ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ВИЗАНТИЙСКИЙ ИДЕАЛ – НАШ МАЯК

 


Отец Владимир

 

Наш собеседник – протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии. Многим православным он известен как автор публикаций в православных СМИ, глубоко эрудированный в самых разнообразных вопросах. В 2017 году отец Владимир защитил докторскую диссертацию «Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии», поэтому мы решили поговорить с ним о Византии – что же связывает нас с этой отдаленной веками державой и может ли Россия сегодня возродиться в качестве третьего Рима.

 

– Отец Владимир, значительное место в сфере Ваших научных интересов занимает тематика Византии – ее истории, богословия, культуры, ментальности… Расскажите, пожалуйста, как и почему Вы обратились к византийскому наследию и в чем видите его актуальность для современного человека?

– Мое обращение к Византии произошло, во-первых, через Церковь, церковную жизнь, изучение святоотеческого наследия и понимание того, что Святые Отцы жили в известной среде, которой была христианская Империя. А вторым ключом послужили занятия классической филологией, античностью, а также знакомство с книгами Сергея Сергеевича Аверинцева, в частности, с его «Поэтикой ранневизантийской литературы». Понимание того, что существовала великая культура, которую замалчивают, но которая, тем не менее, является фундаментом и нашей Русской культуры, и отчасти европейской христианской культуры, хотя на Западе об этом предпочитают помалкивать, особенно сегодня.

А что для этой культуры было характерно? Во-первых, идея государственного единства, во-вторых – идея правления как служения Богу, связь власти с духовной жизнью, понимание власти как смирения. Образ Царя, который омывает ноги двенадцати нищим в Великий четверг, и который, как крестьянин, проводит первую борозду во время пахоты. Образ Царя, с одной стороны, превознесенного над людьми, а с другой – носящего мешочек с прахом в напоминание о бренности земного бытия. Это государство, которое долго и эффективно боролось с коррупцией, и Императоры, которые могли ставить на место зарвавшуюся знать и чиновничество. Это организация общества, направленная на служение Богу и ближнему. Представление о себе как о верном народе, народе Божием. Это общинность, проникавшая во все сферы жизни. Это совершенные по тому времени ремесла и технологии, потрясающие по своей красоте искусства. Великолепная архитектура, которая легла в основу Русской архитектуры, и то же следует сказать и о живописи. Это удивительно глубокая и тонкая литература, которая удержала все самое лучшее, что было в Античности, и в то же время «вычистила» известную грязь античного мира. Это глубокая философия, фундаментом которой является непревзойденное богословие – точное, отточенное учение о Боге, о человеке, о спасении человека. Это красота, которую увидели послы князя Владимира в Софии, – та совершенная красота, которая, по слову Федора Михайловича Достоевского, спасет мир. Вот чем для меня была и есть Византия.

А что касается актуальности для современного человека, здесь можно отметить следующее. Во-первых, единство – единство образа жизни, мышления, государства. «Един Бог, един Государь, едина Империя». Нераздельность выбора и служения, нераздельность богословия и искусства, нераздельность философии и жизни – в отличие от современной «шизофрении», когда мы говорим одно, думаем другое, а делаем третье. Убежденность в абсолютности истины – в противоположность современному релятивизму, который губит все представления об истине и красоте. То, что истина является абсолютной и личностной: Познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). Соединение Божественного и человеческого, земного и Небесного. Представление об освещении материи, святости человеческого тела. Ведь современный человек страдает от того, что он разъединяет духовное и телесное. «У меня Бог в душе», – говорит он, и делает со своим телом все что угодно: сквернит, позорит, уродует его. А потом он очень удивляется, когда на него обрушиваются беды, не понимает, почему он становится несчастным, испытывает скорби и страдания, и говорит: «Бога нет». Но на самом деле его нет для Бога. Человек вычеркивает Бога из своей жизни и превращается в безбожника и пустышку, духовного мертвеца. Кроме того, современный мир стремится к примитиву и уродству, к равенству всех в бездарности и безобразии. А византинизм – это цветущая сложность, стремящаяся к красоте и истине. Это примат идейного над материальным, примат государственного служения.

Вот что такое византинизм. И когда это было попрано, тогда Византия и погибла.

И это, думаю, актуально для современного человека и прежде всего человека Русского.

 

– Скажите, пожалуйста, несколько слов об исследованиях Византии. Как и почему менялось ее восприятие во всем мире и, в частности, что представляла собой т. н. отечественная школа византинистики, в каком состоянии она пребывает сегодня?

– На Западе после Четвертого Крестового похода отношение к Византии характеризовалось смешением ненависти и презрения. Такое же отношение сохранялось в эпоху Нового времени, когда появилась работа Гиббона, где он говорит об упадке Рима, а Византию считает регенерирующей формой Рима. Однако в течение XIX века ведутся фундаментальные исследования в области византинистики, она оформляется как наука, и мы сталкиваемся с другими, уже более серьезными, взвешенными оценками. В особенности это касается работ первой половины ХХ века, и, конечно же, огромное значение имели труды Русских византинистов, таких, как В. Г. Васильевский, А. А. Васильев, Ф. И. Успенский, которые показали огромный культурный вклад Византии в жизнь Европы и славянских стран. Русская византинистика дала замечательных ученых: В. Н. Бенешевич, В. В. Болотов, А. И. Бриллиантов, Н. П. Кондаков… Все это оборвалось революцией 1917 года, но не было истреблено до конца. В эмиграции Русские богословы и византинисты продолжили свою работу. Но и в Советской России византинистика не была уничтожена и возродилась благодаря трудам таких ученых, как М. В. Левченко, М. Я. Сюзюмов и их учеников. К 1991 году советская византинистика стала одной из ведущих в мире.

 


«Святая равноапостольная княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии.
Константинополь». Худ. И. МАШКОВ, 2001 год

 

К сожалению, из-за перестройки, глобалистического кризиса, общего упадка образования, особенно гуманитарного, и целенаправленных ударов массовой культуры по высокой культуре и серьезной науке византиноведение пребывает в тяжелом положении. Но тем не менее остается весьма уважаемым научным направлением, которое теснейшим образом связано и с нашей духовной жизнью.

 

– Для наших читателей тема Византии совсем новая – ранее она практически не затрагивалась на страницах «ПК». Расскажите, пожалуйста, хотя бы вкратце, что такое Византийская Империя, когда она появилась, как сложилась ее судьба, чем она примечательна.

– Само слово «Византия» – это обманка. Речь идет о Восточной Римской Империи. Как государство, отдельное от Западной Римской Империи, она возникает в 395 году. Но существовала и Византия до Византии – это связано, во-первых, с бытием Церкви, а во-вторых – с возникновением Константинополя как исключительно христианского города. Но кроме того была и Византия после Византии – это жизнь Константинопольского Патриархата и православных христиан под властью турок. Тем не менее, официальные хронологические границы Византии – 395–1453 годы, время существования Восточной Римской Империи. Византийцы и называли себя ромеями, т. е. римлянами. До Х века официальным языком Империи был латинский. И как раз сохранение римского и в целом античного наследия прослеживается во всей судьбе Византийской Империи.

 

 

Чем эта Империя примечательна? Прежде всего, тем, что в ней хранилось христианство в его чистейшей форме, или православное христианство. В ней прошли пять Вселенских Соборов: Третий (Эфес, 431 г.), Четвертый (Халкидон, 451 г.), Пятый (Константинополь, 553 г.), Шестой (Константинополь, 681), Седьмой (Никея, 787 г.). Это Империя, в которой правоверие ставилось выше всего и где шла борьба за правую веру. Императоры в основном стремились быть хранителями Православия. Конечно, возникали и Императорские ереси, такие как монофелитство (учение об одной воле во Христе), иконоборчество. Однако именно Императоры созывали Вселенские Соборы, председательствовали на них и потом проводили их решения в жизнь. Императоры созидали величественные церкви, такие как Софийский собор, построенный Императором Юстинианом Великим. Он же перестроил церковь святой Ирины, церковь Сергия и Вакха, при нем построены знаменитые равеннские базилики Сан Витале, Сан Аполлинаре Нуово. Именно благодаря церковным мастерам из Константинополя у нас были воздвигнуты Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Императоры созидали монастыри, которые существуют до сих пор. Так, благодаря Императору Юстиниану был построен знаменитый монастырь святой Екатерины; благодаря Никифору Фоке, монаху на престоле, – Великая Лавра на Афоне. И другие восточно-римские Императоры также создают на Святой Горе замечательные монастыри. Именно благодаря совокупному действию Императоров и Церкви возникает то великолепное церковное искусство, плодами которого мы пользуемся до сих пор. Благодаря Святой Софии, Имперскому храму, ее богослужению, во многом созидается наше богослужение, в том числе и структурируется Божественная Литургия. В частности, например, Великий вход теснейшим образом связан с Императорским церемониалом.

В военно-территориальном отношении Восточная Римская, Византийская Империя была щитом между Западом и Востоком. В течение многих столетий она сдерживала удары гуннов, славян, персов, арабов, печенегов, половцев, турок, турок-сельджуков. Не выдержала лишь натиска турок-османов. Следует отметить, что территория Империи то расширялась, то сокращалась. В частности, при Императоре Юстиниане в VI веке Восточная Римская Империя отвоевывает Северную Африку, Италию и часть Испании. Затем в результате Арабских нашествий она лишается Северной Африки с Египтом, Сирии, Палестины, Армении. Однако во второй половине Х века она вновь отвоевывает Северную Сирию, Кипр, Крит, Армению и Грузию, а также утерянную Болгарию. После натиска турок-сельджуков она теряет Малую Азию, но в конце XI – начале XII века вновь отвоевывает ее значительную часть.

 

Окончание см. на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник