АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 8:
МОЛИТВА НА ПОСТРИЖЕНИЕ
ВЛАСОВ МЛАДЕНЦА
ПОСТРИЖЕНИЕ МЛАДЕНЦА
ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ
Святой Афанасий, в ответе на вопрос 28-й, говорит: «Эллины имеют обыкновение стричь верхнюю часть головы у отроков, оставляя малые волосы; потом они обрезают их и посвящают демонам».
Впрочем, обряд пострижения, вымышленный язычниками для идолов, христиане обратили в жертву истинному Богу, потому что они приняли его в подражание ветхозаветному законному обряду назореев, который восхотел исполнить и святой апостол Павел (см.: Деян. 21); или, правильнее сказать, – переменяя этот обряд на новый и совершеннейший, они постригают крестообразно верхние волоса на главе младенцев не для того, чтобы освятить их или посвятить Богу, но более для того, чтобы пострижением и приношением их доказать, что они предают своих младенцев в послушание Богу навеки. Ибо пострижение власов и доныне служит знаком рабства как у варваров, так и у христиан; – что самое сделали некогда и римляне грекам, имевшим длинные волосы, после победы над ними.
Таковое повиновение и рабство, знаменуемое в сем пострижении, в том же смысле, только другими словами, объясняет и святитель Симеон Солунский (в гл. 68-й): «После помазания священник стрижет крестообразно волосы на главе крещеного – частию в знамение того, что главою своею имеет он Христа и что должен он молиться с непокровенною главою, как учит и апостол Павел; а вместе с сим – и возлагая чрез сие как бы некоторую печать, почему и постригает его крестообразно, дабы он отверг всякий лишний помысл. Кроме того, волосы крестившегося приносятся Христу как начаток и жертва от человеческого тела. Посему иерарх или иерей, взяв эти волосы, не бросает их, как случится, но полагает в священном месте».
ГЛАВА 9:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ОБ ИСПОВЕДАНИИ
§ 1
ПОКАЯНИЕ ЕСТЬ
ВТОРОЕ КРЕЩЕНИЕ
«О исповедании». В Последовании об исповедании содержится четвертое Таинство – Покаяния. Если христианин согрешит после омытия грехов в Крещении и после вступления через него в завет благодати, то он к исправлению своему не имеет другого средства или Таинства, кроме сего – Покаяния.
Святитель Симеон Солунский сравнивает Крещение с Покаянием и потому (в гл. 50-й) говорит: «И доныне Христос совершает дело спасения, и неверных привлекая к вере и даруя им в Крещении оставление грехов, хотя бы они совершили их безчисленное множество, – и верных согрешающих, приходящих к Нему, паки возводит ко спасению чрез Исповедь и слезы, сокрушение, милостыни и другие посильные добрые дела». И в другом месте (в гл. 30-й): «Покаянием совершается исправление наше от грехов, вновь нами содеваемых. И поелику после Крещения нет другого способа быть воззванным ко спасению, по благодати и дару, кроме подвигов и трудов, обращения и слез, кроме исповедания грехов и удаления от зла, – то и дарован этот великий дар». И потому, по его же словам (в 250-й главе), «покаяние есть главизна спасения всех верных, согрешающих после Крещения, – есть второе Крещение, совершаемое посредством смиренного исповедания с посильным сокрушением и слезами. Предвестниками сего покаяния были мытари, грешники и блудницы, приходившие ко Христу с раскаянием и принятые Им благоутробно. Разбойник на кресте, выразив только исповедание и веру и произнесши слова „помяни“, сподобился Небесного Царствия. Верховный апостол, после падения плакавший горько, помилован, утвержден [в достоинстве апостола] тройственным вопрошением: „любиши ли Мя?“ и возведен в высшую степень пастыря овец Христовых».
Намерение и цель покаяния есть та, чтобы преподать совершение душам, исправить нравы, наставить на путь добродетели, утвердить стоящих, восстановить падших, возвратить удалившихся, поддержать колеблющихся и всем даровать пользу и спасение. Святитель Симеон Солунский (в гл. 252-й) говорит: «Посему покаяние, как проповедал Креститель, Владыка Христос и ученики Его, составляет совершенно необходимую и всеобщую потребность и долг, который обязаны исполнять все и ни один не должен отлучать от него самого себя. Т. к. мы все согрешили и грешим, то все долженствуем и каяться».
ТРИ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПОКАЯНИЯ
Итак, Покаяние есть одно из Таинств и требует от нас трех главнейших принадлежностей: 1) по признании грехов осудить себя перед Богом и положить твердое намерение впредь не согрешать и вести себя исправнее; 2) вполне быть уверенным, что Спаситель наш Иисус Христос за нас умер и смертию Своею исходатайствовал милосердие Отца Небесного для всех тех, кои имеют веру в Него и возлагают на Него всю надежду спасения; 3) получить прощение от Него через отца духовного. Все сии принадлежности и составляют предмет сего Последования.
§ 2
ПЕРВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ
«И тако вопрошает его прилежно едино по единому». Исполняя первую принадлежность, духовный отец начинает приводить кающегося к сознанию во грехах. При этом он обязан соблюсти во время исповедания кающегося семь следующих обстоятельств: кто, что, где, по какому побуждению, для чего, как и когда. Т. е.: кто кается? – Человек, христианин православный, старый, юный, женатый, девственник, образованный и т. п. Что сотворил? – Согрешил, преступил заповедь, какую и в чем именно. Где? – Т. е.: на каком месте, тайно или явно, в церкви или в дому и т. п. По какому побуждению? – Советом, повелением, принуждением, примером и проч. Для чего? – Естество ли или немощь требовали сего, по нужде ли, или по одному произволению. Как? – Т. е. каким образом: словом или делом, помышлением или намерением, внезапно, неумышленно или после предварительного размышления и приготовления и проч. Когда? – Т. е. в какое время: во время голода, нужды и немощи или в довольстве и богатстве, в обыкновенные дни или в посты и праздники и проч. Соображаясь с сими обстоятельствами, должно налагать и епитимии, соразмерные с тяжестию грехов.
§ 3
ВТОРАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ
«Да чтет Символ веры». Вторая принадлежность покаяния состоит в произношении Символа веры. Ибо в Символе веры заключаются все догматы Христианской веры и надежды и указуется человеку способ к примирению с Богом через ходатайство воплотившегося и пострадавшего за нас Христа, Сына Божия. Если же кто упрямо отвергает какой-либо догмат веры, тот не может получить надежды спасения. Вопрошая кающегося о вере, духовный отец требует, чтобы он прочитал сей священный Символ веры для удостоверения в том, что он верует православно и несомненно.
§ 4
ТРЕТЬЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ
«По молитве разрешает кающагося». После сего духовный отец приступает к исполнению третьей принадлежности покаяния, т. е. разрешает кающегося или запрещает. Не приняв Таинства Священства через епископское рукоположение, никто не может совершать Таинств; одним иереям принадлежит власть крестить, преподавать Причащение, равно как и совершать Покаяние. Ибо Сам Спаситель вначале только пастырям Церкви даровал власть «вязати и решити», или власть ключей, которая состоит в том, что они могут и должны именем Христовым удержать от Причащения Святых Таин неисправимого христианина или крайне ожесточенного и явного грешника, если не подействуют на него никакие увещания. Это и значит «связать». Но если благодать Божия умягчит сердце подобного грешника и он престанет от греха и раскается, то его сподобляют прощения и Причащения, – это значит «разрешать».
§ 5
УВЕЩАНИЕ
«Увещания отца духовного». Все содержание сего увещания главным образом состоит в том, что сказал Христос расслабленному после исцеления его: Се здрав еси: ктому не согрешай (Ин. 5, 14).
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует