ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

КОРАБЛИ-ГЕРОИ ВОВ

 

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашего народа, страны и армии, и огромную роль в достижении победы над врагом сыграл Военно-морской флот Родины, наследник вековых традиций и побед Российского флота. Наши корабли и подлодки наносили удары по базам и береговым коммуникациям противника, громили вражеский боевой флот и конвои, срывая транспортные перевозки врага, защищали свои морские пути. Наши моряки сражались с крайним напряжением сил не только на море, но и на суше – высаживали и обезпечивали десанты, вели береговую минную войну, обороняли города и базы на побережье, поддерживали артиллерией с моря сухопутные операции наших войск, а морская пехота стала одной из легенд ВОВ.

Советский военно-морской флот сокрушил морскую мощь врага, проявив в боях с немецкими захватчиками вековые Русские качества – отвагу, мужество и высокое боевое мастерство, разя врага не числом, а умением.

Предлагаем вниманию читателей публикацию о героических суднах-участниках ВОВ.

 

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ЛЕМБИТ»

 


«Лембит»

 

«Безсмертной субмариной» называли в годы Великой Отечественной войны моряки Краснознаменного Балтийского флота подводную лодку «Лембит». Семь боевых походов успешно совершил героический экипаж лодки на Балтике, уничтожив свыше 20 кораблей противника, в том числе и подводную лодку «U-479», протараненную нашей подлодкой.

В августе 1941 года в районе острова Борнхольм, на путях движения вражеских судов, «Лембит» под командованием старшего лейтенанта А. М. Матиясевича выставила пять минных заграждений, на которых подорвались и затонули вражеские суда – транспорт водоизмещением 5800 т, железнодорожный паром (2459 т) и фашистское учебное судно «Дойчланд» (10 тыс. т). Это были первые боевые успехи экипажа.

Особое мужество и мастерство наши подводники проявили в бою 11 сентября 1942 года. Около полудня подводная лодка атаковала конвой из восьми транспортов, шедших под охраной четырех сторожевых кораблей и нескольких катеров. Двумя торпедными залпами были потоплены два транспорта противника, но командир решил продолжить атаку. Однако во время подводного маневра лодка была повреждена взрывом глубинной бомбы. «Лембит» содрогнулась от сильного внутреннего взрыва, на лодке начался пожар. Отсеки наполнились едким газом и удушливым дымом. В трюм стала поступать забортная вода. Вышли из строя многие приборы и механизмы, погас свет. Подводная лодка, лишившись хода, стремительно погружалась и на глубине 36 м легла на грунт. Многие моряки были ранены и обожжены, командир – контужен.

Несмотря на тяжелое положение, подводный корабль выжил. Вскоре пожар был ликвидирован, пробоина в корпусе заделана, электрики дали свет. Постепенно мотористы, трюмные и электрики вводили в строй поврежденные механизмы. Мужество проявляли все. Например, радист Галиенко, несмотря на тяжелое ранение, смог починить поврежденную рацию. Из Кронштадта было принято сообщение, что гитлеровцы выявили часть лодочных фарватеров и заминировали их. Возвращаясь в базу, лодка благополучно их миновала...

За боевые успехи подводное судно «Лембит» было награждено орденом Красного Знамени. 

 

КОРАБЛЬ «СМЕРЧ»

 

Сторожевой корабль Северного флота «Смерч» прошел славный боевой путь. 20 июля 1941 года, оказывая артиллерийскую поддержку нашим подводным лодкам, он подвергся налету 20 вражеских самолетов. Несмотря на потери в личном составе и многочисленные пробоины в корабле, экипаж выполнил задание и вернулся на свою базу. Командир корабля старший лейтенант Н. И. Богданов в числе первых на Северном флоте был награжден орденом Красного Знамени.

В декабре 1942 года «Смерч» был обстрелян вражеской авиацией и от прямого попадания авиабомбы затонул. Но с окончанием полярной ночи, 28 апреля 1943 года, судно подняли, восстановили и вернули в строй. За годы войны на счету «Смерча» – 12 боевых походов, 3 сбитых самолета противника, 3 уничтоженных батареи.

 

МОРЯКИ-АРТИЛЛЕРИСТЫ

 

18 июля 1941 года эскадренный миноносец «Стерегущий» под командованием капитан-лейтенанта Е. П. Збрицкого обнаружил в Рижском заливе крупный караван противника: более 20 транспортов с техникой и войсками шли под охраной конвойных кораблей. Командир «Стерегущего» принял решение атаковать. Четыре 130-мм пушки открыли огонь по фашистским кораблям. Артиллерийский огонь «Стерегущего» был точным и эффективным. Вражеские транспорты один за другим выходили из строя – вот задымил и погрузился в воду один, потерял ход другой... За 30 минут эсминец потопил 5 кораблей. Опомнившись после внезапного нападения, 4 вражеских торпедных катера атаковали «Стерегущий», и артиллеристы эсминца перенесли огонь на них. Уже третьим залпом два катера были уничтожены. Остальные, прикрывшись дымовой завесой, отошли к конвою. «Стерегущий» без потерь вернулся в свою базу.

130-мм палубные пушки были установлены в годы Великой Отечественной войны на многих эскадренных миноносцах. Большой урон нанесли эти пушки противнику. В июле 1941 года в Рижском заливе эсминец «Смелый» отправил на дно два фашистских торпедных катера. Гвардейский эсминец Черноморского флота «Сообразительный» подавил и уничтожил свыше 10 артиллерийских батарей и до 30 танков врага. Краснознаменный эскадренный миноносец «Бойкий» уничтожил 9 артбатарей, аэродром и до полка пехоты противника. Гвардейский эсминец Северного флота «Гремящий» потопил фашистскую подводную лодку и двум нанес тяжелые повреждения.

130-мм орудия широко применялись также в береговой обороне. Они вели борьбу с морскими десантами фашистов, противодействовали вражеским морским перевозкам. Поддерживали огнем наши сухопутные войска.

При обороне острова Эзель в сентябре 1941 года отличилась 43-я батарея капитана Букоткина. Крупный вражеский десант на 8 транспортных и мелких судах, охраняемый 4 миноносцами и 3 сторожевыми кораблями, подошел к полуострову Кюбассар и после артиллерийской подготовки попытался высадиться в бухте Кейгусте. Шлюпки и катера устремились к берегу. 43-я батарея открыла огонь. Враг вызвал на помощь авиацию. Десятки бомбардировщиков пикировали на наши огневые позиции, но батарея жила и вела огонь. Попытка врага высадить десант в тылу батареи тоже не удалась. Весь день воины 43-й береговой батареи вели неравный бой, и победа осталась за ними. Артиллеристы потопили 4 транспорта, 20 катеров и шлюпок с десантниками, повредили миноносец, уничтожив до 4000 гитлеровцев.

Уже в первый день войны артиллеристы 221-й береговой батареи Северного флота пустили на дно фашистский тральщик, открыв счет победам североморцев. Спустя год на их боевом счету было уже 11 уничтоженных кораблей и транспортов противника. Гитлеровское командование неоднократно пыталось бомбардировкой с воздуха и артиллерийским обстрелом заставить замолчать 221-ю, но безуспешно.

За годы войны артиллерия береговой обороны нанесла значительный урон военно-морскому и торговому флотам фашистской Германии. Было потоплено 27 транспортов и 43 боевых корабля. Береговые батареи отлично действовали в боях на всех приморских направлениях.

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

Продолжение следует

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1). 

 

ЧЕРКАССКИЙ ГОРОД – Вскоре Черкасский город вырос в крупный центр международной торговли; его рынок с «Греческими рядами» стал привлекать купцов из стран Балканского полуострова, с Кавказа, из Ирана, Киева и Москвы. С юга и востока на казачий рынок шли шелковые и парчевые ткани, персидские и индийские шали, ковры, драгоценные камни, перламутровые, жемчужные и коралловые ожерелья, клинки для шашек и кинжалов, луки, металлические украшения для поясов и конской сбруи, арабские и карабахские скакуны; Венеция доставляла стволы для пищалей и пистолетов, Греки – оливковое масло, вина, южные фрукты и восточные сладости; Киев присылал на Дон церковную утварь и облачения, хлеб, крупу, посуду, а Москва – деревянные и железные хозяйственные принадлежности, канаты, шнуры, нитки и дешевые ткани. Казаки, в свою очередь, предлагали меха, продукты скотоводства и рыболовства, предметы из боевой добычи...

В Черкасском городе помещался войсковой атаман, все государственные учреждения республики и Главная Войска, очередные кадры бойцов, готовых к обороне края. Здесь же принимались послы иностранных государств, назначались и высылались свои дипломатические представительства к соседям. На широком майдане высился величественный собор, возле которого собирались Вальные и Войсковые круги для решения очередных дел: выбора должностных лиц, суда по особо важным преступлениям, рассмотрения вопросов о войне и мире, распределения станичных земельных юртов и т. п.

 

По материалам: Казачий словарь
справочник: В 3-х т. / Сост.
Г.В. Губарев. Редактор-издатель
А.И. Скрылов. М., 1992.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник