ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БИСЕР ДУХОВНЫЙ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Война и Библия

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 11 (179)

 

Книга святителя Николая Сербского «Война и Библия» была написана в 1932 году, когда человечество еще переживало трагические последствия Первой мировой войны и уже готовилось к следующей – Второй мировой. Для современного мира, где не утихают локальные военные конфликты, работа не утратила актуальности. И сейчас уже идет новая важнейшая глобальная брань – война духовная, идеологическая. Она гораздо страшнее физической, ибо Господь заповедовал бояться убивающих не тело, но душу (см.: Мф. 10, 28). Все высказанные святителем положения и выводы вполне применимы и к этому – главному для нас – противостоянию.

 

СОЮЗ СО ЗЛЫМ ПРИНОСИТ ЗЛО

 

Как в этом отношении помрачен разум многих западных властителей! Без какого-либо морального или духовного сдерживающего начала они в момент опасности готовы связаться с самим диаволом, лишь бы только победить. Они не обращают внимания ни на духовные, ни на моральные качества народа, с которым хотят заключить союз, а только на его т. н. материальную мощь, т. е. на количество солдат, штыков, на военный материал, производство и денежные средства. Совершенно забывая наличие решающей воли Творца, они просто-напросто превратили войну в кровавую лотерею и взаимный обман.

Бонапарт, воюя на Востоке, готов был перейти в ислам, лишь бы только победить. В начале XIX века Австрия содействовала освобождению балканских христиан от турок, а в конце столетия старалась заключить союз с Турцией против тех же христиан. Наконец, в Мировую войну она осуществила этот союз и вместе с Турцией была побеждена. Вспомним, как во время войны союзники сначала угождали Турции, чтобы привлечь ее на свою сторону, а потом ругали ее и приговаривали к смерти. А сразу после войны некоторые из них стали добиваться дружеских отношений с Турцией, строя козни один против другого, тайно помогая туркам против греков, пока наконец не вызвали ужасную резню в Анатолии, после чего последовало изгнание всех греков из этого края. Достаточно вспомнить лишь судьбу Армении – этого камня преткновения как для турецких сабель, так и для христианской совести, – чтобы оценить, насколько, с точки зрения морали и истины, омрачен разум западных властителей. Кто из них, например, подумал, что союз со злым приносит зло? Поистине к ним можно применить пророческие слова, столько раз исполнявшиеся в истории человечества: Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем (Ин. 12, 40).

А что союз со злым приносит зло, покажут нам следующие два-три примера из Библии.

Аса, Царь иудейский, делавший в иных случаях угодное в очах Господа, которому Господь даровал блестящую победу над ефиоплянами, согрешил только в одном. Он взял сокровища из храма Божиего и подкупил ими сирийского Царя Венадаца, из Дамаска, чтобы он расторгнул свой союз с израильским Царем и стал союзником Асы. Сирийский Царь взял сокровища и сделал больше, чем требовалось от него, а именно: он не только уничтожил союз с израильским Царем, но внезапно напал на него и отнял несколько городов. Все это не принесло Асе никакой пользы. Сокровища, взятые из храма, были растрачены напрасно. Тогда пришел к Асе прозорливец Ананий и стал укорять его следующими словами: Так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою (2 Пар. 16, 7–8). Укорив так Царя Асу, пророк добавил еще следующие значительные слова: Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему (Там же, 9). И потом предсказал Царю: За то отныне будут у тебя войны (Там же). Так и было…

Другой пример: иудейский Царь Охозия делал неугодное пред очами Господними, главным образом по вине своей недоброй матери, Гофалии. Среди остального зла, сделанного им, было еще и заключение союза с нечестивым и беззаконным Иорамом, сыном Ахава. Они выступили против Азаила, сирийского Царя, для завоевания Рамофа Галаадского. Союзники проиграли войну, Иорам был тяжело ранен и с трудом перенесен в свою столицу Изреель. Охозия, возвращаясь из похода, решил посетить в Изрееле раненого союзника. И от Бога было это на погибель Охозии, что он пришел к Иораму (2 Пар. 22, 7). Как раз в эти дни против Иорама восстал воевода Ииуй и убил его, а сам воцарился на его месте. Охозия бежал и скрывался в Самарии. Но его поймали и привели к Ииую и умертвили.

Все эти примеры ясно показывают, насколько зависит исход войны от моральных достоинств союзников. Сербы это хорошо знали и руководствовались этим в течение всей истории. Эта истина и теперь еще жива в сознании балканских народов. Королевич Марко был, по преданию, союзником турок в их войне с румынами. Марко говорил: пусть я первый погибну, только бы победили христиане! Так и было: христиане победили, а Марко погиб.

Из приведенных примеров следуют ясные выводы, что:

1) беззаконный и дурной народ навлекает беду и на себя, и на своих добрых союзников;

2) на войне с народами происходит то же, что и с отдельными людьми в мирное время, т. е. сообщничество со злым приносит всем сообщникам зло;

3) праведный Бог всегда и везде является самым верным Союзником идущих за Ним и молящихся Ему;

4) никакая военная сила, на которую рассчитывают безбожные и жадные люди, ни к чему не служит и никак не может помочь.

 

ОРУЖИЕ НЕ ПОМОГАЕТ

 

Как количество солдат... не имеет решающего значения, так не имеет его и оружие. Без Божией силы и помощи люди на войне безсильны. А Божия сила и помощь даруются праведникам, а не безбожным и нестоящим людям. Ксеркс напал на Элладу с 2 000 000 солдат и принужден был бежать пред несравненно меньшим войском греков. Наполеон вошел в Москву с большой и хорошо вооруженной армией, а из Москвы бежал один, окольными путями, чтобы спасти свою жизнь. Турки всегда были лучше вооружены, чем сербские крестьяне во время восстания, но оружие им не помогло. Черешневая пушка оказалась действительнее стальной, потому что за ней стояла сила Божия. На Сливнице в 1885 году сербы были лучше вооружены, чем болгары, но все же победили болгары. А если вспомним вековую борьбу черногорцев с турками, то можно было бы поставить такой вопрос: были ли черногорцы хотя в одной войне лучше вооружены, чем турки? Кроме того, вспомним немцев в прошлой Мировой войне. Не были ли немцы лучше вооружены и более готовы к войне, чем остальной мир? И все же это не могло их спасти от поражения.

Святое Божие Откровение учит нас ясно, что само по себе оружие на войне не помогает. Что же тогда помогает? Помогает абсолютно только Божия сила. Бог же помогает верующим, чистым и праведным одолеть неверующих, нечистых и неправедных. Чтобы помогать одним против других, Бог не употребляет всей полноты Своей силы, которою бы Он мог в одно мгновение уничтожить все миры, и средства Его часто бывают в глазах людей совсем ничтожными, до смешного незначительными.

Например.

Перед смертью Иисус Навин перечислил еврейскому народу все великие дела Господа, сделанные Им народу, после того как вывел его из Египта. Иисус был свидетелем всех чудесных дел Господних, так как он умер в 110 лет. Между прочим он вспомнил войну, во время которой Господь послал перед Израилем шершней и таким образом прогнал его врагов.

Я послал перед вами шершней, которые прогнали их от вас, двух царей Аморрейских; не мечом твоим и не луком твоим сделано это (Нав. 24, 12; ср.: Исх. 23, 28). Следовательно, исход войны против двух царей не зависел ни от количества солдат, ни от оружия, а от… шершней, т. е. от третьего фактора, посланного Третьим, Решающим, Всевидящим. Во время судьи Самуила филистимляне напали на израильскую землю. Самуил велел народу поститься и молиться Богу. Народ его послушался. Что же произошло? Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем (1 Цар. 7, 10). Здесь тоже не имело решающего значения ни количество солдат, ни оружие, а нечто третье, неожиданное, посланное Третьим, Решающим, Всевидящим…

Итак... не помогает оружие там, где Бог не помогает. А где помогает Бог, там и в пастушеской праще может таиться победа.

Однажды, когда Царь Венадад из Дамаска воевал с Израилем, пророк Елисей ободрял израильского Царя, предсказывая Венададу гибель. Так и сбылось, как предсказал пророк, но не от людей была гибель Венадада, а от Бога. Темной ночью Господь сделал то, что стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого. И сказали они друг другу: верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас. Так объяснив себе этот стук и шум, сирийцы встали и побежали в сумерки, и оставили шатры свои, и коней своих, и ослов своих, весь стан, как он был, и побежали, спасая себя (4 Цар. 7, 6–7).

Следовательно, где Бог не помогает, не помогут ни численность войска, ни вооружение. В книгах Маккавеев описаны многочисленные войны иудеев с Царями Антиохом и Птоломеем. Во всех этих войнах царские войска были лучше вооружены и имели большее количество солдат. Кроме того, при войсках находились часто и слоны с деревянными башнями на спинах, с солдатами, метавшими в иудеев стрелы. В те времена слоны с такими башнями были не менее опасны, чем современные нам танки. Но все это не помогло своевольным и безбожным Царям в их борьбе с маленьким народом, душа которого была вдохновлена Самим Живым Богом. С воплями и слезами призывали иудеи Бога помочь им в минуты опасности. В царских войсках начиналось смятение, и они обращались в бегство. То же самое происходило иногда и без видимой причины…

В царствование Иосафата, во время его войны с моавитянами, было видение… Воюющие войска стояли друг против друга на холмах, между которыми простиралась долина. Погода была ясная, и дождя давно не было. Однажды утром взглянули моавитяне на долину и увидели, что она вся красная, точно от крови. Тогда, думая, что враги их ночью перерезали друг друга, моавитяне бросились вперед, но попали в скрытую западню и были разбиты (см.: 4 Цар. 3, 22–24).

Вот какие иногда малые и незначительные вещи служат средствами в войне Бога Саваофа за тех, кто трепещет перед Ним и поклоняется Ему, и против тех, кто надеется не на Него – Всемогущего, а на своих солдат, свое оружие и своих союзников.

Из этих примеров ясны следующие выводы:

1) тот, кто в гордости своей, забыв Господа, надеется на оружие свое, тот постыдно терпит поражение и гибнет;

2) тот, кто в смирении сердца своего не надеется на оружие, а покаянно взывает о помощи к Богу, тот со славой побеждает;

3) Бог помогает смиренным и верующим против гордых и неверующих;

4) часто Бог употребляет, на человеческий взгляд, незначительные средства, чтобы поразить гордых и неверующих.

 

Продолжение следует

 

     Дорогие отцы, братья и сестры! Газета "Православный Крест" – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика "ПК" – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются "новизной" технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

     «Православный Крест» – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях. По вопросам оказания помощи звоните, пожалуйста, по тел.: 89153536998.     

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник