СЕГОДНЯ | ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ | СТРАНИЦА 4 |
Бывший епископ РПЦ и Патриарший экзарх Украины, занимавший кафедру митрополита Киевского и Галицкого Филарет (Денисенко), а сегодня – преданный анафеме расстрига Михаил Денисенко пытается всеми способами заполучить власть в Церкви. Хоть в какой.
4 ноября 1990 года в своей проповеди митрополит Киевский и Галицкий Филарет сказал: «Вы, может, слышали из уст некоторых депутатов, что нам нужна национальная Церковь. Хорошо. Наша Церковь и есть национальная: Украинская Православная Церковь. Но мы находимся в единении со всей семьей Православных Церквей, находимся в единстве и с Московским Патриархатом, и с Константинопольским, и с Болгарским, и с Румынским, и с Грузинским, и со всеми находимся в молитвенном каноническом общении, потому что верим в единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. А все, кто отрывается от этого Тела, как автокефалы, подобные ветке, которая обломилась от дерева и рано или поздно засохнет, потому что нет в ней живительных соков. Господь сказал: “По плодам их узнаете их”, а плоды этой автокефальной церкви – безблагодатные. И кто соединится с ней – будет раскольником».
А спустя несколько лет, после того, как его не избрали на патриарший престол, сам ушел в раскол, став ненавистником Русской Православной Церкви. В 1997 году на Архиерейском соборе РПЦ Филарет (Денисенко) был предан анафеме.
В раскол бывший митрополит ушел в погоне за патриаршим куколем, который все-таки надел на себя, став главой киевского – хоть и раскольничьего, но «патриархата». Но вскоре он задумался о том, как бы легализовать в Церкви свой статус «патриарха» и выпросил у Фанара так называемый томос. Однако и тут просчитался: главой новой, опять-таки раскольничьей структуры назначили не его, а выходца из его же «киевского патриархата» Епифания Думенко. Филарету же достался утешительный приз – титул почетного «патриарха» ПЦУ. А его «киевский патриархат» и вовсе был ликвидирован.
Разобидевшись, Денисенко заявил, что именно он должен быть руководителем ПЦУ, и отказался подписывать устав вновь образованной раскольничьей структуры. Затем решил восстановить свой ликвидированный в декабре 2018 года «киевский патриархат», заявил, что «объединительный собор» декабря 2018 года, на котором раскольники приняли решение объединиться в ПЦУ, прошел с нарушениями, спровоцировав тем самым серию судебных заседаний.
4 февраля 2020 года так называемый «священный синод» ПЦУ «задним числом» запретил «патриарху» УПЦ КП совершать «хиротонии». За несколько дней до этого решения Денисенко сделал отчаянный шаг в попытке хоть где-то урвать себе власть: он объявил, что готов даже вернуться в РПЦ, но, конечно, не с покаянием, а с категоричным условием: «Если Московский Патриарх признает Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата как автокефальную Церковь в статусе патриархата, то следующим шагом будет объединение “киевского патриархата” и (УПЦ) Московского Патриархата в единую “украинскую православную церковь”, но в статусе “киевского патриархата”», – заявил он, видимо, надеясь, что останется в роли «патриарха» этого объединенного «киевского патриархата».
На слова раскольника уже отреагировали в УПЦ: «В Церковь возвращаются не с заявлениями и ультиматумами. Если ты отступил и понимаешь, что отступил, и хочешь вернуться в Церковь Христову, – возвращайся, но с покаянием. Мы же не политическая организация», – заключил пресс-секретарь Украинской Православной Церкви Василий Анисимов.
Николай Шульженко
Еще 21 ноября прошлого года Патриарх Иерусалимский Феофил III предложил провести встречу предстоятелей Православных Церквей в Иордании, в Аммане. Ее цель – обсуждение ситуации, сложившейся в православном мире после раскола, спровоцированного Киевом и Константинополем.
Но есть ли шансы, что совещание все-таки состоится, учитывая, что ряд предстоятелей от встречи уже отказались? Это виновники раскола – Константинопольский патриарх и главы Элладской и Александрийской Церквей, одобрившие его действия. Ведь изначально встреча планировалась на февраль – и уже февраль…
Есть ли надежда, что совещание произойдет – если не в феврале, то хотя бы позже? Московский Патриархат надеется не только на это, но и на позитивный исход встречи. Однако это собрание предстоятелей стало бы максималь но эффективным при участи в нем как можно большего количества представителей Поместных Церквей. Если этого не произойдет, то очевидно, что и результат его не будет исчерпывающим. Но различные Поместные Церкви принимают решение об участии в анонсированной встрече в Иордании, исходя из многих факторов, зачастую больше зависящих от политических нюансов, чем от реалий духовно-церковных.
Уже есть предстоятели, высказавшие свое желание приехать в Иорданию. Это свидетельствует об их позиции развивать диалог в любых, возможных для этого формах, чтобы как можно быстрее прекратить тот кризис, который переживает сегодня Православие. С упованием на Божественную волю будем ожидать дальнейшего развития ситуации.
Константин Щемилин
За спиной руководителей Черногории стоит великая адская сила, а они только осуществляют ее цель – разрушение и разъединение Церкви и сербов», – заявил Патриарх Сербский Ириней на крестном ходе в поддержку Церкви, который прошел 26 января в Земуне и Новом Белграде.
Напомним, что в конце декабря минувшего года власти Черногории приняли закон «О свободе вероисповедания…», который предусматривает изъятие церковной собственности у Сербской Православной Церкви. «Они хотят судить ее, владеть ею и уничтожить ее. Это – их цель», – открыто заявил Патриарх Ириней. Изъятое у православных имущество и здания планируется передавать в пользу новой раскольнической структуры, именуемой «черногорской церковью». «Власть в Черногории подняла руку на великие святыни нашего народа, на святого Василия Острожского, на монастырь святого Петра Цетинского. Хотят забрать наши святыни и принять некую так называемую Церковь, которой руководит расстриженный поп.
Этого расстригу некоторые в Черногории представили как вождя якобы Церкви», – высказался Патриарх, имея в виду некоего Михаила Дедеича, называющего себя митрополитом и возглавляющего непризнанную мировым Православием т.н. «черногорскую церковь». Давно ли православные скорбели, видя беззакония Патриарха Иринея? И вот Господь и его сотворил защитником Православия, даруя возможность спасения и покания.
Молебны, крестные ходя и молитвенные стояния в поддержку Сербского Патриархата в Черногории продолжаются уже в течение нескольких недель по всей Сербии, Боснии и Герцеговине и в самой Черногории, где на улицы выходят тысячи людей, чтобы осудить новый черногорский закон о религии – директиву о гонении на Православную Церковь.
Анатолий Кедров