ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

В защиту веры,
и особенно Православной

 


«Князь Владимир у гробницы княгини Ольги».
Худ. С. ЕФОШКИН

 

Продолжение. Начало см. в № 17 (161)

Предлагаем к прочтению актуальный труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры, и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, что, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям разобраться в вопросе истинной религии и не впадать в пагубные для христианской души заблуждения.

 

ЧАСТЬ 2

 

ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

 

Здесь кстати заметить, что Господь Бог для вразумления заблуждающихся иногда особенным чудесным образом свидетельствовал о правоте истины нашей отечественной Церкви. Вот несколько случаев из нашей Русской жизни.

11 мая 1866 года крестьяне Владимирской губернии Муромского уезда погоста Липовиц, двоюродные братья Василий Николаев Трубин и Василий Архипов Трубин сидели у своих домов в деревне Иголкино и вели беседу о разных предметах. Т. к. один из братьев – Василий Архипов – принадлежал к поморской секте старообрядцев, то скоро между собеседниками зашла речь о Православной Церкви. Василий Николаев как умел доказывал, что Православная Церковь есть святая и истинная. Выслушав речь православного, старообрядец сказал: «Я Церковь и Причащение считаю за вавилонскую жену блудницу. Она держит в руках золотую чашу, наполненную мерзостей и вина, в устах сладка, а во чреве горька». Сказав это, старообрядец отошел и выругал своего собеседника. И что же? Тотчас сошла на него кара небесная; рот у него повело к правому уху, он едва мог произнести слова: «Брат, прощай!» Через два дня он лишился языка и, пролежав шесть дней в тяжелой болезни, помер (см.: Кириллов А. Перст Божий. Новочеркасск, 1887. Вып. 1. C. 11).

Одна православная девушка вышла замуж за старообрядца. Сначала она твердо держалась своей веры, «но потом, вынужденная истязаниями, которым подвергали ее семейные ее мужа, решилась перейти в раскол. При этом она высказала перед семейными неразумное заклятие на себя, что если Православная вера, которую она оставляет, есть правая вера, то пусть Господь завтра же поразит ее громом; а если раскольничья вера правая, то она за оставление Православия не потерпит вреда. На этот раз правде Божией угодно было, по неисповедимым судьбам ее, исполнить кару, отступницей предназначенную себе, в указанный срок. На следующий день она вместе с мужем поехала в поле. День был ясный, грозы нельзя было ожидать. Но вскоре над головами едущих собралось две тучки, разразившиеся громом, и отступница была убита молнией» (Там же).

Не вразумительны ли эти доказательства истины Православной веры? Не грозное ли предостережение тем, кто склонен переменять Православную веру на другую? Из всего сказанного следует, что долг наш – каждого Русского человека – горячо любить свою Церковь, высоко ценить содержимую ею Православную веру, ставить ее выше всех других исповеданий и беречь ее больше всего на свете как единый верный и истинный путь к вечному нашему спасению.

 

ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ

 

Мы должны любить свою веру за то, что с ней тесно связана судьба нашего Отечества, его слава в прошедшем, величие и благополучие в будущем. Русский народ обязан Православной вере многими безценными благодеяниями. Чтобы видеть их, обратимся к прошлому нашего Отечества.

Прежде всего, Православная вера своим учением и благодатной помощью возродила Русский народ в новую христианскую жизнь, обуздала его жестокие, чувственные наклонности, смягчила и облагородила нравы. До принятия Христианства наши предки отличались диким, хищническим нравом. По отзывам древних греческих писателей (IX в.), Русские своей жестокостью и кровожадностью превосходили все народы. Преподобный Нестор говорит также, что «Русские живут подобно неким зверям». Буйная храбрость, отвага и необузданная, безграничная жестокость – вот что составляло достоинство Русских князей-язычников. Так, одно наше древнейшее поэтическое сказание говорит о князе Всеславе, что он «кидался зверем, бросался волком, головы стлал снопами, реки кровью затоплял, берег костями засевал» (Царевский А., проф. Значение Православия в исторической судьбе России. Казань, 1898. С. 55).

Православная вера произвела великую, благотворную перемену в настроении Русских людей: укротила жестокие нравы, поборола грубые, чувственные наклонности, внесла в сердце народа дух христианской любви, сострадания и всепрощения. Пример замечательного духовного перерождения под влиянием Православия представляет святой Владимир Равноапостольный, насадитель Христианства в Русской земле. В язычестве он вел необузданную, чувственную жизнь, предавался разным излишествам. По принятии же Православной веры стал воздержным и целомудренным семьянином. Прежде воинственный и жестокий, не щадивший человеческой жизни в боях и потехах, теперь, в Христианстве, он делается кротким, добрым и снисходительным даже к злодеям.

Православная вера, приняв Русский народ под свое покровительство в то время, когда он находился, так сказать, в самом младенчестве своей государственной жизни, имела огромное влияние на порядки и устройство народного быта. В то время, когда у нас не было еще никаких законов, вера Христова была единственным правилом и учителем жизни. Да и когда появились законы гражданские, то они были составлены под тем же добрым и благодатным влиянием Православной веры: в них неизбежно отразился тот же дух учения Христова, которым были просвещены законодатели. И чем больше евангельский дух проникал в народную жизнь, тем сильнее обнаруживался он в нашем законодательстве. Так, например, в «Уставе» Всеволода Мстиславича, княжившего в Новгороде в XII веке, законодателем прямо заявляется, что на все дела он смотрит с точки зрения христианских заповедей и все разбирает и решает «по преданию Святых Отец» (Там же. С. 68).

Православная вера имела самое благодетельное влияние и на все другие стороны жизни наших предков. Так, в древнерусском языческом быту семья находилась в тяжелом и унизительном состоянии. Муж был полным хозяином и распорядителем над всеми другими членами дома, не знавшим никаких пределов и ограничений своей власти. Жена и дети были его рабами, послушными, безправными, ничем не огражденными от его произвола и насилия. Понятно, что такая семья не представляла собой царства взаимной любви, доверия и уважения. Православная Церковь, утвердившись на Руси, приняла семью под свое особенное покровительство. Она объявила семейную жизнь религиозно-нравственным установлением, налагающим на членов его нравственные обязательства и ответственность. Основе семейной жизни – браку, который имел в язычестве существеннейшее основание в чувственных влечениях человека, Церковь Христова даровала таинственное освящение, возвысила его по образу и значению союза Христа с Церковью и придала ему силу нравственного союза, направленного к духовному единению и счастью человеческому. Решительно и строго восстав против практиковавшихся дотоле на языческой Руси многоженства, безнравственности, «умыкания» девиц, купли жен путем ряды (соглашения, – примеч. ред.) и договора денежного, а также против беззаконных расторжений браков и различных семейных правонарушений, Церковь Православная установила точные правила, обусловливающие христианский семейный союз и охраняющие его святость, прочность и неприкосновенность. На все условия и на всю обстановку семейной жизни Русского народа Церковь Православная даровала свое благословение; всем отношениям семейным придала характер задушевности и сердечности; со всеми событиями и обстоятельствами жизни семейной она соединила молитвы, славословия, прошения и благодарения, словом – всему в семейной жизни придала характер духовности и религиозного освящения (см.: Там же. С. 72–73).

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник