ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НАШИ ДЕТИ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Русская душа столицы

 


 

 

Грядущий 2019 год ознаменован 220-летием со дня рождения гениального выразителя духовного облика Русского народа А. С. Пушкина. «Москва... как много в этом звуке для сердца Русского слилось!» – восклицал он. Но так ли это сегодня? Можно ли преодолеть бытующее негативное отношение к нашей столице как очагу корысти, разврата, жестокости, суеты, засилья чужеродного; открыть для себя и прочувствовать ее глубинно Русскую христианскую душу? Об этом мы беседуем с православной поэтессой, литературоведом и журналисткой, членом Союза писателей Инной Воскобойниковой (Вороновой).

 

– Инна, расскажите, пожалуйста, как так сложилось, что Вы проводите экскурсии по Москве и Подмосковью?

– Экскурсоводом я стала неожиданно для себя – подросли дочки и нужно было искать работу. Как я шутила, «засиделась с девками». Возможности пойти в большую журналистику практически не было – командировки, встречи, интервью отняли бы уйму времени от семьи. Другое дело – эссе, очерки, интервью, написанные по зову сердца... Но это случалось не так часто... Сидячая офисная работа мне точно бы не подошла – от рождения я очень неусидчива. А тут знакомый гид предложил попробовать себя в качестве экскурсовода по Москве. Дал два маленьких мячика – мол, можно устроить эстафету по дороге: две команды деток будут передавать мячик друг другу и потом возвратят мне, кто вернет первым – выиграл... Эстафета – неплохо, но чем же можно было еще заняться? В столице я ориентировалась неважно – муж смеялся, когда мне все семь высоток первопрестольной казались одинаковыми...

Сначала я стала гидом-«довозчиком» – с микрофоном (первое время от страха голос дрожал) довозила школьников до определенного московского музея, выдавая путевую информацию, а по большей части просто играя с детьми, выкупала билеты, сопровождала группу, наслаждаясь экскурсией.

С годами пришла экскурсоводческая храбрость, жажда узнавать новое, появились друзья – заядлые путешественники, которые, побывав на моей авторской программе по Красной площади, например, просят показать им другие грани матушки-Москвы... Так постепенно родились программы и для детей, и для взрослых по Китай-городу, Замоскворечью, Александровскому саду, Поклонной горе, Старому Арбату, пушкинским местам...

 

– Ваше восприятие Москвы – какое оно? Что для Вас столица?

– Мне вспоминаются слова Лермонтова:

 

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как Русский, – сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный…

 

В древности воевали за Москву, ведь это – средоточие духовных богатств, сокровищных святынь, вечных ценностей. Москва – нетленна, Москва – незыблема, она – отражение Града Небесного. И в советские времена шли на войну с верой: умрем, но Москву не сдадим; знали – нельзя иначе. Как написал наш выдающийся современный поэт Петр Алексеевич Синявский:

 

Есть своя родная земля

У ручья и у журавля.

И у нас с тобой есть она, –

И земля родная – одна.

 

Москва – это сердце, остальные города – артерии, которые наполняют  сердце жизнью. Без сердца не может существовать ни один организм.

У Москвы очень много имен: «барыня-боярыня», «гостеприимная», «словоохотливая», «Москва златоглавая», само собой – «Город-герой», «первопрестольная», «столица»… Слова-то какие святые! Поглядите, в иностранных языках, в частности, в английском, столица – capital, на французском – la capitale. Т. е. получается, что европейские столицы сконцентрировали в себе материальные богатства. А у нас столица – не «капиталица», у нас – «первопрестольная», потому что в Успенском соборе Московского Кремля был самый главный, первый престол в государстве, на котором служили Божественную Литургию. Москва – «столица», потому что стол здесь был накрыт для Царя Небесного…

Да, говорят, что Москва – это Вавилон, в котором все понамешано, и разные религии, народности, языки... Много здесь прекрасного, но много и скверны, и нечистоты… Но как нас терпит Господь, так и Москва-матушка все это терпит и как-то очищает себя. Люди, понятно, есть разные. Но вот встречаешься и смотришь – и на москвичей, и на приезжих, которые уже просветлены Москвой – какой-то особый отпечаток она накладывает. Недаром А. С. Грибоедов сказал: «От головы до пяток на всех московских есть особый отпечаток». Это правда. Очень люблю общаться с коренными москвичами. Еще Владимир Гиляровский отмечал, что речь их нетороплива, растягивают букву «а», говорят так, будто по животу себя поглаживают… Да, сегодня люди в Москве постоянно куда-то торопятся, бегут, ведь надо выживать, платить ипотеку, кормить детей… Забот у всех немало,  переживаний, скорбей... Но вот коренные москвичи, несмотря ни на что, – какие-то неторопливые, цельные, особенные... Их Москва наполнила необычайным духовным богатством, интеллектом... Такой была Татьяна Александровна Архипова, моя преподавательница Русского языка в Литературном институте им. Горького. Царствие ей Небесное! Красивая, образная Русская речь, внутреннее достоинство и любовь, безконечная любовь к людям и своему родному городу...

Некоторых, правда, Москва переламывает, кто-то уезжает, возвращается на свою малую родину, но иным она дает своеобразное свечение. Особенно хорошо здесь людям верующим. Потому что столько святынь – аж дух захватывает! И никуда больше ехать не нужно. Заходишь в Свято-Данилов монастырь – а там и святителя Николая Чудотворца мощи, и святителя Спиридона Тримифунтского, и, конечно, святого князя Даниила Московского. Не веришь своему счастью, что вот они, святые, встречают тебя как самая близкая родня. Захотел – поехал к преподобному Сергию Радонежскому в Троице-Сергиеву лавру, потом – к святому Савве Сторожевскому в Звенигород, к преподобному Иосифу Волоцкому в Волокаламск… Москва открывается верующим как нерушимая святыня, как дар Божий.

 


Инна во время экскурсий

 

– Знаю, что у Вас есть программа по пушкинской Москве. Расскажите, пожалуйста!

– Пушкинскую Москву я показываю, как правило, деткам начальных классов. Но когда со взрослыми проезжаем Немецкую слободу, где «солнце нашей литературы» увидел свет, все с удивлением узнают, что у Пушкина был добрый глаз – считалось, если он посмотрит на человека, то тот уже счастливчик. Недаром специально приводили пред очи поэта деток...

Вот с детьми и бываем на экскурсии сначала в Богоявленском Елоховском соборе, где Пушкина крестили. Случается, что попадаем во время Божественной Литургии, а службы там поистине царские, пышные, неторопливые, очень проникновенные. Тогда даже самые бойкие малыши замирают, а потом спрашивают в восторге: «А это все из золота?» Заинтересовываются судьбой святителя Алексия Московского, чудотворца, воспитателя святого князя Димитрия Донского, который не побоялся поехать в Орду, чтобы исцелить от слепоты жену хана Тайдулу. Мощи его находятся у иконостаса справа... Далее мы едем на Старый Арбат, к музею Пушкина, к двухэтажному старинному особняку, куда после Венчания в храме Большого Вознесения Александр Сергеевич привез свою красавицу-жену Наталью Гончарову. Он снимал эти хоромы, что считалось невиданной роскошью, ведь и в начале 19 столетия на Старом Арбате проживание тоже было очень дорогим. Скульптура молодой четы восторгает деток, бегут фотографироваться, щебечут...

А на днях она стала поводом для печали. Подбегает ко мне второклассница, в глазенках надежда теплится, дергает за рукав пальто и спрашивает: «Скажите, пожалуйста, а Наталья Гончарова тоже умерла, да?» Узнав правду, искренне расстроилась. Для деток не существует никаких временных рамок, они, чистые и наивные, все воспринимают буквально.
Пушкина дети любят – конечно, многое еще зависит от родителей и учителя, но обычно на весь автобус начинают громко и с чувством читать его выученные на уроках стихи, отрывки из сказок. В такие моменты душа поет!

 

– Замечательно! Наверное, эта воспитательная составляющая – одна из важнейших в Вашей работе?

– Да, детские души восприимчивы. И в храме даже самый шаловливый ребенок становится смирным, слушает экскурсию внимательно, с удивлением. Им интересно, например, как устроен иконостас. Я рассказываю, что это – многостраничная церковная книга, и можно прочитать эти страницы: местный ряд, самый нижний, с изображениями наших Русских святых; праздничный ряд; третий ряд – деисусный, где Господь сидит, а Матерь Божия, святой Иоанн Креститель, Архангелы Гавриил и Михаил, апостолы Петр и Павел – вроде бы стоят на месте, но на самом деле движутся ко Господу: воздухом своим, складками одежд, поворотом стоп, взглядами – всем они показывают, что Господь – Самый Главный. Дети проникаются. Я стараюсь донести, что если мы будем с Богом – никогда не потеряемся, не оступимся, не упадем в пропасть. А еще говорю, что каждый храм – это большой компас: по нему можно узнать, где какие части света находятся…

Как-то я возила в Троице-Сергиеву лавру подростков. Большинство были крещены, но не воцерковлены, кто-то в храме лишь второй раз в жизни. И вот, заходим в Свято-Троицкий собор, небольшая очередь… И мальчишки у меня спрашивают: «А как же мы будем прикладываться к мертвому человеку?» Я объясняю, что преподобный Сергий – живой, что он объединял наших князей, а святому князю Димитрию Донскому помог победить в Куликовской битве, что из гнезда «игумена всея Руси» его ученики разлетелись по всей России, основали монастыри… Один мальчик не мог выговорить «преподобный Сергий Радонежский» и спросил: «А можно я к нему обращусь по-простому: „Отец Сергей“?» Я ответила: «Конечно, можно, – он обязательно тебя услышит». И вот, этот мальчик, приложившись к мощам, отошел в сторону и говорит своим одноклассникам: «Парни, не могу поверить, со мной такое впервые: у меня – слезы».

Окончание см. на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник