АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 6:
ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО
КРЕЩЕНИЯ И МИРОПОМАЗАНИЯ
§ 8
ЕЛЕЙ ОСВЯЩАЕТСЯ
ДУНОВЕНИЕМ, ЗНАМЕНИЕМ
КРЕСТА И МОЛИТВОЮ
«И вдунет трижды в сосуд елея». Святое миро приемлется освященным от епископа, а вода и елей освящаются иереем особливо при Крещении. Образ освящения воды показан выше (§ 5). Теперь иерей освящает елей сперва дуновением и знамением креста, а потом и следующею молитвою: «Владыко Господи, Боже отец наших» и проч. Здесь преимущественно потребны дуновение и знамение креста, равно как и самая сия молитва.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 62) говорит: «А елей освящается следующим образом: он приносится в какомлибо чистом сосуде к архиерею или иерею, который дует на него и знаменует трижды рукою крестообразно: дуновением выражая благодать Духа, которую архиерей приял от Христа чрез Божественное дуновение Его на апостолов; крестом изображая Самого Распятого за нас, чрез Крест совершившего спасение наше. Посему крест имеет силу священносовершительную, и без креста не совершается ничего Божественного. Затем, преклонив главу, иерей молится о том, дабы елей освящен был Духом Святым».
§ 9
ЕЛЕЕМ ПРОИЗВОДЯТСЯ
В ВОДЕ ТРИ КРЕСТА
«Иерей творит кресты три елеем в воде», т. е. присоединяет или приобщает священный елей к той же освященной воде, – в знамение, вопервых, того елея, которым Христос в Евангелии, в лице самарянина, уврачевал человека, впадшаго в разбойники (Лк. 10, 34); потом – в знамение и того елея, или маслины, с которой сучец принес голубь в ковчег Ноев.
Святитель Симеон (в той же главе) пишет: «А т. к. нужно здесь быть и образу Божественной милости, то и употребляется святой елей. Ибо вода знаменует омовение и очищение, и уже освящена. А елей показывает Божественную милость и благоутробие благости Божией; онто именно подается тем, которые изранены общим врагом и поражены им, как говорит Христос в Евангелии. Это и при Ное показано было: ибо голубь принес в устах сучок маслины находившимся на воде в ковчеге. Вода [потопа] прообразовала Крещение, а голубь – Духа Святаго; сучок же маслины, принесенный им в устах, был знамением милости и безмерной благости Божией. По сей причине и здесь в Крещении употребляется святой елей».
§ 10
«АЛЛИЛУИА» ВО ВРЕМЯ
СОВЕРШЕНИЯ ИЕРЕЕМ ТРЕХ
КРЕСТОВ В ВОДЕ ПРИ КРЕЩЕНИИ
«Священник поя „аллилуиа“ трижды с людьми». Когда елей присоединяется к воде через троекратное изображение креста, тогда поется и песнь: «Аллилуиа». Эта песнь есть песнь пророческая, изложенная и воспетая пророками; она знаменует первое и второе пришествие Божие, как показано в изъяснении богослужения утрени. При настоящем действии, т. е. во время присоединения к освященной воде елея, образующего милость, сею песнию – «аллилуиа» – Церковь прославляет Христа, подающего милость и благодать Своему крещаемому.
§ 11
ЕЛЕЕМ ПОМАЗУЕТСЯ
КРЕЩАЕМЫЙ
«Помазуется раб Божий». Во всех Таинствах и во всех освящениях священнослужители употребляют форму в страдательном виде и в третьем лице, умалчивая о собственном лице как действующем. Ибо не говорят: «Помазую я тебя» – дабы не показать, что сие Таинство или другие освящения заимствуют свою силу от их заслуг, но как Таинства совершаются силою Христовою, так от Его же имени произносят и слова: «Помазуется» и проч., дабы не оставить в душе никакого сомнения в действительности Таинства или освящения.
РАЗЛИЧИЕ ЕЛЕОПОМАЗАНИЯ
И МИРОПОМАЗАНИЯ ПРИ КРЕЩЕНИИ
Таким же образом, как увидим ниже, произносятся и прочие формы тайнодействия и освящения: «Крещается», «Облачается», «Постригается» (и проч.) «раб Божий имя рек». Здесь крещаемый помазуется святым елеем, после он будет помазан и святым миром: и так он приемлет два помазания: первое есть начало Крещения, а последнее – совершение оного.
Таковое различие их изъясняет святой Симеон Солунский (в гл. 63) так: «Теперь вливается елей, предшествуя миру; а миро – после, т. к. чрез него крещаемый получает начаток освящения и помазывается на божественные подвиги; а после Крещения он укрепляется окончательно, совершенствуется и запечатлевается совершеннейшим миром благодати».
§ 12
«ЕЛЕЙ РАДОВАНИЯ»
«Елеем радования». Радование, или радость, есть один из плодов Святаго Духа. Плод же духовный есть любы, радость, мир (Гал. 5, 22) и проч. И потому елей есть образ этого радования или радости во Святом Духе. Ибо радование есть благость и укрепление спасающего нас Духа, как молит пророк Давид: Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя (Пс. 50, 14).
Святитель Василий Великий (на Пс. 44) говорит: «Справедливо Дух Святый называется елеем радования, когда один из тех плодов, кои Он производит в душе нашей, есть радость».
Таковым елеем радования помазуется крещаемый единственно для того, чтобы быть «возбуждену к будущим, предстоящим ему христианским подвигам».
Святой Дионисий пишет: «Священники совершают на нем [крещаемом] священнодействие помазания, образно возбуждая чрез то совершаемого к священным подвигам под знамением Подвигоположника Христа; ибо Он, как Бог, есть Творец подвигов; как Премудрый, Он положил для них законы, и как Преблагий, определил благоприличные воздаяния побеждающим».
Святой Амвросий (в кн. 1й, о Таинствах) говорит: «Ты помазан, как подвижник Христов, имеющий противоборствовать брани сего века».
Так крещаемый готовится к божественным подвигам и приемлет Крещение именно для того, чтобы не пасть во время битвы с врагами духовными, но чтобы подражать Христу, в Которого он облекается; чтобы блюстись от лукавого и мужаться в борьбе с ним. Так и в древности готовящиеся к особенным подвигам мазались елеем.
§ 13
КРЕЩАЕМЫЙ СТОИТ НАГ
И ДЕРЖИТСЯ ПРИ ПОГРУЖЕНИИ
«Проста его держа и зряща на восток». Крещаемый при погружении становится не только «зрящим на восток», но и «прост», т. е. должен быть весь наг.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 63) говорит: «Тогда крещаемый вводится в воду весь нагий, как и родился, и как был создан. Но прежде он имел Божественную одежду чистоты и, будучи наг, не стыдился; а ныне, родившись нагим, носит на теле стыд преступления. Только вошедши во святую воду, он освобождается от стыда, который наложил на него грех, и приемлет славу и одежду нетления».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Несколько фактов о протестантизме |
1. Знаете ли Вы, когда и при каких обстоятельствах появился протестантизм?
2. Знаете ли Вы, что такое Священное Предание?
3. Знаете ли Вы, что протестанты отрицают необходимость молитвы за усопших?
4. Знаете ли Вы, что протестанты не верят в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы в Таинстве Евхаристии?
|