный. Но кроме масштабов поражает, конечно, и глубина содержания. Художник изобразил момент боя между русскими ополченцами и польско­литовскими оккупантами под стенами Московского Кремля в 1612 году. Зритель вместе с автором как будто наблюдает за сражением со стороны позиций противника. Католики обращены к нам спиной, либо стоят вполоборота. А князь Димитрий Пожарский и гражданин Косма Минин со своим воинством под сенью хоругвей и икон, словно стремясь нам навстречу, движутся вперед с неудержимой мощью. Эта избранная мастером перспектива позволяет почувствовать не только победный напор русских ратников, но и ужас врагов, как бы застывших между атакующими и наблюдателем.

Подобное композиционное решение встречается и в других работах Нестеренко – например, в батальном историческом полотне «Мы русские – с нами Бог!» На этой картине запечатлен известнейший героический подвиг наших солдат Первой мировой войны – кульминационный момент обороны крепости Осовец. Пять тысяч немцев в противогазах, с саперными лопатками и утыканными гвоздями палками идут добивать пострадавших при их газовой атаке русских. Однако около 60 уцелевших воинов, несмотря на раны и отравление, буквально вынырнув из ядовитого тумана, бросаются на них в атаку. Ошеломленный мужеством и внезапностью враг в ужасе и панике обращается в бегство. Кроме того же удачного композиционного приема, художник успешно использует здесь символизм – мы видим, что лица наших солдат и офицеров открыты, а противники – в противогазах. С одной стороны, это не противоречит исторической правде: немцы действительно использовали средства химзащиты, которых у русских воинов не было (чтобы хоть как­то уберечь легкие от газа, наши рвали рубахи и обвязывали ими лица). В то же время в таком сюрреалистическом виде армии Вермахта отражается духовный облик врагов Бога, Царя и Отечества – этаких чудовищ­киборгов, тщетно пытающихся уничтожить богохранимую Русь.

Замечателен и небольшой холст со схожим названием «С нами Бог!», представляющий собой картину в картине – натюрморт на фоне предыдущего батального полотна. На переднем плане перед холстом с изображением подвига защитников Осовца размещены фотографии русских офицеров и сестер милосердия, а также некоторые военные предметы – наган, сабля, ружье со штыком, фуражка, портупея и несколько орденов святого Георгия… Постановка навевает трогательные размышления о судьбах реальных людей того времени.

Тему Первой мировой продолжает еще одно композиционно насыщенное историческое произведение – «Небесная Заступница земли Русской» (второе название – «Августовское явление Пресвятой Богородицы в 1914 году»). Перед нами – знаменитый эпизод великой войны, когда в сентябре 1914­го на Северо­Западном фронте в Августовских лесах, близ польского местечка Мариамполя русским войскам явилась Божия Матерь. Тогда все солдаты в течение 15­минутного видения в трепете стояли на коленях. Заступничеством Небесной Владычицы сражение завершилось нашей победой – Русская армия перешла в наступление. После этого по благословению Святейшего Синода была написана икона «Августовское явление», копии которой с благоговением хранились и почитались верующими в разных концах страны. Помимо конкретного исторического содержания сюжет поднимается до обобщенного образа всего русского воинства, а также служит художественным напоминанием о единственном неизменном источнике побед – помощи Господа Бога и Его Пречистой Матери. Во всех своих сражениях благочестивые русские люди всегда призывали Бога, и Господь и Пресвятая Богородица невидимо пребывали с ними на поле брани, споборствуя им и принимая в Царствие Небесное души отдавших жизнь «за други своя». «Молись Богу – от Него победа!», – писал в «Науке побеждать» и наш гениальный полководец Александр Васильевич Суворов, портрет которого, кстати, также есть в экспозиции.

На выставке представлено и еще одно новое историческое полотно Василия Игоревича – «Гибель нашествия», написанное в 2012 году, к 200­летию окончания войны с Наполеоном. На фоне закатного неба русские солдаты и офицеры подбирают раненых напуганных французов, закутанных в женские шали. Жалок их вид и незавидна участь… Воистину, врагу не найти счастья на Русской земле, ибо «кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет» (св. Александр Невский)!

Теме Смутного времени живописец посвятил несколько холстов. Кроме «Избавления от Смуты» также уже широко известна «Клятва князя Пожарского». Согласно сопроводительной надписи, на этой работе князь запечатлен на берегу Волги в Ярославле в момент молитвы к Небесным Силам о помощи для одоления врага. Несмотря на яркую образность и метафоричность, полотно отображает и конкретные исторические события. Спасение России предваряли два неудачных похода ополчения на столицу, в одном из которых участвовал и Димитрий Михайлович. После этих поражений он почти не надеялся на избавление от иноземного пленения. Но Косма Минин, которому трижды являлся преподобный Сергий, приказав собирать войско и обещая небесное покровительство, подвигнул князя к новым действиям. Поэтому в картине Нестеренко герой предстает не только суровым воином, но и благочестивым христианином с обращенными к небу очами. Без преувеличения, Димитрий Пожарский стоит в одном ряду с такими святыми избавителями нашего Отечества от нечестивых иноплеменников, как благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской.

 

Окончание на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник