ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
МИФЫ И ФАКТЫ УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СТРАННИК ОДУХОТВОРЕННЫЙ

 


Григорий Ефимович с почитательницами в с. Покровском, 1914 год

 

 

Продолжение. Начало см. в № 7 (223)

 

Мы завершаем публикацию обширной апологетической беседы к 150-летию со дня рождения Григория Ефимовича Распутина-Нового. На наши вопросы отвечает православный историк, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Дмитрий Игоревич Стогов.

 

– У людей, пытающихся объективно разобраться в этой теме, возникают конкретные недоумения. Адресую Вам наиболее распространенные:

…4) насколько правдивы результаты наружного наблюдения, фиксировавшиеся петербургской полицией?

5) зачем Григорий Ефимович пошел в дом Феликса Юсупова?

6) как нужно смотреть на написанные в эмиграции воспоминания его дочери Матрены?

– 4) Дневники наружного наблюдения за Г. Е. Распутиным, ведшиеся с 1912 года, хранятся в фондах Государственного архива Российской Федерации и представляют собой разрозненные, зачастую фрагментарные материалы, донесения агентов, справки, документы и проч. Люди, с которыми общался Григорий Ефимович, в полицейских сводках поименованы кличками (например, М. А. Сазонова названа «Вороной», З. Л. Манчтет – «Голубкой», Ю. А. Ден – «Галкой»). Постепенно в агентурных донесениях появляются упоминания проституток. При этом, как установил О. А. Платонов, если сами агенты в своих донесениях делали лишь предположения, что та или иная «барынька» является женщиной легкого поведения, то начальники агентов, судя по всему, желая угодить вышестоящему начальству, переписывая эти донесения, опускали слова «по-видимому», «вероятно» и т. п.

Есть в донесениях и такая информация, которая при всем желании никак не может быть интерпретирована против Распутина. Так, в одном из них написано, что Григорий Ефимович «на Невском пр. сел в трамвай, доехал до Разъезжей улицы, вышел и тут же встретил какую-то женщину, по-видимому, проститутку, с которой дошел до Коломенской улицы – расстался и бегом вернулся домой». Комментируя подобного рода информацию, О. А. Платонов отмечает, что «если почти все лица, с которыми встречался Распутин, указаны по фамилиям, на всех через полицию наводятся справки, то ни одного конкретного имени проститутки в донесениях не приводится». Хотя установить личности этих особ было вполне возможно – нужно было «только ее подождать и потребовать документы или задержать до выяснения личности». По словам писателя, «несмотря на огромное желание некоторых вышестоящих лиц „застукать“ Распутина с проституткой, по материалам наружного наблюдения видно, что это не удалось. Нет ни одного имени проститутки, нет ни одного протокола, составленного по этому случаю». Существуют только необоснованные домыслы. О. А. Платонов также отмечает, что один из непосредственных начальников агентов умолчал факт, упомянутый в донесении – о том, что дом, возле которого Распутин встречался с женщиной, являлся гостиницей.

Нередки и ошибки самих агентов (ими, кстати говоря, были, как правило, полуграмотные люди, например, некие извозчики – Поляков, Гусев, Ларионов). Так, поначалу две женщины, С. А. Каравья и М. Н. Маймескуль, считались проститутками. Но позже выяснилось, что это почитательницы Распутина, которые регулярно ходили к нему в гости, причем практически всегда вместе. Иногда их навещал и сам Григорий Ефимович, причем всегда тоже обеих вместе. Безосновательно была объявлена проституткой аферистка В. И. Трегубова, которая разыгрывала из себя поклонницу старца, вошла к нему в доверие, предлагала помогать в благотворительной деятельности, однако была обличена Григорием Ефимовичем в январе 1916 года и более с ним не встречалась (см.: Платонов О. А. Жизнь за Царя. М., 1996. С. 144–145).

Упоминания о проститутках, услугами которых якобы пользовался Г. Е. Распутин, использовались также для формирования негативного мнения о старце. С подачи В. Ф. Джунковского подобного рода сведения попадали в периодическую печать и затем широко распространялись в народе.

5) Ф. Ф. Юсупов-младший познакомился с Г. Е. Распутиным еще около 1911 года у его поклонницы Марии Евгеньевны Головиной, встречался с ним дважды. В ноябре 1916 года, когда уже был разработан план убийства, Юсупов, добиваясь встречи с Распутиным, приехал к Головиным. Феликс рассказал историю о том, что якобы нуждается в лечении и в помощи старца, и затем примерно в конце ноября – начале декабря побывал у него вместе с М. Е. Головиной. Как стало впоследствии известно из показаний родных и прислуги Григория Ефимовича, около полуночи 17 декабря 1916 года к нему в дом на Гороховой улице приехал князь Ф. Ф. Юсупов, и затем оба они отбыли. К тому же сам Распутин ранее упоминал о том, что поедет к Юсупову в гости. Когда он выходил из своего дома, то был одет в голубую рубашку и шубу. По наиболее распространенной версии, Феликс обещал познакомить его со своей супругой Ириной, которой на самом деле в Юсуповском дворце и вообще в Петрограде на тот момент не было.

Сам Г. Е. Распутин, несомненно, предчувствовал свою мученическую кончину – об этом имеются мемуарные свидетельства. В частности, М. Е. Бульмеринг в воспоминаниях пишет: «За две-три недели до этого убийства одна хорошая знакомая мне рассказывала, что она видела Распутина на вечере в большом аристократическом доме, и он сказал между прочим в разговоре с гостями: „Вот и меня, верно, убьют, тогда, коль это случится, пропала матушка Россия и Царю с Царицей несдобровать!“ Врагов было у него много, он это знал, и его не раз били, и было два-три покушения. Предсказание его оправдалось!» (Бульмеринг М. Е. Воспоминания // Архив Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына. Ф. 1. Д. Е-32. Л. 72).

Вероятнее всего, Григорий Ефимович, предвидя свою смерть, во всем положился на волю Божию – как иначе объяснить, зачем он в ту роковую ночь поехал в Юсуповский дворец?

 

 

6) Родная дочь Распутина Матрена (Мария) Григорьевна после революции оказалась в эмиграции. Она оставила после себя несколько вариантов воспоминаний, весьма беллетризированных, содержащих массу противоречий и неточностей и написанных в соавторстве с рядом журналистов. В частности, в последней своей книге «Распутин. Почему?» Матрена утверждает, что у ее отца в детстве якобы не водилось друзей, но был не зафиксированный ни в каких метрических книгах старший брат Миша, трагически погибший (утонувший). Правда, иногда встречается утверждение о том, что брат был двоюродным, однако никаких убедительных доказательств его существования при этом не приводится. Таким образом, к этому источнику (впрочем, как и ко всем) нужно относиться весьма критически. Еще раз подчеркну: все надо перепроверять!

 

– Особая сложная и важная тема – восприятие Григория Ефимовича в церковной среде – как в прошлом, так и сегодня. Что Вы можете об этом сказать? Многие ссылаются на неодобрительные слова архиереев и официальные документы (заключение Синодальной комиссии). Но есть и противоположные свидетельства – письма, наставления и благословения духовно авторитетных старцев: отцов Кирилла (Павлова), Николая Гурьянова, Иеронима (Верендякина) и др. Как все это осмыслить и «примирить» в своем уме и сердце верующему человеку, послушному чаду Русской Православной Церкви?

– Постараюсь ответить на этот вопрос как можно короче. Дело в том, что, как известно, и носители высоких санов, и притом весьма благочестивые люди, даже те, кто впоследствии был канонизирован Церковью, могли в чем-то при жизни ошибаться, где-то быть несогласными друг с другом и т. д. Время и Божественный Промысл расставят все точки над «i». Наше же дело – усердно молиться, чтобы Господь открыл нам правду о трагических событиях прошлого. 

 

– Как раз следующий вопрос – о народном почитании, движении за историческую реабилитацию и церковное прославление мученика Григория. Как Вы на это смотрите? Нужно ли православным христианам РПЦ МП в этом участвовать? Стоит, например, создать экскурсионный маршрут «Петербург Распутина»?

– Канонизация святых Царственных Страстотерпцев Русской Православной Церковью Московского Патриархата в августе 2000 года напрямую поставила вопрос о пересмотре мнений относительно приближенных Царской Семьи, в особенности, Григория Распутина, пользовавшегося безусловным доверием святых Императора, Императрицы и Их Августейших Детей.

Дискуссия, развернувшаяся в начале 2000-х годов по вопросу о возможном прославлении Григория Ефимовича, продемонстрировала совершенную полярность точек зрения на личность Друга Царской Семьи. Огромное число православных христиан по-прежнему абсолютно ничего не знает о нем и основывает свои суждения на слухах и сплетнях, инспирированных недругами России и Русского народа еще в предреволюционное время, а затем усиленно распространявшихся как большевиками, так и либеральными и даже консервативными деятелями Русской эмиграции. Полемика показала, что время церковного прославления Григория Распутина еще не пришло, общество к этому ответственному шагу не готово, и, возможно, какие-либо скоропалительные действия в данном направлении могут привести к расколу в Церкви.

Однако все это вовсе не означает, что мы должны замалчивать правду о личности Царева Друга.

 

Окончание см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник