ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы Русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – отдав и саму свою жизнь.

 

 

ДЕМИДОВ

РОСТИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ

 

Морского летчика, будущего Героя Советского Союза Ростислава Сергеевича Демидова война застала на Тихом океане. На фронт он, не без труда, попал лишь в феврале 1944 года – в ВВС Балтийского флота, где ему довелось сражаться на новых, поступивших по ленд-лизу американских самолетах-торпедоносцах «Бостон». О своем становлении, о буднях войны и профессии летчика-торпедиста, требующей огромной смелости, но при этом высокого профессионализма, рассказывает сам Герой.

 

Родился я в Харькове – городе, далеком от моря. Но о море мечтал с детства. В 1940 году, восемнадцати лет от роду, я, окончив с золотой медалью среднюю школу, поступил в Военно-морское авиационное училище имени Леваневского в г. Николаеве. Ускоренный выпуск нашего училища состоялся осенью 1941 года. Почти всех выпускников, в том числе и меня, направили на Тихоокеанский флот. Я был назначен штурманом самолета в 4-й минно-торпедный полк. В этом полку мы получили опыт полетов над морем в различных условиях – днем и ночью. Узнал, что это за штука – торпедометание и минные постановки. Летал я вместе с летчиком Александром Гагиевым, осетином, моим ровесником, по-южному темпераментным, но очень добрым парнем.

На Балтике, куда нас перевели на должности командира и штурмана, мы летали в одном экипаже во вновь организованном 51-м минно-торпедном полку. С Сашей Гагиевым мы всегда были вместе, дружили по-настоящему: понимали друг друга без слов как на земле, так и в воздухе. Весь командный состав 51-го полка был с Тихоокеанского флота, а рядовые летчики прибыли из училищ – выпускники военного времени. Знаний у них тогда еще было маловато, да и опыта не хватало: у каждого налет – всего несколько часов. В начале 1944 года полк получил американские самолеты-бомбардировщики «бостоны», рассчитанные на экипаж в 3–4 человека: летчик, штурман, радист, стрелок. Почти никто из летного состава полка на них до этого не летал. Однако после немногочисленных, но упорных тренировок летчики постепенно «почувствовали» самолет и привыкли к нему.

 

 

5 июля 1944 года немецкое командование хотело высадить морской десант в тылу наших наступающих войск – в Копорском заливе, что западнее Ленинграда. В составе вражеского десанта было несколько транспортов, сторожевых кораблей и катеров. Советское командование решило сорвать их операцию внезапным бомбовым ударом. Наш экипаж был ведущим четверки бомбометателей. В операции участвовали штурмовики Ил-2, они подавляли зенитную артиллерию десанта. Господство в воздухе в районе удара обезпечивали истребители Як-9. Мы на своих «бостонах» зашли с моря, со стороны солнца. Все четыре «бостона» – в строю фронта. Вражеский десант был уже в нескольких километрах от берега. На удалении 7–8 км от кораблей набираем высоту горкой и со снижением идем в атаку. Скорость увеличиваем до максимальной.

По нашим самолетам ведут шквальный огонь с кораблей, стреляют все калибры. Уклоняемся от трасс и разрывов, маневрируя курсом и высотой. На удалении около километра переходим в горизонтальный полет. После сбрасывания бомб «перескакиваем» через корабль, отвернуть уже нельзя – нет времени. Да и при развороте обязательно собьют. За кораблем снижаемся к воде и уходим с маневром в сторону берега.

Удача! Наш экипаж атаковал наиболее крупный транспорт. На отходе радист видит взрыв двух наших бомб в корабле. Разведчик сфотографировал результаты удара. Тот же результат подтвердили истребители. Мы потопили транспорт водоизмещением две тысячи тонн. Другие экипажи нашей группы потопили еще один транспорт и сторожевой корабль. На аэродром вернулись все самолеты – пробоин много, но все ребята живы!

Но так бывало не всегда. 24 августа 1944 года наша разведка обнаружила два конвоя на подходе к базе Либава. С аэродрома Паневежис (Литва) подняли две четверки «бостонов» нашего же полка. Ведущим первой четверки был наш экипаж. Второй четверки – ведущий капитан Сергей Смольков, опытный и смелый летчик. Наша группа линию фронта прошла благополучно: в наши четверки с земли почти не стреляли. Конвой мы обнаружили в расчетном месте, с кораблей нас совсем не видели. В составе этого конвоя было три транспорта и четыре сторожевых корабля. За время атаки зенитные средства такого конвоя выпускают по самолетам более 40 тысяч снарядов и пуль! Попадать в этот смертоносный ад нам ни к чему.

С кораблей нас замечают уже во время выхода в атаку на самый крупный транспорт. Противник открывает огонь. Саша Гагиев все время маневрирует... На удалении 500 м от цели сбрасываю торпеду. И снова есть результат! Потопили транспорт водоизмещением 8 тыс. т. Еще два транспорта потопили бомбардировщики нашей группы. Из атаки вышли все благополучно – вернулись без потерь.

А группа Смолькова обнаружила вражеский конвой внезапно. Они потопили транспорт 6 тыс. т., но столкнулись с мощным огнем противника. После атаки группа не собралась. Первым на аэродром вернулся лейтенант Николай Филимонов. Самолет его был сильно поврежден. Не выпуская шасси, он сел на грунт. К счастью, экипаж был цел. Вторым садился Смольков. На пробеге двигатели заглохли, вытек бензин из пробитых баков. Но... редкое везение: пожар все же не возник.

Виктор Карабасов подлетел позже со своим штурманом Гришей Пряхиным, это наши старые друзья. Но когда он зашел на посадку – двигатели стали. Самолет вдруг клюнул носом и врезался в землю. Взрыв!.. Спасти их было невозможно. Потом мы вытащили сгоревший экипаж. На следующий день их похоронили в березовой роще на границе аэродрома. А 27 августа 1944 года погиб в бою и капитан Сергей Смольков. В этом же бою погибли Герои Советского Союза Иосиф Сачко и Николай Афанасьев. Такая у нас была работа. Но война есть война, и она не остановится от того, что солдаты оплакивают своих боевых друзей. Мы продолжали, стиснув зубы, свое дело.

Лето 1944 года было очень тяжелым для нашего полка. Мы много летали, полк потопил более двадцати транспортов и кораблей врага. Это был большой успех, но достался он нам тяжелой ценой. Тридцать экипажей были потеряны. В нашем 1-м гвардейском минно-торпедном полку было 33 Героя Советского Союза. В боевых вылетах погибли пять из них...

За два последних года Великой Отечественной войны наш экипаж выполнил 106 боевых вылетов. Нами было потоплено 6 транспортов противника общим водоизмещением 27500 т, а также повреждено несколько транспортов и кораблей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года мне, старшему лейтенанту Р. С. Демидову, было присвоено звание Героя Советского Союза.

…Наверное, если бы можно было повторить жизнь сначала, я бы избрал ту же непростую профессию, ибо владение ею бывает необходимо в трудный для Родины час. И дает нам верных и мужественных друзей.

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам http://otvoyna.ru


Продолжение см. в след. номере

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

 

УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ (продолжение). Рыболовство, одно из наиболее доходных занятий уральских казаков, тоже сохраняло общинный характер. Рыбу ловили в водах реки Урала, его притоков, в озерах и в Каспийском море. Рыбное хозяйство в нижней части реки велось под контролем ученых рыбоводов, с подкормкой молодого «нарыбка», со строгой охраной рыбных вод и с регулярными половами дозрелой рыбы. Рыбных продуктов ежегодно вывозилось на миллионы полноценных рублей. Промыслу этого рода способствовали крупные разработки местной соли самого лучшего качества. Рыба и ее продукты служили главным предметом торговли на вывоз.

Другая промышленность края имела только местное значение и состояла из нескольких сотен небольших предприятий. Готовые товары шли по Покровско-Уральской ветке Рязанско-Уральской железной дороги, открытой для эксплуатации в 1893 году.

С того времени, как яицких казаков Указом Императрицы Екатерины переименовали в уральских, а реку Яик в Урал, т. е. с 1775 года, Петербург начал присылать им наказных атаманов. С 1868 года они стали одновременно и военными губернаторами Уральской области. Воинской повинностью, снаряжением и обучением молодых казаков с этого времени заведовал штаб всех войск области, но уральские казаки сохранили довольно обособленное обширное и хозяйственное устройство своих станиц. Этими делами ведало войсковое хозяйственное правление в постоянном контакте со съездом выборных от станичных обществ. Эти учреждения вели крупное и доходное хозяйство, имели свои здания, технические сооружения, склады земледельческих и рыболовных орудий, образцовые фермы и лесничество, оружейные, седельные и пошивные мастерские, типографии и небольшие пароходы. Благодаря хорошей организации, честности обслуживающего персонала и общественного контроля, уральское войско имело постоянный доход, пополнявшийся также податями, торговыми пошлинами и платой за пользование землей. В распоряжении войскового хозяйственного правления всегда были необходимые средства для того, чтобы содержать в порядке мосты, казармы, оплачивать ученых агрономов, лесничих и рыбоводов, содержать публичную библиотеку, издавать свою газету, выдавать 57 стипендий для учащихся в высших учебных заведениях и заботиться о расширении местного просвещения. Таким образом, в каждом значительном казачьем поселении основывались начальные и церковно-приходские школы, в Уральске содержались войсковые: реальное училище, женская гимназия, ремесленная и музыкальная школы, больницы и доктора, все для казачьего населения безплатное. Это было достигнуто в первые десятилетия ХХ века, после тяжелого хозяйственного кризиса, который пережило войско в конце 19-го столетия. В то время уральские казаки несли разного рода повинности в размере, усиленном не только по сравнению с другими жителями Империи, но даже большие, чем у других казаков. Напряжение по мобилизации часто достигало 15% населения. Поэтому среди казачьих семейств появилось свыше 30% не ведущих самостоятельного хозяйства из-за недостатка средств на приобретение необходимого инвентаря. Кроме местной и полковой военной службы, постоянных походов в Туркестан и обслуживания тылов войск, уральские казаки должны были содержать казармы и помещения для проходящих полков и несли разные натуральные повинности, особенно подводную и постойную. В конце 19-го столетия им удалось преодолеть свой затяжной хозяйственный кризис, и войско стало обладать запасным капиталом.

 

По материалам: Казачий словарь
справочник: В 3-х т. / Сост.
Г.В. Губарев. Редактор-издатель
А.И. Скрылов. М., 1992.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник