ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 14:

ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО ЕЛЕЯ

 

§ 7

. МОЛИТВА «ОТЧЕ СВЯТЫЙ, ВРАЧУ…»
ИМЕЕТ ОСОБЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

«Отче святый, Врачу душ…» Молитва «Отче святый, Врачу душ…», объясняющая все главнейшие плоды Таинства Елеосвящения, обещанные большею частию Самим Христом Законодателем, хотя и не упоминает ясно о самом действии помазания елеем, которое довольно изображено в предыдущих молитвах, – но она произносится в соединении с этим действием (т. е. с помазанием частей тела больного священным елеем). Посему эта молитва есть не что иное, как последствие предыдущих молитв и как бы заключение их, упомянувших о помазании и указавших на него.

 

§ 8

БОЛЯЩИЙ ПОМАЗУЕТСЯ
ЕЛЕЕМ СЕМЬ РАЗ

 

«Сия молитва лаголется от единаго коегождо священника». Когда молитва «Отче святый, Врачу душ…» произносится каждым из семи священников отдельно, тогда каждым же священником отдельно совершается и помазание елеем, – посему болящий помазуется елеем семь раз.

Весь этот порядок и содержание самой молитвы объясняет святитель Симеон Солунский (в гл. 290): «Подобным образом (т. е. как первый священник) творят то же и прочие иереи: каждый из них произносит две умилостивительные молитвы о помазуемом (т. е. первая, положенная после всякого Евангелия, и вторая – «Отче святый...»), возносимые к Богу о душевном и телесном исцелении больного. Первая молитва читается возгласно (вслух), подобно тому, как совершаются чтения апостольские и евангельские и все прочее, положенное по чину; а вторая – „Отче святый, Врачу…“, – в которой все выражают единогласное моление о болящем, произносится всеми тайно. Таким образом, от всех священников должен совершаться одинаково весь чин: когда диакон или чтец прочитает Апостол, иерей читает Евангелие, затем первую священную молитву вслух, а вторую – тайно, когда помазывает больного».

Впрочем, если бы в сем Таинстве помазание елеем и не повторялось до семи раз, а совершалось однажды, без сомнения могло бы быть действительно, как и в прочих Таинствах; при этом ни одна молитва, тем более молитва, содержащая силу Таинства, и ни одно священное действие отнюдь не повторяются в то же время и в том же совершении Таинства. Отсюда некоторые, может быть, вопросят: для чего же здесь в одном положении больного, не прерывая время священнодействия, помазуют многие (т. е. семь священников) те же части тела больного, повторяя одну и ту же молитву (т. е. форму Таинства)?

На это ответствуется: 1) если многие священники, собравшиеся в единодушном согласии на Литургии, допускаются к совершению единого Таинства Евхаристии, – то никаким образом не противно духу веры и не предосудительно допустить их во многом числе и к совершенно Таинства Елеосвящения. Но многие священнослужители нигде и ни в каком случае не нарушают и не разделяют (пресекают) единства, – особенно такого, которое, по побудительным потребностям, или по обыкновению, введенному от времен древних, или, наконец, по уставу самого чинопоследования, должно быть совершаемо многими. Равным образом и здесь, когда Христос Господь, Основатель и главнейший Законоположник Таинств, устами апостола Иакова узаконил, или, так сказать, дозволил призывать многих пресвитеров церковных, да молитву сотворят над ним [болящим], помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак. 5, 14–15), – то уже нельзя сказать, чтобы помазывал только один из них; ибо апостол Иаков, основываясь на дарованной Спасителем власти, повелевает призывать пресвитеры и творить им вместе то же помазание, как и молитву. Многократные помазания, производимые многими, могут иметь между собою такой же согласный и удобный союз, как и части или члены единого целого естественным образом – по нравственному порядку – составляют единство.

2) Хотя повторять Крещение и того же просвещаемого в другой раз погружать в спасительную воду не дозволяется, но в самом единократном Крещении погружение не есть единократное, а троекратное, которое не нарушает впрочем единства Крещения, силою и действием пребывающего единым, по слову апостола: Един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4, 5). Так равно и Елеосвящение, состоящее из разных и отдельных помазаний, не в том смысле есть единое и нераздельное, чтобы оно не заключало в себе многих и отдельных частей, но в том, что все части, входящие в него, составляют одно Таинство. Хотя в нем и разные священники помазуют семь раз одни и те же части тела, однако многократные помазания не суть многие Таинства, хотя и совершаются всеми одинаковым образом с повторением тех же слов и действий.

Ничего не предвидится противного Таинству ни со стороны способа (формы) совершения, ни со стороны болящего от того, что Христос и апостолы установили совершать его семи священникам, которые проникнуты одним молитвенным духом. Со стороны формы, которая состоит в молитве, должно заметить, что она тем более имеет силы, тем бывает благоуспешнее, или, по крайней мере, тем сообразнее бывает с духом и целию прошений и молитв, чем более людей будут произносить ее единодушно. Со стороны болящего или производимого в нем врачевания также нет ни малого препятствия к тому, чтобы это врачевание производилось собором лиц священных, – потому что в сем случае остатки греха, онемение души и безсилие ее к исправному деланию, равно как и самый грех, поражаются и изгоняются не одною стрелою Таинства. Душевная болезнь возрастает по частям и постепенно, чем она и сходствует с телесным расслаблением. И потому, как по частям принимает приращения, так по частям же требует и разрушения. Итак, что же странного в том, что когда одна часть болезни отъемлется помазанием одного священника, другая степень недуга извлекается таким же священнодействием другого? Как в телесном расслаблении различные степени и различные роды болезней врачуются различными лекарствами, так совершается и здесь, – не по недостатку или малосилию Таинства, но по причине многообразного расстройства души болящий требует как разных Таинств, так и частого и многократного помазания одним и тем же спасительным врачевством духовным, священным елеем, разных частей и членов, то есть очей, ушей и проч.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

«Вслед идущие»

 


Автор письма

 

Окончание. Начало см. на стр. 8

 

Вы – седой дедушка, а у Вас душа ребенка. Вы так стремительно движетесь и, хотя быстро-быстро говорите, но все очень понятно. А как заразительно громко смеетесь! Помните, мы с Вами и Вашими внуками играли в индейцев и прятались в вигваме, который Вы сами соорудили, как вождь краснокожих? До сих пор при виде чего-то необычного Вы испытываете озорство, которое свойственно только детям. Обычно взрослые ходят такие важные, решают собственные проблемы; ведь и у Вас тоже проблем достаточно – не только своих, но и чужих, однако Вы не потеряли радость жизни и стараетесь поделиться этой радостью! Как же мне нравится играть с Вами в словесные игры или босиком мчаться по шелковистой траве! В эти мгновения я вспоминаю Ваш рассказ «Босиком по голубому небу» и представляю скачущего вприпрыжку по цветущему льну мальчика, у которого «только пятки мелькают».

Вы – один из тех, кто научил меня любить Родину. Ваша «Богом спасаемая земля» – это милая Вятка, которую Вы воспели с сыновьей нежностью! В «Вятской тетради» Вы написали: «Лучшее место Вселенной – Россия. Лучшее место России – Вятка… Еду сюда как писатель, чтобы слушать язык, родной говор…» Для меня большая загадка – как Вы сохранили этот говор, ведь уже более 50-ти лет Вы живете в Москве! Вот бы мне попасть на Вятку, чтобы насладиться запахами Вашего детства – сенокоса, колосьев, костра, речки, печеной картошки, сушеной малины… Эх, отведать бы ее! В одноименном рассказе так заманчиво Вы о ней пишете! «У нас в детстве это были такие тоненькие темно-красные лепешечки. Взял их в руки, вдохнул родной запах целебной ягоды, ощутил аромат лесных полян, на которых собирали ягоду малину». Вот бы попробовать вятской родниковой воды, окунуться в сверкающую реку Лобань, и тогда «все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая – красивая, спокойная, добрая». Мне кажется, Вы описываете не реку Лобань, а верховья реки Урал – я гостила у бабушки с дедушкой на Южном Урале и, забравшись на гору, читала Ваши книги и узнавала в увиденном картины Вашей Родины. Позже я узнала, что Вятка – это Предуралье, – значит, я побывала на краешке Вашей земли! Когда купалась в реке, думала, что Вы – счастливый человек, ведь в Вашем детстве реки были чистыми, и можно было «накупавшись, макать пряники в воду и есть на спор, кто быстрее съест» (повесть «Дымковская слобода»). Как же это вкусно, наверное!

Владимир Николаевич, не так давно у Вас вышла новая книга «Большая жизнь маленького Ванечки». Спасибо за царский подарок! Сегодня я взяла в руки эту красочную добрую книгу, вдохнула вкусный запах ее страниц, буду читать с радостью! Младшая моя сестра – Мариша – первая ее прочитала (у нее в школе не такие нагрузки) и сообщила, что даже зимой теперь полакомимся «арбузом» «дедушки Володи» – герой этой книги Ваня намазывал мед на огурец – по вкусу это напоминает настоящий арбуз! Мы так и сделали – а ведь и точно: арбуз, да еще и без косточек!

Мне кажется, Ваши произведения интересны и маленьким, и взрослым, ведь каждый Ваш рассказ – это глоток чистой родниковой воды. Иногда так грустно бывает, а распахнешь Ваши книги – и легче становится жить. Плохое уходит, а хорошее усиливается. И в обычном находишь светлые и чудесные моменты!

У Вас, как у Шмелева, с огромной любовью говорится о Боге, о Его присутствии в нашей жизни.

Всегда очень жду встречи с Вами! Конечно, Вы очень заняты, у Вас много выступлений – то на Вятке, то в Хабаровске, в Иркутске, в Евпатории, в Вологде, Ярославле, Ташкенте, но мы подкопили еловых шишек и березовых прутьев – вот бы у Вас выдался денек, Вы бы снова разожгли костер в нашем лесу! Обычно Вы это делаете с азартом, огоньком в глазах – наверное, сказывается, что Вы – сын лесничего! Приезжайте, будем пить чай с травами и малиновым вареньем!

Крепкого Вам здоровья, сил и тепла!

Ваша Таня ВОРОНОВА

 

 

      

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник