ПРАВОСЛАВИЕ | СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ | СТРАНИЦА 9 |
Экуменизм – это ересь ересей, всеересь (преп. Иустин Челийский)
Этот Катехизис составлен оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Однако сам старец считал труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда. «О любви. Глава восемнадцатая. О расколе». Начало см. в № 12 (228).
Вопрос: Правдиво ли утверждение экуменистов, что Синод, возглавляемый Патриархом, и Архиерейский собор являются церковной полнотой?
Ответ:Утверждение их ложно. В Окружном Послании Восточных Патриархов (Вселенского Патриарха Анфима VI, Александрийского Иерофея, Антиохийского Мефодия и Иерусалимского Кирилла) говорится: «У нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли внести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое Тело Церкви, то есть народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою Отцев его…»
Вопрос: На чем основывается это утверждение экуменистов?
Ответ: Возведение в разряд непогрешимых любого соборного мнения иерархов основывается на подражании папистам, узаконившим на I Ватиканском соборе (1870 г.) непогрешимость римского епископа.
Вопрос: Как относится к решениям соборов Православная Церковь?
Ответ: Решение собора епископов принимается и признается Церковью только тогда, когда оно во всем соответствует канонам и правилам Святых Отцов. Если же в определении существует какое-либо изменение, то такое определение отвергается как отступление чуждое Церкви.
Вопрос: Что именуют церковной полнотой Святые Отцы Церкви?
Ответ: Святые Отцы учат, что полнота, или соборность Церкви, – это вселенскость, и потому обладать ею может только единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. «Церковь Соборною называется потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной веpе, начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душею и телом содеваемых, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях» (свт. Кирилл Иерусалим. Слова огласительные. Огласительное поучение восемнадцатое).
Вопрос: Что происходит, когда принимаются новые постановления, отличные от древних?
Ответ: Происходит отступление от истинного учения Церкви. Такое изменение называется обновленчеством. Обычно нововведения оправдывают различного рода обстоятельствами. Например, тем, что каноны якобы устарели и в настоящее время не работают, или же пытаются подстроить учение Церкви под государственные безбожные законы, что является «дружбой с миром». Священное Писание же нам говорит, что тот, кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу(Иак. 4, 4)
Вопрос: В чем состоит грех обновленчества?
Ответ: Прежде всего в человекоугодии. Но основной страстью обновленцев является гордыня: превозношение над Святыми Отцами и желание сделать лучше Всесовершенное Учение Бога, которое не нуждается ни в каких изменениях.
Вопрос: Почему экуменисты проповедуют необязательность строгого соблюдения установленных Церковью постов?
Ответ: Это они делают в угоду неправославным конфессиям, чтобы сравнять Истину с ложью. Посты были установлены святыми Апостолами. Говоря, будто в наши дни их соблюдение невозможно, экуменисты внушают христианам мысль о непредусмотрительности богомудрых церковных наставников, которые утвердили якобы неисполнимые правила. Но мы должны знать и вместе со святыми исповедовать: «Что учредил Господь чрез Апостолов, то прекрасно и непоколебимо пребывает» (свт. Афанасий Великий. Творения. Ч. 2. Письмо к Драконтию).
Вопрос: Зачем сторонники экуменизма подрывают авторитет святых Апостолов и Отцов?
Ответ: Это делается ими для подготовки к объединению с еретиками и иноверцами, у которых нет таких правил, как в Православной Церкви. Если допустить, что Апостолы и Отцы ошибались в каком-либо вопросе, значит, и любые другие их установления можно объявить устаревшими и заменить новыми.
Вопрос: Почему каноны святых Апостолов и Отцов не могут устаревать?
Ответ: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8), и потому все введенные Его учениками священные законы являются «твердыми и нерушимыми» (2-е правило Шестого Вселенского Собора), «несокрушимыми и непоколебимыми» (1-е правило Седьмого Вселенского Собора) и «непреложно свидетельствуют к уважительному соблюдению их, особенно для пастырей» (1-е правило Четвертого Вселенского Собора).
Вопрос: Как быть с тем, что сегодня многие православные действительно не соблюдают правил «Типикона» о постах?
Ответ: Неисполнение членами Церкви ее постановлений – не повод к их отмене. По немощи греховной люди часто нарушают и заповеди Божии, но это не является основанием для их упразднения. Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). «Подобает служить не времени, но Господу» (свт. Афанасий Великий. Творения. Ч. 2. Письмо к Драконтию). В случае отступления от установленных Церковью норм христианин должен не оправдывать себя, а приносить покаяние: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 8–9).
Вопрос: Правда ли, что «Типикон» отражает строгую монашескую практику в области поста, не обязательную для мирян?
Ответ: Нет, это неправда экуменистов. Высшую меру поста показал Господь Иисус Христос, в течение 40 дней не вкушавший в пустыне никакой пищи. А в «Типиконе» зафиксирована наименьшая допустимая граница воздержания. Согласно Церковному Преданию, автором «Типикона» является преподобный Савва Освященный, который называл свой Устав несколькими словами: «образец», «предание», «закон» (см.: Скабаланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение «Типикона» с историческим введением. Вып. II. Киев, 1915).
«Типикон есть не что иное, как голос Матери нашей Церкви. И к этому голосу мы должны относиться не с пренебрежением, а с безусловным и неуклонным послушанием, если хотим быть верными и преданными Святой Церкви и всем ее православным нормам» (свт. Серафим (Соболев). Доклад на Московском Всеправославном совещании 1948 года. Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. М.,1949).
Вопрос: Чем еще опасны отмена и ослабление постов?
Ответ: Пост заповедан христианам Самим Господом как оружие на врагов спасения: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Упраздняя и ослабляя установленные Церковью посты, экуменисты покушаются лишить верующих помощи Божией в борьбе с темными силами. По слову святителя Василия Великого, «пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны» (Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Сергиев Посад., 1900. Ч. 4). А святитель Иоанн Златоуст называет пост «защитой души и непобедимым оружием» (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1904. Т. 10). Кроме того, отступление от святоотеческих правил о посте лишает верующих трезвения и духовной бдительности: «Святые Отцы нарекли пост основанием всех добродетелей, потому что постом сохраняется в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и духовности наше сердце. Тот, кто колеблет основание добродетелей, колеблет все здание добродетелей» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. 3-е изд. СПб., 1905).
Вопрос: Как надлежит поступать христианину, если экуменисты утвердят новые нормы в области поста?
Ответ: В таком случае не следует подчиняться новым постановлениям, а соблюдать древние незыблемые правила: «Повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29), – это Устав Православной Церкви, Устав вечный и неизменный, Устав всех уставов, а также вечная и неизменная ее позиция» (преп. Иустин Челийский. Собрание творений. Т. 1. Догматика Православной Церкви).
Продолжение следует