ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Настоящее богословие
проявляется в жизни человека»

 

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 3

 

– Как бы Вы охарактеризовали наше время, отец Борис? Что происходит сегодня и что выходит на первый план в деле спасения души?

– Сейчас идет, я думаю, отделение козлов от овец. Овцы определяются по единственному важному признаку: у нас один учитель на всех – скорби. «Правильного» православного христианина, мирянина или священника, или епископа начинают давить скорби. Они, конечно, попускаются Богом в той мере, которую человек может понести. Но именно они сегодня есть признак того, что человек на верном пути. Об этом говорили Святые Отцы – святитель Игнатий (Брянчанинов) и прочие… Есть же притча евангельская про пшеницу и плевелы. Вот до времени жатвы – гонений, репрессий – Господь попускает расти им вместе, чтобы не повредить тех, кто искренне идет к Богу. Хотя по всему видно, вот, даже по событиям в Екатеринбурге (организованные т. н. «оппозицией» безпорядки в связи со строительством православного храма, – примеч. ред.), что время жатвы близко.
Стремительно развивается процесс глобализации. По всей видимости, собираются вводить жесткий режим, раз так гайки закручивают, что ни правительство, ни президент не внимают гласу простого народа, военных, спортсменов, специалистов, общественных деятелей… Уже сколько подписей было собрано против новых законов о цифровой экономике, биометрии, СНИЛСе. И сам я отправлял три раза письма протеста, на что получил чисто формальные отписки. Очевидно, торопятся с построением «электронного концлагеря».
К несчастью, мало людей это понимают и пытаются сопротивляться. Нас «подсадили» на городские удобства, мы зависимы от комфорта, поставок продовольствия. А приедем на землю – и что, помрем там за три дня?! Так что надо готовиться духовно и физически к временам тяжелым, лукавым – исповедоваться, причащаться, духовно окормляться… Надеяться нам не на кого, кроме Державной нашей Владычицы и Великомученика Царя Николая II – им и молимся, чтобы испросили нам Божией милости и благодати.

– Кстати, о Царской теме: как она Вам открылась? Какие у Вас есть мысли в связи с ней?

– Представляете, в церковной среде к Царю Великомученику Николаю II относятся плохо! Когда я начинал служить священником, часто встречал неприятие по отношению к нему. Сам много думал, читал, ездил на Ганину Яму, молился там, общался с понимающими людьми, и только после этого сделал выводы и поменял свое мнение об этом великом святом. А у большинства народа навязанные клеветнические штампы сохраняются до сих пор. Даже среди московских священников. Пока глубокое понимание подвига Государя есть лишь у немногих, насколько я знаю.
Нам необходимо переосмыслить революционные события начала ХХ века. Жизнь сейчас – продолжение 1917 года. Потомки тех, кто делал революцию, повсюду, им – зеленый свет. Вероятно, нам еще многое предстоит пережить, чтобы покаяться и исправить свои ошибки.
Сейчас много информации на Царскую тему поверхностной, путаной, чтобы люди не поняли всю глубину подвига Императора Николая II, который действительно искупил грех предательства Русского народа. Если мы принимаем жертву Царя, почитаем его подвиг – Господь просвещает наши ум и сердце, к нам приходят благодать и понимание, как дальше действовать по воле Божией, строить государство. А этого-то и боятся враги России и Церкви, и потому ставят табу на Царской теме, дискредитируют ее, маргинализируют верующих, которые начинают об этом говорить. В Царской теме – ключик к нашему спасению.
Видно, что после 100-летия Царского подвига, когда Господь давал нам возможность аккумулировать свои духовные силы, молитву и покаяние, пришло время практического испытания нашей крепости – начались украинские события, ускорились процессы глобализации, совершаются попытки поднять внутреннюю смуту в стране, против Церкви… И дай Бог нам продержаться теми духовными средствами, какие кто успел стяжать за все это время.

 

Беседовала
Анастасия ДЕРЖАВИНА

 

 

 

К вопросу о том, можно ли
Великомученика Императора Николая II
называть искупителем грехов Русского народа

 

Грех требует искупления и покаяния. А для искупления
прегрешений народа и для пробуждения его к покаянию
всегда требуется жертва. А в жертву всегда избирается
лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества.

 

Священномученик Иоанн ВОСТОРГОВ

 

Христос – это имя Господа нашего Иисуса Христа. В переводе с греческого означает «Помазанник». В «Полном церковно-славянском словаре» под редакцией протоиерея Григория Дьяченко (М., 1900) читаем, что христами Священное Писание называет также Царей, пророков и священнослужителей, «ибо у народа израильского обыкновенно помазуемы бывали Цари, пророки и священники при поставлении их в должность, и назывались христами, этим помазанием означалось дарование и правление Духа Святаго, в них опочивающее…» Христами называют и всех православных христиан. Значит, и Великомученика Императора Николая II тоже можно назвать христом.

Святая Церковь называет также Господа нашего Иисуса Христа Искупителем. Согласно словарю, слово «искупление» означает, «выкуп, избавление от рабства» и «особенно под этим разумеется совершенное Иисусом Христом дело нашего спасения, избавление Его страданиями и смертью рода человеческого от греха, проклятия и смерти».

Но об искуплении в том же словаре читаем цитаты из Ветхого Завета: Всякаго первенца сынов Моих искуплю(Исх. 13, 15); мать первородного должна была в 40-й день явиться вместе с ним к святилищу и заплатить за него жрецу в пять сиклей выкуп. В этом состояло посвящение Господу, и выкуп служил знаком освобождения первенцев от повинности, наложенной потом на левитов (см.: Числ. 18, 15–16). Как видно, выкуп, искупление было и в Ветхом Завете.

В мытарствах блаженной Феодоры читаем, что когда ее душа после смерти отделилась от тела, то явился преподобный Василий «и сказал Ангелам: „Господие мои, эта душа (т. е. блаженной Феодоры) много служила мне, успокаивая мою старость, и я молился Богу, и Он отдал ее мне“. Сделав это, он вынул из-за пазухи золотой мешочек, весь полный, как я (т. е. Феодора) думала, чистым золотом, и отдал его святым Ангелам, сказав: „Когда будете проходить воздушные мытарства и лукавые духи начнут истязать эту душу, выкупайте ее этим из ее долгов; я по благодати Божией богат, потому что много сокровищ собрал себе своими трудами, и дарю этот мешочек душе, служившей мне“».

Вот как блаженная Феодора описывает в видении свое прохождение первого мытарства – празднословия: «Святые Ангелы, водившие меня, положили конец моему испытанию на первом мытарстве: они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывших моих добрых дел, а чего недоставало из них на покрытие моих грехов, добавили из добродетелей отца моего преподобного Василия и искупили меня из первого мытарства, и мы пошли далее».

Мытарства блаженной Феодоры – это неотъемлемая часть Священного Предания Православной Церкви. Из приведенного выше отрывка видно, что преподобный Василий искупил душу блаженной Феодоры на мытарствах, значит, его можно назвать ее искупителем.

По этим аналогиям и Великомученик Царь Николай II, несомненно, может называться искупителем грехов Русского народа как искупивший его своими страданиями. Но, конечно, от рабства греху и от смерти искупил всех людей, все человечество Господь наш Искупитель Иисус Христос. Только Господь нас спас, принеся Себя в жертву за нас, умерев за нас, выкупив нас от рабства диаволу и смерти, примирив нас с Богом. Но есть и молитва Церкви: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Есть и спасители Отечества – спасение здесь понимается как защита от врагов Отечества...

Святой Великомученик Царь Николай II искупитель, моли Бога о нас!

 

Протоиерей Борис ПРОКОФЬЕВ

 

Печатается с незначительными
сокращениями и корректурой «ПК»

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник