ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "Православный крест"
ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПАСТЫРСКОЕ НАПУТСТВИЕ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||



Святой закон оставления обид


Се, ныне время благоприятно,
се, ныне дни спасения

(2 Кор. 6, 2)


Второго марта начинается Великий Пост, и по древнему обычаю накануне его Православная Церковь призывает своих чад загладить былые обиды и испросить прощения у тех, с кем прежде повздорили.


Однако «чин прощения не должен быть поверхностным и формальным, – пишет архимандрит Иоанн Крестьянкин. – Подошли друг ко другу, поцеловались, промолвили: “Прости меня”, а потом разошлись, хотя недоброжелательство и затаенная обида в сердце так и остались. Не этого, дорогие, ждет от нас Господь, Он ждет, что, победив в себе гордость, мы обретем особую силу и с открытой душой подойдем к обиженному и скажем, глядя прямо в глаза: “Прости меня ради Бога!” Ждет, что с корнем вырвем из сердца и взаимное озлобление, и взаимное осуждение, и все, что отдаляет нас от любви Божией. Знайте: не нужно Богу наше лицемерие. Нужна готовность всем прощать. Нужна решимость провести Великий Пост так, чтобы сложить с себя все грехи, накопленные долгими годами».


«ВСЕМ СЛУЖИ, НО НАГРАДЫ НЕ ИЩИ»
«Не огорчайся на ближнего, встречая вместо любви холодность, иначе огорчится на тебя Дух Божий, а это великая беда, – пишет архиепископ Варлаам (Ряшенцев) ( † 1942). – Чтобы не было огорчений, не ищи друзей на земле, а ищи другом Господа, Божию Матерь и святых. Обращаясь с людьми, помни, что все они слабы и немощны, и могут несправедливо тебя обидеть. Не смущайся этим. Всякую обиду считай себе наказанием за какие-либо грехи, особенно за гордость и самоцен. Нисколько не считай себя лучше других и лучше обидчика – он тут ни при чем. Он простой передатчик воли Божией. Если на кого все же огорчился, знай, что ты горд, любишь себя, а не ближних, забыл о своих грехах, о том, что нужно смиряться и терпеть. Кайся в этом на исповеди и укоряй только себя, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5).

Скажешь, что это трудно? Но с Божией помощью все возможно. Если станешь другом Господа, то несказанно утешишься этим, так как все Божие сладостно, а все человеческое бывает тягостно и смрадно. Следи за своим языком. Полюби молчание и духовное чтение. Не разглядывай жизнь окружающих, никого не осуждай, но за всех молись. Береги душу от суеты. Итак, всем служи, но награды от людей не ищи. Жди ее от Господа. Ему дашь полушку, а Он тебе в ответ – златницу.

Христовы воины. М., 2011.



«Пост – это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится безполезным, если больной не знает, как его употреблять…

Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла… Итак, пусть и глаз имеет свои пределы и правила, чтобы не увлекаться тотчас всем представляющимся ему; и язык пусть имеет ограду, чтобы не предупреждать мысли… Должно всячески воздерживаться и от непристойного смеха, и походку иметь тихую и спокойную, и одежду скромную… Ибо благопристойность внешних членов есть некоторое выражение внутреннего состояния души».

Святитель Иоанн Златоуст



«ТРЕПЕЩИ ПРЕД МЫСЛЬЮ О СТРАШНОМ СУДЕ»
«Пришло время вступить на светлый путь покаяния и поста. Как надо начать его, научает Сам Господь: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14).

Видите, какое безусловное требование? Именно так оставит Он нам долги наши, как мы оставляем должникам нашим. Если простим от всего сердца – и Он простит, если не простим – и Он не простит, ибо слова Его непреложны. Закон прощения ближним – великий, святой закон. За неисполнение его Господь отвергнет нас.

Много ли нужно для прощения? Сказать четыре слова: “Брат мой, прости меня”. Так просто, но язык не поворачивается произнести их. Кто держит язык? Сам диавол, ибо знает, как велика сила прощения. И мало-мало таких, кто могут промолвить эти простые четыре слова. Но если хоть раз попробует человек их произнести, то сердце его сразу начнет преображаться. Сейчас же он почувствует тихую радость! На устах его появится чистая улыбка, мир Божий сойдет в сердце его. Если два-три раза поступит так, то привыкнет просить прощения у ближних. Тогда будут развязаны путы языка его, и с каждым разом ему будет все легче просить прощения. Будем же помнить, что нельзя начинать пост, не исполнив этого требования Христова. Пусть никто не утешает себя надеждой, что Страшный Суд не будет страшен. Пусть вспоминает он всех святых, которые, не имея никаких тяжких грехов, считали себя великими грешниками и трепетали пред мыслью о Страшном Суде».

Архиепископ Лука Крымский

Слово на вечерне

Прощеного воскресенья

23 февраля 1947 года.



«УВАЖЬ СЕДИНУ ПОСТА»
«В эти покаянные дни Святая Церковь облеклась в траурную одежду, и особою службою, песнопениями, постовым колокольным звоном выражает она, что в эти дни сокрушается, плачет и сетует о своих чадах, – отмечал в своей проповеди архимандрит Кирилл Павлов (“Слово во вторник первой седмицы Великого Поста”). – Подобно тому, как евреи, лишившись своего Отечества, плакали в плену, сидя на берегах рек вавилонских, так и мы должны оплакивать утрату Царствия Небесного, которого лишились по своим беззакониям.

“Пост – дар древний, нестареющий, но непосредственно обновляемый, цветущий во всей красоте”, – говорит святитель Василий Великий. А все, отличающееся древностью, достойно почтения. Уважь седину поста. Он современен человечеству и узаконен в раю. Первую заповедь поста принял первый человек Адам: не есть плодов от древа познания добра и зла (Быт. 2, 17).

Все святые любили пост. При обильной пище и роскоши никто не принимал духовных дарований. Пока евреи питались манной небесной и водою из камня, то побеждали врагов и все были здравы, а когда захотели мяса, то не увидели Земли обетованной.

40 дней постился пророк Моисей на горе Синай, и за то удостоился слышания гласа Божия и получил от Него Закон для израильского народа. Молитва преподобной Анны, соединенная с постом, даровала ей благодатное дитя – пророка Самуила. Пост сделал неодолимым Самсона, и враги падали вокруг него тысячами. Даже львы не выдерживали крепости рук Самсоновых! Но когда овладели им пьянство и блуд, он был уловлен неприятелями и, лишенный очей, выставлен на посмешище детям иноплеменников.

Жизнь Иоанна Предтечи была сплошным постом. Апостола Павла пост возвел на третье небо. Святой пророк Даниил три недели не ел хлеба, не пил воды и своим постом заградил уста львов. Когда он был брошен к ним в ров, они не причинили ему никакого зла.

Строго постясь, пророк Илия смог заключить небо на три года и шесть месяцев, и не было в то время ни капли дождя, ни одной росинки. И все растения на земле посохли, и начался среди людей великий голод, и смерть косила их тысячами. Пророк видел, что от пресыщения рождается в народе много наглости и зла, и чтобы исцелить народ от роскоши и распутной жизни, наложил на него невольный пост – голод. Так был остановлен без меры разлившийся грех.

…На Первой неделе Великого Поста мы будем слушать Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского: “Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается”. С этими словами обратимся мы и к душе своей и постараемся пробудить ее от тяжкого сна».

Подготовила Ирина Тихомирова




Пост рождает пророков, укрепляет сильных, умудряет законодателей. Пост – училище подвижников, матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешествующих. Польза его открыта всякому роду жизни и состоянию тела. Он охраняет младенцев, уцеломудривает юность, делает почтенным старца. Пост – самое приличное убранство женщин, охранение супружества, воспитатель девства. Постом изгоняются нескромные речи и насмешки. Если бы пост владычествовал во вселенной, то был бы всюду глубокий мир, и не было бы восстания одного народа на другой, и жизнь не была бы столь наполнена скорби и протекала бы в безмятежии.


Святитель Василий Великий


СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
©Православный крест. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник