АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Постриг в мантию (малую схиму)
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 17:
ПОСЛЕДОВАНИЕ «В ОДЕЯНИЕ
РЯСЫ И КАМИЛАВКИ»
§ 16
ПАЛИЙ
ИЛИ МАНТИЯ
НА МОНАХЕ
«Приемлет палий». Словом «палий», от латинского pallium – епанча, монахи не без причины называют верхнее свое одеяние. Издревле кто отрекался от служения идольского и переходил на сторону Христианства, тот слагал с себя одежду, достоинство и чин, приобретенные в язычестве, и вместо прежней одежды обыкновенно надевал на себя отличную от языческих тог длинную епанчу, известную под именем палия и означавшую презрение и смирение. Тертуллиан (в кн. о палии, гл. 5) говорит: «Отсюда происходит насмешка язычников над христианами: „Еx toga in pallium“, т. е. он из почетной одежды перешел в одежду презренную». С течением времени та одежда, которая некогда была общим украшением всех христиан, сохранилась в употреблении под тем же именем – палий – у одних монахов.
На греческом языке тот же палий именуется мантиею: и как мантия, так и палий имеют одно значение, т. е. они знаменуют ангельское служение или жительство. Святитель Герман говорит: «Отрешенным (т. е. неопоясанным) своим простертием мантия являет образ ангельских крыл, почему и называется ангельским образом». Святитель Симеон Солунский (в гл. 273) пишет: «Напоследок облекается в мантию, которая покрывает собою всего и все, что прежде возложено. При возложении ее иерей громогласнее говорит: „Брат наш прия великий и ангельский образ“ и проч., т. к. мантия есть одежда совершительная и объемлет и выражает всепокрывающую силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни, и что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы: свободна у него только голова, устремленная к Богу, глава всечестная, мудрствующая, божественная и к Богу стремящаяся. Но и та покрыта кукулем ради смиренномудрия и не имеет открытыми находящихся в ней чувствилищ». Подобное сему объяснение мантии находится у аввы Дорофея в том же первом поучении.
§ 17
САНДАЛИИ НА МОНАХЕ
«В сандалия». Под именем сандалий везде разумеют одни обвязки около ног, думая, что восточные монахи ходят босыми ногами; но они обуваются совершенно. Святитель Василий Великий в Первом Послании к святителю Григорию Богослову говорит: «Обувь да будет малоценная, но без недостатка нужду исполняющая». И в правилах монашеских (лист 293): «То же правило да будет и касательно сапог: т. е. обувь во всякое время должно выбирать простую и удобно приобретаемую (дешевую), достаточную только для удовлетворения потребностей и нужды». Но одни обвязки очевидно не могут удовлетворить всем нуждам ног.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 273) объясняет знамение монашеской обуви следующим образом: «Потом подает сандалии „в уготование“, говорит, „благовествования мира“, дабы не повредил он мысленных ног души, не был уязвлен мысленными змиями в пяту помыслов, но чтобы наступал на них и попирал льва и дракона, скрытых завистливых зверей злобы; чтобы неуклонно поспешал по пути евангельскому, как бы бежал горе, где он сподобится назначенной нам жизни небесной».
§ 18
МОНАХУ ДАЮТСЯ СВЕЧА,
ЕВАНГЕЛИЕ И КРЕСТ
«Свеча, святое Евангелие и крест» даются вместе постриженному монаху-священнику; а кто не имеет священнического сана, тот получает только крест и возжженную свечу. Святитель Симеон Солунский (в гл. 274) говорит: «Затем иерей берет у диакона священное Евангелие и со словами: „Рече Господь, аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе и да возмет крест свой и да последует Мне“, – дает новопостриженному, если он имеет священный сан, с Евангелием свечу и крест; а если не имеет этого сана, то подает крест. Он же, приняв, поклоняется и целует крест, показуя, что ему последовал и должен следовать. Также дает ему и свечу в знамение того просвещения, которое он принял, равно как и во свидетельство того, что он должен чисто жительствовать. Почему и произносит при сем слова Спасителя, восклицая: „Тако да просветится свет ваш пред человеки“».
§ 19
НОВОПОСТРИЖЕННЫЙ МОНАХ
ЧЕСТВУЕТСЯ ЦЕЛОВАНИЕМ
«И бывает целование». Святой Дионисий (стр. 144) изъясняет: «Но что и здесь (подобно как и при рукоположении) священник и все находящиеся при нем священные мужи целуют новопостриженного, – то отсюда можешь понять священное общение богоизбранных мужей, сорадующихся друг другу в божественном веселии». И святитель Симеон Солунский (в гл. 274) пишет: «В то же время целует его иерей в знак любви и единения с ним во Христе, являя вместе с ним и то целование Отца Небесного, когда Он обрел погибшего сына и совершил великое торжество; и, наконец, поставляет его близ себя, т. к. он находится теперь и близ Самого Бога. Братия же с отцом, имея в руках свечи в знамение светлой благодати Божией и ангельской радости, подходят по едину, целуют священное Евангелие и иерея, имеющего образ Христа, крест в руках новопостриженного и самого его, принявшего образ крестоносца, и поют с веселием: „Познаем, братие, таинства силу“».
ГЛАВА 18:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОГО АНГЕЛЬСКОГО ОБРАЗА
§ 1
МОНАШЕСКИЙ ЧИН
ЕСТЬ ЧИН АНГЕЛЬСКИЙ
«Великого и ангельского». Хотя житие ангельское принадлежит всем трем степеням монашества вообще, т. е. степени новоначальных, совершенных и тех, для которых установлено сие последование – настоящих великосхимников, и хотя всякий устав для всех этих степеней в обителях называется ангелоподражательным, – однако великосхимниками, или монахами великого ангельского образа, именуются собственно те, которые, проведши несколько лет в обители в чине малосхимников, остальное время жизни желают посвятить себя несмущаемому размышлению о вещах небесных, строжайшим пощениям, продолжительнейшим пред всеми прочими молитвам, уединению, молчанию, бдению, трудам, подвигам и изнурению, отказавшись от самых дозволительных пособий общественной жизни; – словом, те, которые, восприняв особенное и как бы святейшее прочих одеяние, совсем удалились уже от мира и поистине стяжали ангельскую жизнь.
Молитва схимницы
Главнейшие монашеские одежды, какие были у древних великих подвижников, кукуль и аналав, сделались собственною принадлежностию этого чина. И сами они строгостию жизни и подвигов стяжали себе такое уважение от всех, что монахи, остающиеся на второй степени, уступив им наименование ангельского образа, начали именовать себя только совершенными старцами и не более как учениками и подражателями этого высокого и великого образа.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Царь Рыцарь |
1. Интересовались ли Вы личностью и деяниями Императора Павла I Петровича?
2. Согласны ли Вы, что мифы о психическом расстройстве Императора Павла и его причастности к масонству внедрены врагами России?
3. Известны ли Вам наиболее значимые деяния и роль Царя Павла в нашей истории?
4. Знаете ли Вы, что до революции велась подготовка к прославлению Императора Павла I Петровича в лике святых?
|