ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "Православный крест"
БЕЗЗАКОНИЕ УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||


«Великая безмозглость спустилась на Россию»



Конец февраля – начало марта 1917 года стали переломным рубежом в тысячелетней истории России. Свершилась Февральская революция, которую давно готовили, о которой так мечтали явные и тайные враги России. Опутав всю высшую власть интригами и заговорами, наводнив страну революционными листовками и террористическими организациями, они достигли своей цели – свергли Царя и бросили великую страну в пропасть зла и позора. Чтобы почувствовать дух, каким жила тогда Россия, почитаем свидетельства очевидцев о том, что происходило в февральские дни 1917 года…

«В Петербурге царила не просто анархия, а беснование, – писал репортер одной из газет. – Шли многочисленные демонстрации и митинги с лозунгами: «Долой старую власть!» Массы поздравляли друг друга с «падением тирании» и «гнилого режима». Какая великая безмозглость спустилась на страну! Стотысячные стада совершенно свободных граждан толкались по проспектам петровской столицы. Они были в полном восторге: кровавое самодержавие – кончилось! Над миром восстает заря, лишенная самодержавия и Православия: вот тут-то заживем! По долгу журналиста, преодолевая всякое отвращение, толкался и я среди этих стад, то циркулировавших по Невскому проспекту, то заседавших в Таврическом дворце, то ходивших на попойку в разбитые винные погреба. Они были счастливы! Если бы им кто-нибудь тогда стал говорить, что в ближайшую треть века за пьяные дни 1917 года они заплатят десятками миллионов жизней, десятками лет голода и террора, новыми войнами, полным опустошением половины России, – пьяные люди приняли бы голос трезвого за безумие».

+++

Питирим Сорокин, социолог с мировым именем, тоже был очевидцем тех петроградских дней: «Старый режим рухнул по всей России, и мало кто сожалеет о нем. Вся страна рада этому... Большинство народа надеется и ожидает, что войну теперь будут вести более успешно. Солдаты, госчиновники, студенты, горожане и крестьяне – все проявляют огромную энергию. Крестьяне везут зерно в города и в действующую армию, иногда безплатно. Армейские полки и группы рабочих выступают под знаменами, на которых начертано: “Да здравствует революция!”, “Крестьяне – к плугу, рабочие – к станкам, солдаты – в окопы!”, “Мы, свободный народ России, защитим страну и революцию”.

Однако, пытаясь убедить себя, что все действительно прекрасно, я не мог закрыть глаза на реальность. Рабочие несли лозунги “К станкам и прессам!”, а сами бросили работу и проводили почти все свое время на политических митингах. Они начали требовать 8-часовой рабочий день. Солдаты, точно так же заявляли, что готовы сражаться, но вчера, когда один из полков должен был отправляться на фронт, люди отказались, мотивируя тем, что они нужны в Петрограде для защиты революции. В селах крестьяне захватывали частные поместья, грабя и сжигая их. На улице я видел много пьяных, матерившихся и кричавших: “Да здравствует свобода! Нынче все позволено!”»

+++

Известный русский либерал, лидер кадетской партии В.А. Маклаков в 1921 году в частном письме Русскому послу в Вашингтоне Б.А. Бахметеву писал: «До революции мы имели правительство, которое было не на высоте положения; в противовес этому мы вообразили, что мы управляли бы лучше, если бы не насилие власти. Когда защитники правительства говорили нам знаменитую фразу, что “всякий народ заслуживает своего правительства”, мы утверждали, что пример России доказывает лживость этой теории. Сколько на эту тему было сказано хороших речей в Думе и пожато аплодисментов, однако революция превзошла все ожидания. Я наблюдал революцию больше, чем Вы, и скажу Вам: общественность и народ оказались хуже своего старого правительства».

+++

Подобных свидетельств очень много, и все они говорят о том, что среди массы Русского народа царило глубокое умопомрачение. Само отношение к государству как Православной Империи вырождалось, начинали преобладать мелкособственнические интересы, развитию которых мешала монархия. Народ жаждал свободы, подразумевая служение себе, а не Царю, той свободы, которую либеральная, а затем и большевистская пропаганда буквально вдалбливала в сознание масс. И это возымело свое действие. Народ охладел в любви: если уж Государя никто не стал защищать, то тем более никто не хотел защищать и его Царство: «Если бы оно было мое! ...а то ж Николая Романова, такого же гражданина, как и я... А вот революция – это мое! Потому что она гарантирует мне свободу». Конечно, такое общество было обречено. Господь ясно в Евангелии говорит об этом: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет (Мф. 12, 25).

+++

Разделение Русского Царства назревало веками. Еще в 1826 году в секретной докладной записке Следственной комиссии Государю Николаю I по делу декабристов сообщалось: «Злоумышленники думали, что найдут себе пособие и в общем разложении умов. Слыша ропот, жалобы на злоупотребления, безпорядки во многих частях управления, на лихоимство, почти всегда не наказанное и даже не замечаемое начальством, на медленность и неправильность в течении дел, на несправедливости и в приговорах судебных, и в награждениях по службе, и в назначении к должностям, на изнеможение главных отраслей народной промышленности, на чувствительное обеднение и самых богатейших классов, которые в досаде каждый приписывает более или менее мерам правительства, они воображали, что все, быть может, с излишнею живостию изъявлявшие неудовольствие, пристанут к ним и уже в душе их сообщники». Спустя сто лет все эти изъяны народной и государственной жизни стали катастрофически глубоки, а общество – неуправляемым. Шел явный процесс дехристианизации, при котором cамодержавие теряло свой смысл. Как писал большевик М. Кольцов, в самый критический момент «спасал и отстаивал Царя один Царь. Не он погубил, его погубили».

+++

В годы Первой мировой войны в немецком городе Данциге был один православный Русский приход, а настоятель его, протоиерей Александр, окормлял наших военнопленных. И оставил он одно очень важное свидетельство: «С 1914 по 1916 годы не было ни одного отказа военнопленного солдата или офицера от Исповеди и Причастия. Но когда до пленных дошли сведения, что в России произошла революция и, так сказать, обязательное Православие упразднено, то 90% пленных вообще отказались от Исповеди, от Причастия, от церковных Таинств... Осталось только 10%, но из них только 1% от общего числа военнопленных были преданными, настоящими, горячими сынами Церкви».

+++

И несмотря на это всенародное отступление, Государь Николай II правил страной. В воспоминаниях о нем приводится случай, происшедший в 1917 году. Один старый солдат сказал, что «он желал бы Императору Николаю II отлить золотой памятник». Когда «красные товарищи» спросили его, за что же, он смело ответил: «За то, что умел 22 года управлять такими ослами, как вы».

Подготовила
Нина Боголюбова

Образец заполнения бланка почтового перевода для оформления
подписки на газету «Православный Крест» через редакцию.
Для скачивания бланка кликните по картинке.
Перед заполнениемнеобходимо позвонить
по тел. 8-915-353-69-98


СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
©Православный крест. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник