ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

В защиту веры,
и особенно Православной

 

 

Продолжение. Начало см. в № 17 (161)

 

Предлагаем к прочтению актуальный труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры, и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, что, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям разобраться в вопросе истинной религии и не впадать в пагубные для христианской души заблуждения.

 

ЧАСТЬ 2

 

ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

 

Итак, во всех рассмотренных нами верах и сектах нет правды Божией: она затемнена и искажена здесь разными человеческими дополнениями и толкованиями.

Где же на земле хранится Церковь Христова? И есть ли она в своем целом и неповрежденном виде? Есть, и именно – в вере Православной: она одна есть вера правая и истинная. Только в ней одной сохранилось в полной целости и совершенной чистоте спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа. Только она одна совершала и совершает церковную службу, Таинства и обряды согласно древнейшему преданию Святых Апостолов и Отцов Церкви. Только в ее учении и в установленных ей порядках и обычаях нет ничего такого, что было бы введено людьми впоследствии и самовольно прибавлено к заповедям Христовым и правилам Святых Апостолов и Отцов Церкви.

Где же на земле, у каких народов, содержится в настоящее время Православная вера? Хранится она главным образом в странах восточных, в Церквах: Греческой, Константинопольской, Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской. Есть исповедники Православной веры и в других государствах, хотя и не в таком большом количестве, как в странах восточных. По милости Божией Православная вера хранится и в отечественной Русской Церкви.

Она получила свое начало и устройство от Церкви Вселенской Константинопольской, основанной самими Святыми Апостолами. В Х веке по Р. Х. наш Великий Князь Владимир принял Православную греческую веру и крестил в нее Русский народ. От греков мы приняли все, что относится к святой вере: христианское учение, святые Таинства и обряды. Духовенство на Руси также первоначально было греческое: первым митрополитом был святой Михаил, привезенный равноапостольным Князем Владимиром из города Херсонеса Таврического. Впоследствии на церковные должности – высшие и низшие – стали назначаться и Русские люди. Таким образом, наше отечественное священство ведет свое происхождение от самих Святых Апостолов: от теперешних наших святителей мы постепенно можем дойти до первого нашего митрополита святого Михаила, рукоположенного Патриархом Константинопольским, от него, идя из века в век назад, мы дошли бы до святого Златоуста, Григория Богослова и, наконец, до святого Стахия, рукоположенного святым апостолом Андреем Первозванным. Поэтому Русская Церковь по преемству епископов справедливо может быть названа Церковью Апостольской (см.: Христианское чтение. 1843. Ч. 3. С. 55).

Все, что получила первоначально Русская Церковь от Греческой, она сохранила в полной чистоте и неповрежденности: в учении, богослужении, церковных законах и обрядах она не внесла ничего такого, чего бы она не унаследовала от древнейших времен, из предания апостольского и святоотеческого. Сохранению в нашем Отечестве Православия в его целом и неповрежденном виде способствовало прежде всего то, что наша Церковь всегда находилась в тесном единении со своей Матерью – Церковью Константинопольской. Русские святители не предпринимали ничего важного, не заводили у себя никаких порядков без согласия и одобрения Восточных Патриархов, советовались с ними о всяком деле. Без их ведома наши пастыри не хотели входить ни в какие сношения с другими христианскими Церквами относительно веры. Новгородский митрополит Василий на требование шведского короля состязаться о вере отвечал: «Если хочешь узнать, какая вера лучше, наша или ваша, пошли в Царьград, к Патриарху, потому что мы приняли от греков Православную веру, а с тобою спорить о вере не желаем» (Там же). При такой тесной, никогда не прерывающейся связи Русской Церкви с Церквами Восточными первая всегда находилась под наблюдением и попечением последних. Все дела и события в нашем Отечестве, касающиеся веры, становились в свое время известными на Востоке и получали оттуда или одобрение, или осуждение. Вот отчего в нашем Отечестве относительно веры не могло быть допущено ничего нового. Всякое изменение или нововведение было бы замечено Восточными Церквами и своевременно было бы остановлено и исправлено.

Об охранении Православной веры от какой-нибудь порчи и примеси ревностно заботились и пастыри нашей Церкви. Их к этому обязывала, кроме собственной любви к Православию, присяга, даваемая перед посвящением в архиерейский сан. И действительно, каждый из наших святителей, оканчивая свое земное поприще, мог сказать о себе: Течение совершил, веру сохранил (2 Тим. 4, 7). Приближаясь к пределу своего земного существования, наши пастыри в своих грамотах и духовных завещаниях свидетельствовали перед Богом и людьми, что они всю жизнь свою соблюдали Православную веру и увещевали других хранить ее твердо и неизменно.
Так, целость и чистота Православной веры в России были ограждены с одной стороны – заботами восточных Патриархов, а с другой – любовью и верностью древнему учению как самих святителей, так и всего Русского народа.

Как при таких условиях могли проникнуть в нашу жизнь какая-либо ересь и заблуждение? При отправлении митрополита Исидора на Флорентийский собор Великий Князь Василий Васильевич говорил: «Если пойдешь и опять захочешь возвратиться к нам, то принеси нам наше древнее благочестие и Православную веру, которую мы приняли от прaродителя нашего Владимира, которую содержит Великая, Соборная и Апостольская Церковь Греческая, – а иностранного, нового и чуждого той Соборной Церкви не приноси нам. Если же принесешь что новое, то неприятно нам будет то». Когда же Исидор, вернувшись с Собора, изменил Православию и начал вводить в Русской Церкви католические обычаи, то Собор Русских архиереев вместе с Великим Князем изгнал изменника-митрополита из Москвы.

Так внимательно и ревностно оберегала Русская Церковь свою Православную веру от искажений и изменений! Она сохранила в совершенной чистоте и неприкосновенности все то, что получила от Матери своей – Церкви Греко-Восточной. Ни в учении, ни в обрядах не установила ничего нового и самовольного. До сих пор она, вместе с Восточными Церквами, исповедует Никео-Цареградский символ веры без всяких сокращений и прибавлений. А верность учению Христа и Апостолов служит несомненным признаком того, что наша Русская Церковь есть истинная Церковь Христова.

Так, во-первых, она имеет священство, ведущее свое начало по преемству от Христа и Апостолов. Во-вторых, хранит все слово Божие, как писанное, так и не писанное в святом Евангелии, причем объясняет его согласно толкованиям Святых Отцов и Учителей Церкви. В-третьих, признает Главой своей Одного Господа Иисуса Христа и неизменно содержит установленные Им и Апостолами три степени священства: епископство, священство и диаконство. Ее пастыри не стремятся к мирскому господству над верующими и пасут свое стадо в духе любви и кротости. В-четвертых, содержит семь Таинств по уставу Вселенскому. В святейшей Евхаристии верует истинному Телу и Крови Христовой и преподает ее людям под обоими видами, согласно заповеди Установителя Таинства. В-пятых, принимает учение всех Семи Вселенских Соборов и древнейших отцов Церкви. На правила их она смотрит как на закон, которым должна руководствоваться и в своем учении, и в своих порядках. В-шестых, она, согласно древнейшему преданию, почитает и молит Пресвятую Деву Марию как Матерь Божию и Заступницу рода христианского; чтит и молитвенно призывает святых Ангелов и святых людей как ходатаев наших перед Богом; почитает святые иконы и мощи; содержит установленные Апостолами и Отцами Церкви посты; творит память об усопших своих членах при совершении Божественной Литургии. В-седьмых, согласно учению Христа, Святых Апостолов и Отцов, она исповедует, что одной веры в Бога недостаточно для нашего спасения: для того необходимы и добрые дела.

Вот главнейшие признаки того, что наша отечественная Церковь, как и Церковь Восточная, есть истинная, Святая, Соборная и Апостольская, потому что она утверждена на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным Камнем (Еф. 2, 20). А потому к ней вполне относится обетование Господа: И вратa ада не одолеют ее (Мф. 1, 18).

Здесь нелишне заметить, что даже иноверные христиане искренне признают высокое достоинство Православной Церкви. Один ученый англичанин писал о ней следующее: «Нить апостольского преемства и чистота учения видимы для всех в недрах Восточных Церквей. Они никогда не были подчинены Риму. Священство, безкровная жертва и власть вязать и решить пребывают в них с первых дней непрерывно и неложно. Они не испытали никакой реформации со стороны людей, коих жизнь была соблазном всему христианскому миру. Восточная Церковь показала в себе лучший признак кафоличества – жизнь. Ей, ей одной со времени отделения Рима обязано своим обращением к Христианской вере это великое государство – Россия. Да, Россия с ее епископами, духовенством, монастырями, скитами, с ее древним чиноположением, ее совершенно организованной церковной системой, с ее подвижниками, исповедниками, иноками и святителями неопровержимо свидетельствует об истине Восточной Церкви!» В заключение сочинитель говорит: «Итак, спасение и безопасность наша единственно должны заключаться в приятии и сохранении ясно-несомненного учения сей Церкви» (Ответы на главнейшие возражения против веры истинной. СПб., 1860. С. 110–111).

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник