АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 9:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ОБ ИСПОВЕДАНИИ
§ 6
КАНОН ЕСТЬ ЕПИТИМИЯ
ИЛИ ЗАПРЕЩЕНИЕ
Когда канон дает ему против согрешения его». Легкие и простительные грехи кающегося духовные отцы разрешают тотчас после Исповеди с прочтением разрешительных молитв и с советом некоторого удовлетворения за грехи. Но когда кающийся объявит грехи непростительные, или, как называют их, смертные, тогда подводят эти грехи под правила Номоканона и после основательного рассуждения налагают на кающегося канон, или такое запрещение, которое прилично ему и может послужить к исправлению или к наказанию его за грехи.
Номоканон, или Законоправильник, есть книга, относящаяся к Исповеди, в которой установлены для согрешающих каноны, т. е. епитимии, или запрещения, почему эта книга и печатается при Требнике. В особенности же канон, или правило, есть то самое запрещение, которому подвергается кающийся по известному канону, или правилу. Таковые каноны, или запрещения и епитимии, налагаемые для некоторого удовлетворения за грехи, состоят в запрещении употребления в пищу масла, рыбы и мяса; в назначении некоторого числа поклонов с молитвою Иисусовою; для богатых эти каноны или запрещения состоят в подаянии милостыни; умеющим читать назначается чтение Псалтири; а за тяжкие грехи удерживают кающихся от Святого Причащения на один, на два года и более.
Исповедь не должна быть совершаема просто, одним признанием во грехах, но как сотворил Спаситель, когда принял Закхея и блудницу. Один с чистосердечием и сокрушением возвестил Христу все, обещал вознаградить за обиды и присоединить другие подвиги благочестия, сказав: Се пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею (Лк. 19, 8); а другая, принесши алавастр мира, и ставши при ногу Его созади, – ибо не дерзала предстать пред лице, – плачущися, начат умывати нозе Его слезами, и власы главы своея отираше, и облобызаше нозе Его, и мазаше миром (Там же. 7, 37–38). Посему и сказал ей Иисус: Отпущаются тебе<...> греси мнози, яко возлюби много (Там же, 47); а Закхею сказал: Днесь спасение дому сему бысть (Там же. 19, 9). Если же явится кто пред судилищем Церкви хладным и равнодушным и начнет показывать обращение свое только на одних словах, а на самом деле обнаружит намерение остаться в прежних грехах: тот пусть отойдет от тебя, священник, дабы не быть тебе сообщником в чужих грехах; в скверный сосуд не должно вливать мира и драгоценные бисеры не следует повергать пред свиниями или давать псам, каковы суть все вольнодумцы, нечистые, кровопийцы и хищники.
Впрочем, и во спасении подобных грешников не должно отвращаться от кого-либо из них, но принимать и вопрошать, припоминать их грехи и Страшный Суд Христов; возбуждать к покаянию и употреблять все меры к исправлению, ожидая непрестанно их обращения. Надежда исправления грешника не должна оставлять тебя до самого конца его жизни. Но прежде исполнения им епитимии удостаивать Святых Таин – значит причащать в суд и осуждение как его, так и себя, неразумно их преподающего.
§ 7
НЕПРИЧАСТИВШИМСЯ ДАЮТСЯ
ОСВЯЩЕННАЯ ВОДА И АНТИДОР
«Точию да пиеши агиасму великую, си есть святых Богоявлений воду». Агиасма великая, т. е. святыня, есть богоявленская вода, освященная великим освящением; а малая агиасма есть также святая вода, только освященная малым освящением. Григорович-Барский именует ту и другую воду агиасмою. Кроме сего, агиасма, т. е. святыня, означает и антидор. Об этом смотри ниже. И потому запрещенные вместо Тела Христова ради утешения не лишаются благословенного хлеба, или антидора, а вместо Крови могут пить богоявленскую воду.
§ 8
ЗАПРЕЩЕНИЯ УМНОЖАЮТСЯ
ИЛИ УМАЛЯЮТСЯ
«Оставляет власть или умножити, или умалити запрещения». По четырем причинам кающиеся заслуживают умаления в запрещении:
1. Если они как прежде грехопадения жили, так и после ведут жизнь целомудренную. Это согласно с 12-м правилом Первого Никейского Собора: «Во всех же сих надлежит приимати в рассуждение расположение и образ покаяния. Ибо которые со страхом и слезами, и терпением, и благотворениями обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определенного времени слушания, прилично будет приимати в общение молитв. Даже позволительно епископу и человеколюбнее нечто о сих устроити», т. е. легче назначить им канон. И 5-е правило Собора Анкирского гласит: «Паче всего да испытуется житие, предшествовавшее искушению и последовавшее за оным, и тако да размеряется человеколюбие».
Причину такового умаления приводит святитель Василий Великий в ответе своем на вопрос 81-й (лист 360-й): «Когда рассмотрим расположение грешника, познаем и образ греха и образ покаяния. Ибо хотя грех представляется один и тот же как у того, кто нерадит о себе, так и у человека внимательного и благоговейного; но между ними великое различие, а именно: благоговейный, подвизающийся и вместе трудящийся в деле угождения Богу, погрешает и падает по некоему случаю и как бы не хотя; а нерадеющий, не имеющий никакого уважения ни к себе самому, ни к Богу, не полагающий никакого различия между грехом и добродетелию, как показывает это самое имя, заражен первым и великим злом, т. е. презрением Бога или неверием бытию Божию. А когда это так, то я думаю, что и образ наказания таковых грешников должен быть различен».
2. К умалению запрещения подает повод и то, когда кто согрешил по нужде или по принуждению со стороны других. Это повелевает 5-е правило Анкирского Собора: «А которые вошли [в идольскую церковь] в одеянии печальном и возлегши ели, плача между тем во все время возлежания, те, аще исполнили трехлетнее время припадания, да приимутся в общение», т. е. да пребудут под запрещением в степени припадающих. Подобно и 6-е правило того же Собора гласит: «Тех, которые только от угрожения муками или отъятием имений, или изгнанием, поколебались и идоложертвовали <...> и потом восприяли помысл обращения, рассуждено <...>: пять лет да припадают». Т. е. принесший жертву идолам вследствие угроз или из боязни прещения приемлет меньшее запрещение, нежели тот, кто отрекся от Христа по своему произволу и который после обращения сподобляется Святого Причащения только пред смертию. Об этом смотри ниже (в § 78).
3. Если кто раскаивается во грехах волею, а не по обличению других приводится к суду церковному, что ясно изображается в 6-м правиле святителя Василия Великого: «Аще сам по себе раскаясь, обвинит себя, на год да будет удален от причастия токмо Святых Таин; аще же обличен будет, то на два года».
4. Состоящие в юношеском и несовершенном возрасте, которые, не достигнув ума и совершенного рассудка, согрешают по одному неразумию, разрешаются с кратчайшею епитимиею. Святитель Василий (в послании 227-м) говорит: «Судия праведный не должен за равные преступления определять равное наказание». Выражение «умножити» означает здесь не более, как долг налагать запрещение, положенное по правилам, а выражение «умалити» предоставляет возможность сокращать и налагать меньше, нежели сколько определено в правилах.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Насущные проблемы церковной жизни |
1. Поддерживаете ли Вы идею выхода Русской Православной Церкви из «Всемирного совета церквей»? да – 99%; нет – 1%
2. Согласны ли Вы, что Архиерейский Собор РПЦ должен отвергнуть решения Критского собора 2016 года? да – 99%; нет – 1%
3. Согласны ли Вы, что представителям РПЦ не следует участвовать в работе т. н. института Всеправославного собора? да – 98%; нет – 2%
4. Согласны ли Вы, что недопустимо утверждать проект нового Катехизиса РПЦ, смущающий верующих? да – 100% |