ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО ЖИВАЯ РУСЬ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Тайны судеб Божиих,
хранимые Суздалем

 


Символичная скульптура по дороге в Суздаль

 

Побывать в древнерусском городе Суздале хотелось давно, но лишь весной этого года, милостью Божией, наша мечта сбылась – представилась возможность совершить туда автомобильное путешествие. Если в двух словах рассказывать о том, что такое Суздаль, то это – город-сказка. Расположенный в 28 километрах от Владимира, он стоит на равнине с классическим Русским пейзажем, в окружении безкрайних полей и зеленых островов леса.

Приближаясь к цели нашего путешествия по автотрассе от Владимира, мы словно из этой земной жизни переносились в какое-то иное пространство; вроде бы земное, но уже носящее отсвет небесного. Из современной урбанистической и технократической России мы возвращались в Святую Русь. Встретившееся нам по дороге изваяние древнерусского богатыря, победившего и сковавшего цепями трехглавого змея, настраивало на тот же лад.

На подъезде к городу нашим взорам открылась его панорама. Сколько же здесь храмов! Майское солнце било своими лучами в глаза, отражаясь в золоте куполов… В душе слилось воедино сразу несколько впечатлений – и легкость весеннего пробуждения природы, и эта чарующая картина из золота и света, и радость от того, что все это не просто запечатленный на фотографии знакомый пейзаж, а именно – настоящее, подлинник знакомой по открыткам давно любимой панорамы Суздаля.

Свое паломничество мы начали с храма святого равноапостольного Царя Константина, построенного в XVIII веке. Несмотря на то, что он находится в центре города, здесь ощущаются спокойствие и неспешность. Сам храм пятиглавый, имеет строгую, лаконичную архитектуру. Осматривая внутреннее убранство и погружаясь в его атмосферу, испытываешь естественное желание остаться, побыть здесь подольше, но – увы! – понимаешь, как много еще предстоит впереди!

Суздаль и на самом деле сказка, в которой сошлись времена и события, история каждого храма, их красота, их стили. Вот, например, только мы отошли от храма XVIII века, как тут же перед глазами уже возникают очертания более раннего, а чуть дальше – еще один, позднего стиля, и еще, и еще. Всего в городе около 30 храмов и пять монастырей: вся старинная часть Суздаля, едва ли не каждая улица, украшена церквами. Здесь излишне что-то доказывать о благочестии наших предков.

Рассказать подробно об этой поездке в рамках одной статьи, наверное, невозможно – впечатлений столько, что теряешься. Поэтому кратко опишем лишь основные пункты нашего маршрута.

На берегу реки Каменки расположен Свято-Покровский женский монастырь, заложенный в 1364 году. Главная его святыня – мощи преподобной Софии Суздальской, в миру Соломонии Сабуровой. Из-за своего неплодства она была заключена в обитель супругом, Великим Князем Московским Василием III. Будучи пострижена в монашество, княгиня смиренно приняла все случившееся как волю Божию и впоследствии преуспела в духовной жизни более, нежели многие инокини того времени. По смерти Господь за смирение вознес преподобную Софию и прославил ее нетлением мощей и чудесами.

Еще одна святая покровительница города – другая преподобная княжеского рода, святая Евфросиния Суздальская. Ризоположенский монастырь, в котором почивают ее мощи, сейчас возрождается. Известные по снимкам личного царского фотографа С. М. Прокудина-Горского две небольшие шатровые башни монастырских ворот ожидают реставрации, но даже в нынешним ветхом виде они созидают в душе благодарность нашим прадедам, строившим основательно, на века. Работа по восстановлению монастыря идет – видно, как добросовестно потрудились реставраторы и сестры обители над белоснежным трехглавым храмом XVI века, где почивают мощи основательницы святой обители.

Преподобная Евфросиния – дочь святого благоверного князя-мученика Михаила Черниговского, родная сестра святого благоверного князя Романа Брянского, тетя святого благоверного князя Олега Брянского, невеста скончавшегося еще до вступления в брак святого суздальского князя Мины. Смерть жениха усилила в душе благочестивой 15-летней княжны чувство суетности земной жизни с ее удовольствиями и послужила удобным предлогом для удаления в монастырь. Поступив в обитель, святая Евфросиния подвигами смирения, молчания, послушания, поста и молитвы стяжала благодать Святаго Духа.

Когда к Суздалю подступила Батыева орда, сражаясь под его стенами с дружиной легендарного рязанского воеводы Евпатия Коловрата, святая Евфросиния своими молитвами навела на врага тьму, – такую, что ордынцы отступили, не причинив Ризоположенскому монастырю и всем, кто в нем укрывался, никакого вреда, тогда как сам город варвары разграбили и разрушили.

 


Спасо-Евфимиев монастырь

 

Но самые удивительные открытия нас ожидали в Спасо-Евфимиевом монастыре. Его могучие стены, наверное, по размерам не уступают стенам Московского Кремля. Он находится напротив Покровского женского монастыря, на высоком берегу реки, с которого открывается красивейшая панорама в обе стороны. Перед центральными воротами обители установлен бюст с надписью «Димитрию Пожарскому – благодарная Родина». Евфимиев монастырь был родовой усыпальницей князей Пожарских, происходивших от Рюрика. Избавивший от польского ига Москву и всю Русь благоверный князь духовно окормлялся здесь и благотворил обители.

А основана она была просиявшим в подвигах поста и молитвы преподобным Евфимием, уроженцем Нижегородской земли, учеником святителя Дионисия Суздальского и сподвижником преподобного Сергия Радонежского. Монастырь до сих пор еще остается музеем, хотя главный Спасо-Преображенский храм обители, построенный в 1594 году, где почивают мощи основателя, открыт для верующих: здесь можно помолиться святому, приобрести свечи, иконы и необходимую церковную утварь. В храме сохранилась роспись 1689 года – памятник высокого искусства древнерусских иконописцев Гурия Никитина и Силы Савина.

Рядом с собором находится могила князя Димитрия, а также часовня, воздвигнутая благодарной Россией в 1885 году, разрушенная в советское время и восстановленная в 2009-м.
В Смутное время Русские люди дважды пытались освободить Москву от католических польско-литовских оккупантов. Первое ополчение под предводительством Рязанского воеводы Прокопия Ляпунова выступило в 1611 году на Москву из Рязани. Однако в результате измены воевода был предательски убит, отдав жизнь за Бога, Царя и Отечество, а ополчение рассеянно врагами.

 


Восстановленная часовня над усыпальницей
князя Димитрия Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре

 

Димитрий Пожарский принимал участие в этом походе. Израненный, он был вывезен сподвижниками из Москвы в свое имение, село Мугреево-Никольское, ныне входящее в состав Ивановской области, относительно недалеко от Суздаля, и уже не помышлял о военном сопротивлении. Однако приспело время воли Божией – преподобный Сергий трижды явился нижегородцу Косме Минину и приказал собирать ополчение. Нижегородцы призвали князя Димитрия, как искусного полководца, его возглавить. Благочестивый воевода дал обет Богу в случае победы основать монастырь, что и исполнил, впоследствии построив неподалеку от города Вязники обитель.

Второе народное ополчение выступило из Нижнего Новгорода на Москву в конце зимы 1612 года и сумело одержать победу. Князь Димитрий мог бы претендовать на Царский трон, но смиренно уступил место избранным по откровению от Бога Романовым, проведя остаток дней в подвигах молитвы и благотворения. Им было построено много храмов. Он делал дорогие вклады в Евфимиев монастырь. Перед смертью, последовавшей 20 апреля 1642 года, он принял постриг в великую схиму с именем Косма. Князь пока не причислен Церковью к лику святых воинов, с коими, верим, пребывает на Небесах, однако его прославление, можно надеяться, непременно рано или поздно состоится.

Евфимиев монастырь хранит мощи не только преподобного Евфимия и князя Димитрия, но и всемирно известного пророка схимонаха Авеля Тайновидца, современника Императрицы Екатерины II, скончавшегося здесь в заточении. Господь открыл подвижнику дату смерти Царицы, характер царствования, а также время и образ насильственной смерти ее сына, Императора Павла.

После исполнения пророчества о смерти матери Павел Петрович призвал схимника к себе и пожелал узнать от него о своей судьбе и о судьбе Русского Царства. Тогда-то святой прозорливец и предсказал Императору о его преждевременной кончине, о скорбях, ожидающих его детей и внуков, а также предрек благочестивую жизнь и мученическое убиение святого Царя Мученика Николая II и последующее тяжкое иго. Эти пророчества были Царем засекречены и передавались от Императора к Наследнику. А прореченное тайновидцем о судьбе Николая II было записано и положено в ларец с завещанием вскрыть его через 100 лет. В 1901 году Государь и Государыня прочли этот текст, и после этого Николай Александрович не раз об этом упоминал.

Но сказав об иге, ожидающем Россию после гибели Императора Николая II, тайновидец предрек Павлу Петровичу и падение этого ига. По его благословению была написана икона Рождества Пресвятой Богородицы, которая по милости Божией сохранилась до нашего времени. Из пророческого надписания на ней следует, что в России будет восстановлена Монархия.

…Время нашего пребывания в Суздале пролетело незаметно. На обратном пути мы снова проезжали мимо статуи былинного древнерусского богатыря, который вел закованного в цепи змея, и сделали снимок на память. Сказка ложь, да в ней намек… Эта композиция, хочется верить, олицетворяет тот долгожданный исторический момент, когда Русскому народу все-таки удастся одолеть всех многочисленных врагов Бога, Царя и Отечества.

Александр МАЛИНИН

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник