ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СВЕТ МИРУ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Отец и брат для всех

20 мая / 2 июня – память архимандрита Владимира (Добролюбова)

 


Отец Владимир

 

Архимандрит Владимир (в миру Василий Петрович Добролюбов) родился 11 июля 1814 года в семье диакона соборной церкви города Скопина Рязанской губернии. Семилетним мальчиком поступил в Скопинское духовное училище. В ребенке сразу были замечены хорошие способности и добропорядочное поведение. В 12 лет он прекрасно освоил латынь и греческий язык, латинскую и славянскую грамматику, арифметику и катехизис, немного отставал лишь в нотном пении. По окончании духовного училища в 1828 году поступил в Рязанскую духовную семинарию.

В семинарской книге для характеристики поведения учащихся о Василии Добролюбове значится: «За декабрь 1832 года рекомендован: примерно честен; за май 1833 года рекомендован: благороден и благонравен; за октябрь 1833 года рекомендован: доброго нрава и благородного поведения; за февраль 1834 года рекомендован: нрава благородного, поведения весьма доброго; за июнь 1834 года рекомендован: поведения примерно честного, нрава благородного и кроткого».

В 1834 году Василий окончил Рязанскую семинарию со званием студента и был определен в Сапожковское духовное училище, где преподавал греческий язык и арифметику в старших классах. Но юношу тянуло на родину, где остались престарелые родители, нуждавшиеся в его попечении. И именно в Скопине проявилась его Богом одаренная творческая натура. В родном и знакомом с детства духовном училище Василий стал вести латинский язык и арифметику. Благодаря горячей любви к детям и памяти о собственных годах ученичества он смог сделать свои уроки необычайно интересными. «Он умел ввести ученика в самую глубь знания, а не по поверхности скользить», – вспоминали воспитанники. Наставник играл с детьми без скуки и утомления – и его ученики могли и писать, и читать на тех древних и практически забытых языках, каким он обучал.

15 июля 1835 года Василий обвенчался с Анной, дочерью соборного священника города Скопина Ивана Алексеевича Голубева. 1 августа того же года был рукоположен во священника к Вознесенской скопинской церкви с оставлением в должности учителя.

14 ноября 1836 года отца Василия перевели во Входоиерусалимский храм того же города с правом преподавания не только латинского языка и арифметики, но и церковного устава. В этой церкви он прослужил долгие годы, оставив после себя самую добрую память. Батюшка всегда помнил своего учителя – кафедрального протоиерея Николая Александровича Ильдомского и некогда данный им завет: «Когда зовут приобщить больного, то ни прежде, ни после не заикайся о вознаграждении за свой труд, но иди без замедления». Отец Василий строго следовал этому правилу и заслужил глубокое уважение своего прихода. Однажды с ним произошел следующий случай: по причащении больного нравственно измученная его пожилая родственница в знак благодарности сунула священнику в руку медную монету в пять копеек, от которой батюшка отказался. Женщина посмотрела на него с большим удивлением, а потом упала ему в ноги. Оказывается, у нее не было своих средств и, для того чтобы пригласить священника и хоть чем-то отблагодарить его, она все утро собирала деньги по соседям. Этот случай настолько запомнился отцу Василию, что он совсем перестал брать плату за требы и жил с семьей на свое скудное жалование.

А семья росла.19 мая 1837 года у Добролюбовых родился сын Иоанн, через год – дочь Ольга, еще через год – сын Симеон. Все дети были крещены во Входоиерусалимском храме. Конечно, ребятишки прибавляли забот, но это не мешало отцу Василию, оставаясь хорошим семьянином, продолжать полезную общественную деятельность.

Православным христианам ведом закон: Господь Своим чадам, которых Он особенно любит, посылает суровые испытания. Так произошло и с батюшкой: после рождения третьего ребенка Симеона умирает его дочь Ольга, которой едва исполнился год. Отец Василий сам отпел и похоронил девочку. 24 мая 1840 года умирает и годовалый сын Симеон. Через год – новое горе: 14 сентября 1841 года скончалась любимая 22-летняя супруга священника. Она причастилась Святых Христовых Таин и отошла с миром, оставив на попечение мужа четырехлетнего сына Иоанна. Но скорби не сломили подвижника – он принял их со смирением и продолжил трудиться: учил детей, служил в храме, воспитывал единственного сына.

7 декабря 1843 года отец Василий был назначен благочинным над 18 сельскими церквами и причтами, а 9 октября 1845 года определен инспектором Скопинского духовного и приходского училищ. За это время батюшка получил много различных наград, в том числе ему была объявлена признательность Епархиального начальства за примирение поссорившихся супругов. Через много лет, уже на склоне своих дней, отец Владимир скажет: «От Господа исправляются стопы человека. Не жизнь только дает нам Отец наш Небесный, но Он указует каждому и свой собственный путь. Посему жизнь человека есть вместе с тем и история действий Промысла Божия о человеке».

4 января 1853 года ректором Рязанской духовной семинарии архимандритом Антонием в рязанском Спасском монастыре батюшка был пострижен в монашество с именем Владимир и причислен к братии обители.

Об этом событии он вспоминал: «Вступление мое в иночество также произошло не без вразумления свыше. К концу лет моего служения в сане приходского священника делам служения моего надо было так усложниться, что для исполнения их по временам во мне чувствовался и упадок физических сил, и недостаток энергии; а потому, впадая в изнеможение, я иногда думал: не удалиться ли на уединенный подвиг о своем спасении? Но положение малолетнего сына и престарелых родителей моих представляло непреодолимое препятствие…» Не покидали отца Василия и сомнения – угоден ли Богу его уход из мира. Но Провидение и здесь расставило все на свои места: сын вырос и в 1854 году поступил в Рязанскую духовную семинарию. Кроме того, у батюшки сохранилась возможность быть рядом с сыном – в сане иеромонаха он был определен инспектором Рязанского духовного училища.

Как инспектор отец Владимир отличался строгостью, но справедливостью. Он считал, что человек более склонен ко злу, чем к добру; дурная и добрая нравственности слагаются в нем постепенно, шаг за шагом, – и потому советовал наблюдать за каждым влечением детей, чтобы вовремя оградить их от падений. Его строгость была проявлением духовной мудрости. В то же время он входил во все нужды своих учеников. Посещая дома, где обитали питомцы, он узнавал, хорошо ли к ним относятся хозяева, как их кормят, как содержатся квартиры. Не раз случалось, что к батюшке приходили плохо обутые или одетые мальчики, и он, как заботливый отец, старался им помочь.

Фактически все училище лежало на плечах отца Владимира. По выражению знавшего его человека, он был смотрителем, экономом и даже комиссаром. На годовое содержание студентов отводилось всего лишь 21 руб. 50 коп. Надо было иметь мудрость, быть хорошим хозяином, чтобы удовлетворять все потребности учащихся. Один студент, перешедший из уездной бурсы (общежитие при духовном заведении, – примеч. ред.) в Рязань, был удивлен количеством подаваемого в столовой хлеба. Вкусными были щи с хорошим мясом «в таком количестве, сколько каждый желал и мог скушать; каша с маслом, а в праздники – жаркое и белые пироги с морковью или капустой». Отец Владимир считал, что физическое здоровье есть необходимое условие хорошего умственного развития и, хотя сам вел строгий монашеский образ жизни, учеников не морил голодом, а проявлял большую заботу.

 


Рязанский Свято-Троицкий монастырь

 

11 ноября 1862 года пастырь был возведен в сан игумена и вскоре назначен наместником Николо-Радовицкого монастыря, в 1863 году возведен в сан архимандрита. Замечательно, что именно отец Владимир смог убедить прихожан и благочестивых христиан в необходимости безкорыстной помощи иноческим обителям. После столетнего перерыва с 1869 года в Николо-Радовицкий монастырь стали поступать вклады.

Кроме того, батюшка открыл приют для десяти мальчиков-сирот из семей священников, где их готовили для поступления в духовные училища. Воспитав своего сына без матери, он понимал, как трудно бывает детям, лишившимся одного из родителей. Тяжело приходилось и вдовам священников: они не могли подготовить своих чад для поступления в училище. Организованный отцом Владимиром приют давал воспитанникам не только необходимые знания для дальнейшей учебы, но и отеческую заботу от иноков. Одежда и обувь учащимся предоставлялись из монастыря, они всегда были накормлены.

За время службы в Спасской обители архимандрита Владимира наградили орденами святой Анны II степени и святого князя Владимира IV степени.

4 августа 1878 года по указу Синода подвижник был определен настоятелем Рязанского Троицкого монастыря. С именем архимандрита Владимира многое связано и в этой обители. При нем на средства купца Д. Е. Юкина был вновь построен Предтеченский придел Сергиевского храма, некогда разрушенный. Им была открыта церковно-приходская школа – сначала наподобие той, что действовала в Николо-Радовицком монастыре. Но затем она преобразовалась в полноценную церковно-приходскую школу, где обучалось до 85 мальчиков разных сословий. Два преподавателя с полным семинарским образованием давали детям вполне приличные знания. Таким образом, Троицкий монастырь, как и обители древней Руси, стал распространителем просвещения в пригороде Рязани. Для насельников батюшка был отцом и братом.

Архимандрит Владимир являлся членом Рязанского церковно-исторического епархиального комитета; председателем Совета братства святого Василия Рязанского (затем пожизненным членом); товарищем председателя, а затем почетным членом Рязанской губернской ученой архивной комиссии (РУАК) с момента ее учреждения (15 июня 1884 г.); принимал горячее участие в делах Попечительства о бедных воспитанниках Рязанской духовной семинарии, за что был избран пожизненным членом Попечительства.

Подвижник почил ранним утром 20 мая 1896 года, на 82-м году жизни. Погребение было совершено 22 мая епископом Михайловским Полиевктом под Предтеченским приделом Сергиевского храма Троицкого монастыря, в родовом склепе храмоздателя Д. Е. Юкина. К сожалению, в советское время склеп подвергся разорению и честные останки подвижника были утрачены.

 

Подготовила Ксения МИРОНОВА

 

По материалам: Синельникова Т. П.
Подвиг смирения: архимандрит

Владимир (Василий Петрович Добролюбов) //
Третьи Яхонтовские чтения, посвященные 150-летию

С. Д. Яхонтова и 120-летию Рязанского музея-заповедника:
материалы научно-практической конференции,
Рязань, 12–15 октября
2004 г. Рязань, 2005. С. 165–176.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник